Урок-конференция "Земля — наш дом родной"

Разделы: Начальная школа


Задача: формирование нравственно- гражданских качеств через привитие любви к природе (конкретно к природе своего края)

Цель: воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

1.Открытие конференции

Учитель: Здравствуйте, уважаемые гости, участники конференции.

Хотелось начать нашу конференцию с таких строк:

Любовь к Родине надо
воспитывать с любви
к родной природе,
начинать это воспитание
с детства… С малых лет
в школе детей надо бережливо
и поэтично посвящать
в громадные тайны
окружающего их
загадочного, еще
не исследованного ими мира…
дети
должны изучать
привычки и жизнь
лесных и водных жителей,
закрытую от постороннего
глаза.
(Л. Леонов)

Сегодня мы собрались с вами на конференцию, которая посвящена теме «Земля - наш дом родной».

Приглашаются участники конференции- корреспонденты «Лесной газеты» из отделов: «Вести из леса», «Рыбацкий узел», «Почта», «Городские новости», «Сельские новости».

2. Выступление участников конференции

Учитель. Слово для открытия конференции предоставляется корреспонденту, представителю отдела «Вести из леса».

Корреспондент. Сегодня я хочу представить вашему вниманию сообщение о некоторых представителях животного мира Кемеровской области.

Косуля - красивый, грациозный олень, очень часто встречается на окраине таежных районах, в светлых лиственных лесах. Местное население называет косуль дикими козами. Живут они небольшими стадами в 10-20 голов. Косули пугливы и осторожны. Заметив опасность, они спасаются бегством. Питаются травой и листьями деревьев и кустарников. В зимнее время косули уходят в малоснежные районы. Зимой нуждаются в подкормке, поэтому охотники и лесники устраивают кормушки.

Рысь по своему виду очень похожа на домашнюю кошку, только значительно больше и сильнее. На ушах у нее приметные кисточки. Рысь охотится в одиночку. Она подкарауливает свою добычу, усевшись на ветке дерева над тропой, прыгает ей сверху на спину и хватает за шею. Рысь охотится на косуль, зайцев, нападает на глухарей и других птиц.

Учитель. Кто хочет дополнить выступление нашего корреспондента?

(Лось, бурый медведь)

Учитель. Слово для выступления предоставляется корреспонденту, представителю отдела «Рыбацкий узел».

Корреспондент. Сегодня я буду говорить не о рыбах, а о грызунах, ведущих полуводный образ жизни.

Речной бобр - крупный грызун, достигает 30-32кг. Жизнь его тесно связана с водой. Бобры прекрасно плавают и ныряют, имеют ряд особенностей, связанных с водным образом жизни. Мех бобра очень густой и почти не намокает. Между пальцами задних конечностей имеется плавательная перепонка, хвост широкий, плоский, покрыт роговыми чешуйками.

Ондатра - завезена и выпущена в угодьях России в 1927г. Родина ее -Северная Америка. Ондатра ведет полуводный образ жизни, живет в норах, устраиваемых в берегах водоемов, где имеется растительность. Вход в нору ее скрыт под водой. Если нору вырыть нельзя, то она строит хатку из корневищ и стеблей водных растений, скрепляя их илом. Приносит два помета за лето, по 4-7 детенышей в каждом. Питается камышом, тростником и другими водными растениями. Ондатра дает красивый ценный мех.

Учитель. Слово корреспонденту из отдела «Почта».

Корреспондент. Я хочу вам зачитать жалобы, которые пришли в наш адрес. Определите, о ком идет речь, и какую пользу оно приносит.

ЖАЛОБА 1.

«Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то еще камнем бросят или ногой пнут. А за что?
Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то.
Не всем же быть красавицами! А вот польза от меня людям большая».

(Здесь говорится о жабе. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу - и они исчезнут.)

ЖАЛОБА 2.

«На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно».

(Это о летучей мыши. Она охотится только ночью, но польза от нее огромная. Уничтожает вредных насекомых.)

Учитель. Ребята, в защиту кого вы хотели бы выступить сегодня?

«Кукушка - единственная из всех птиц, которая подкладывает свои яйца в чужие гнезда и никогда сама не выкармливает своих птенцов. А знаете, почему она это делает?

(Кукушка- птица насекомоядная и к тому же очень прожорливая. И главное - она поедает таких гусениц, которых, кроме нее и иволги, не едят другие птицы. Ведь среди гусениц есть и мохнатые. А кукушка ест их всех подряд. Кукушата не могут есть таких гусениц, как взрослые кукушки. Вот и выкармливают их другие птицы. Подкладывая яйца в чужие гнезда, кукушка спасает своих птенцов от голодной смерти.)

Учитель. Слово для выступления предоставляется корреспонденту городских новостей.

Корреспондент. Я хочу прочитать вам письмо мальчика.

Какого жука я в лесу повстречал!
Он топал, как бык, и рогами качал.
И очень серьезным и грозным он был-
Я даже дорогу ему уступил.
Мне имя его неизвестно пока,
Но я не забуду лесного жука.
Я в городе в библиотеку пойду,
Жука моего по рисункам найду.
Узнаю, где водится, как он живет,
Зачем ему крылья и что он жует.
И будут страницы, как травы, шуметь,
И будут, как птицы, трамваи звенеть.
Я всем расскажу про жука своего,
Как славно, что я не обидел его!

Учитель. Не напомнило ли вам это письмо какие-то истории? (Уч. рассказывают о мальчике и Жучке из рассказа В. Л. Дурова «Наша Жучка».)

Учитель. А вот корреспондент «Сельских новостей» привел с собой помощников.

Мальчик.

Мотылек, как же так?
Целый день ты летал
И совсем не устал?
Расскажи, как ты живешь?
Что ты ешь? Что ты пьешь?
Где твой мир? Где твой дом?
Расскажи обо всем.

Мотылек.

Я живу на лугах, и в садах, и в лесах,
Я летаю весь день в голубых небесах.
Солнце ласковый свет озаряет мой кров.
Мне еда и питье - ароматы цветов.
Но живу я недолго - не более дня.
Будь же добрым со мной и не трогай меня!

Корреспондент. Ребята, я слышал про мальчика, который обменял дорогую игрушку самосвал на светлячка и был этому рад. Не подскажете ли мне, кто этот мальчик и откуда он?

(Это Дениска из рассказа Виктора Драгунского «Он живой и светится».)

3. Подведение итогов конференции

Учитель. Наша конференция подходит к концу. Скажите, ребята, к чему призывал вас каждый выступающий? ( Учиться видеть вокруг себя живое. Все хотят жить!)

Ученица.

Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!
(М. Дудин)

Конференция заканчивается песней.

Не дразните собак,
Не гоняйте кошек.
Не жалейте для птиц
Ни зерна, ни крошек!
И тогда воробей,
Ля, ля, ля, ля,
Песенкой разбудит.
А царапать и кусать,
Ля, ля, ля, ля,
А царапать и кусать
Вас никто не будет…