Урок формирование новых знаний "Властелины Земли. Тип Членистоногие". 7-й класс

Разделы: Биология

Класс: 7


Сегодня на уроке мы познакомимся с властелинами Земли, попробуем разобраться в их многообразии, выяснить, боимся ли мы их или сотрудничаем.

Запись темы урока на доске и в тетрадях: "Властелины Земли. Тип Членистоногие"

Какими же качествами должны обладать существа, чтобы владеть целой планетой? (овладение всеми средами жизни: бегать, прыгать и летать, многочисленность, разнообразие приспособлений и т.д.)

Представьте себе, что мы хотим написать письмо инопланетянам, в котором расскажем о тех, кто обитает на нашей планете. Как обозначить овладение всеми средами жизни? (приводим рисунок на доске и в тетрадях, сначала слушаем варианты, предложенные детьми)

(ковшик - водная среда, над ним - воздушная, на ручке - наземная, под ручкой - почвенная).

Далее обозначаем распространенность во всех географических поясах:

Далее - многочисленность. О многом ли скажет просто число видов 1,5 миллиона? Как же обозначить? (долей от числа видов на Земле)

(2/3 от общего числа видов животных на Земле).

Вы еще не догадались, о ком же идет речь? Тогда портретная галерея поможет вам. Демонстрация фотографий членистоногих, принадлежащих разным классам (презентация).

Запись в теме: Тип Членистоногие. Классы (с примерами).

Демонстрация слайда, с которого переписывают названия животных:

Тип Членистоногие

Класс Ракообразные Класс Паукообразные Класс Насекомые
Речной рак

Омар

Краб

Креветка

Лангуст

Каракурт

Скорпион

Клещ

Сенокосец

Тарантул

Медведка

Муравей

Водомерка

Кузнечик

Капустница

Все животные такие разные, но что же у них всех общее? (слушаем ответы детей). Вам поможет в этом список терминов. Все термины - на слайде презентации.

1. Двусторонняя симметрия Х
2. Лучевая симметрия А
3. Гермафродит В
4. Раздельнополый И
5. Гетеротроф Т
6. Автотроф А
7. Регенерация И
8. Нервная цепочка Н
9. Нервные стволы К
10. Замкнутая система Е
11. Незамкнутая система !

По этим терминам проводится аукцион (кто более точно дает определение термина, получает карточку: полное определение - красная карточка, неполное - зеленая). По карточкам будет подводиться итог урока и выставляться оценки.

Предлагается выписать в тетрадь только те признаки, которые помогли Членистоногим освоить Землю, выкладывается набор цифр, соответствующих терминам на слайде, затем идет самопроверка и получается слово - хитин.

1

4

5

7

8

11

Х

И

Т

И

Н

!

Продолжаем составлять письмо инопланетянам: появляются рисунки по хитину, его свойствам (что могут предложить дети), вводится понятие "линька".

Овладеть планетой помогают хорошо развитые органы чувств: рисунок по глазам, усикам.

Эти рисунки ребята могут составить самостоятельно.

Когда Алиса из страны чудес сказала гусенице, что с нею происходят чудесные превращения, то гусеница ответила, что ничего особенного и чудесного в этом не видит. Почему так ответила гусеница? О каком удивительном свойстве насекомых идет речь? Изображаем циклы превращений: полное и неполное, указываем раздельнополость.

Можем ли мы теперь перевести наше письмо на русский язык? Закрепляем материал.

По рисункам ребята полностью восстанавливают рассказ о Членистоногих.

Сможем ли мы ответить на вопросы инопланетян? Проверим. Кроссворд наоборот: по готовому кроссворду составляем вопросы друг другу (на слайде).

Если мы говорим, что Членистоногие - властелины планеты, то какое положение занимаем мы: мы боимся их или сотрудничаем? Делим класс на 2 части: одни доказывают боязнь, другие - дружбу.

Составляем сводную табличку "Значение Членистоногих". Показать картинки полезных и вредных членистоногих (или на слайде).

Какое еще значение - декоративное, наслаждаемся красотой. Демонстрация фильма "Бабочки".

д/з: подготовить кроссворды по классам Членистоногих.

Выставление оценок.

Литература:

  1. А.В.Теремова ("Я иду на урок биологии. Зоология. Беспозвоночные", Библиотека "Первого сентября", М: Первое сентября. 1999).

Приложение.