Интеграция художественного и логического на уроках изобразительного исскуства

Разделы: МХК и ИЗО


В течение многих лет в общеобразовательных школах смотрели на предмет «изобразительное искусство» свысока: считали его второстепенным предметом и выводили на второй план.

Сейчас, когда общество стремительно переходит к информатизации, дети всё больше и больше времени уделяют компьютеру.

Современный ученик должен быть не только информационно–коммуникативно развитым, но и быть культурно развитым человеком: эстетически и нравственно. Любить свою страну, её историю и культурное наследие, народные традиции и обычаи.

С традициями в народном искусстве учащиеся углубленно знакомятся в пятом классе по программе Б. М. Неменского, приобщаются к родным истокам народного искусства. Весь учебный год ориентирован на это. Изучая с учащимися искусство во времени, учитель должен опираться на новые технологии в обучении: например, на интеграцию художественного и логического.

Долгие годы под интеграцией на уроках понимали межпредметные связи в обучении.

Обучение изобразительному искусству должно развивать не только эмоции и чувства, но и учить детей «работать головой»: интеллектуально и логически мыслить.

В своей книге «Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического» С. В. Аранова остро выводит эту проблему на первый план.

Логика мыслей учащихся на уроке изобразительного искусства развивается только тогда, когда сам учитель заинтересован в этом. Учитель должен построить ход урока так, чтобы учащиеся самостоятельно отвечали на поставленные ими вопросы, могли логически рассуждать.

Логическое и художественное должны соединиться воедино на уроке изобразительного искусства. Рисуя, учащийся мысленно представляет воображаемое, фантазирует, опираясь на научные предположения, факты, которые ему известны или стали новыми в процессе изучения материала, логически строит композицию, соблюдая основы изобразительной грамоты.

Урок изобразительного искусства в 5 классе «Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла» по программе Б. М. Неменского построен на интеграции художественного и логического. Начало урока необычно тем, что начинается с фрагмента русской народной сказки «Волшебная птица». Этот эпизод собрал воедино всё мастерство русского народа: чем славится и гордится Русская Земля. Фрагмент сказки является, своего рода, ступеней к продолжению изучения народных промыслов, к повторению ранее изученного.

Повторяя изученный материал, собирая пазлы народных расписных игрушек, Дымковской, Карпогольской, Филимоновской, учащиеся вспоминают особенности этих росписей.

Этот вид работы охватывает всех учащихся класса, тем самым, каждый в группе вовлечён в работу: повторение ранее изученного материала.

Изучение нового материала опирается на закрепление ранее изученного. Учащиеся сами логически выстраивают этапы изучения нового материала: чем удивительна роспись гжельской посуды, как получить мазок кисти с оттенком… .

Знакомясь с презентацией по теме урока, учащиеся рассматривают характер и виды росписей гжельской посуды.

Выставляя на демонстрационном стенде художественные изделия разных промыслов, среди которых Гжель, учитель проверяет знания учащихся: что можно отнести к Гжели, а что нет и почему.

Каждый этап урока должен быть логически завершённым и плавно переходить в другой.

Практическая часть урока построена на групповой работе: учащиеся самостоятельно распределяют работу между членами группы – небольшой фабрикой по изготовлению гжельской керамики. Этот вид работы вовлекает учащихся в совместное творчество. Каждый из ребят ответственен за конечный результат: росписи посуды «под Гжель».

Весь процесс творческой работы на уроке сопровождается народными мелодиями.

Каждый учитель старается, чтобы на уроке у учащихся был творческий настрой, атмосфера единения всего классного коллектива. Когда творческий процесс заставляет логически мыслить учащегося, то, несомненно, индивидуальная художественная работа каждого будет неповторима и своеобразна в творческом решении.

Тема урока. Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.

Класс: 5 класс.

Программа: Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. М.: Просвещение, 2006 год.

Тип урока. Изучение нового материала.

Вид работы. Декоративное рисование.

Форма работы. Работа в группах.

Цель. Формировать представление о народных промыслах.

Задачи:

  • воспитывать нравственно-эстетическое отношение к народной культуре её истории и традициям;
  • познакомить учащихся с гжельской керамикой, разнообразием её форм, особенностью росписи;
  • развивать логическое мышление, художественную фантазию и вкус;
  • вырабатывать навык работы с художественными материалами.

Оборудование: компьютер, проектор, демонстрационная доска. 

Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, акварель, белая бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: таблицы – иллюстрации с изображением гжельской керамики; карточки со словами-терминами; пазлы народных игрушек; фрагмент русской народной сказки «Волшебная птица»; слайды «Гжель»; керамические изделия разных промыслов, среди которых «Гжель».

Музыкальный ряд: народные мелодии.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Подготовка рабочего места. Проверка готовности ребят к работе в группах.

II. Закрепление ранее изученного материала.

1. Показ отрывка из сказки «Волшебная птица».

- О чём эта сказка?

(О русских умельцах, народных мастерах, прославляющих Русь – матушку своим искусным ремеслом)

- Почему наш урок начался с фрагмента этой сказки?

(Потому что мы на предыдущих уроках знакомились с народными промыслами)

- Какими? (Дымковской, Карпогольской, Филимоновской игрушками).

2. Логическая разминка (работа в группах).

На столе у каждой группы «Смешанные пазлы» Дымковской, Карпогольской, Филимоновской игрушек. Задание: собрать пазлы по промыслам игрушек.

- Что мы должны помнить, собирая пазлы игрушек?

(Особенности росписей Дымковской, Карпогольской, Филимоновской игрушек).

III. Знакомство с новым материалом.

1. Вступительная беседа.

- Из какого материала сделаны эти игрушки?

(Из глины)

- Что можно ещё изготовить из глины?

(Посуду, сувениры)

2. Сообщение темы и задач урока.

- Сегодня мы продолжаем разговор о народных промыслах, познакомимся с гжельской керамикой, разнообразием её посудных форм, особенностью росписи.

Звучит музыка. На фоне музыки учитель начинает урок.

- Из каких материалов можно сделать посуду? (Дерева, глины …)

Греки назвали глину «керамос». Отсюда и название – керамика.

Но и глина может быть разной: цветной , белой и необыкновенно белой.

3. Толкование слов на доске «художественных понятий».

Посуда, сделанная из цветной глины - майолика.

Посуда, сделанная из белой глины – фаянс.

Посуда, сделанная из необыкновенно белой глины – фарфор.

Майолика, фаянс, фарфор – всё это объединяется одним понятием – керамика.

Недалеко от Москвы находится известный центр гжельской керамики. Он собрал вокруг себя три десятка близлежащих деревень.

Гжельская волость славилась поделками местных мастеров. Жили здесь мастера гончарного дела.

В 17 веке царь Алексей Михайлович издал указ о прииске глины во Гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов. С тех пор так и повелось: при Петре Великом «приискивали» глину для кирпича, при его дочери – императрице Елизавете – для первого в стране фарфорового завода.

Всякую глину давала земля гжельская умелым рукам – и для гончарного дела, и для майолики.

4. Показ слайдов «Гжельской росписи».

На всю Россию славились гжельские мастера своими расписными тарелками, сосудами своеобразной формы (флягами, квасниками, кумчанами), украшенными яркими сложными рисунками, выполненными жёлтым, синим, зелёным и коричнево-фиолетовым цветами.

При обжиге в печи глиняная посуда закаливалась, становясь звонкой и прочной. Гжель не всегда была сине – белой. Около двухсот лет назад, когда промысел только начинался, мастера создавали изделия из красной глины с многоцветной росписью по белому.

Это майолика. Её делают и сейчас.

Вслед за майоликой появилась бело-голубая гжель. Это фаянс.

Расписывалась эта посуда по белой обожжённой глине кобальтовой краской чёрного цвета, а сверху покрывалась глазурью. При обжиге кобальт становился пронзительно - синим, а прозрачная полива приобретала блеск.

Удивительна и роспись гжельской посуды. Самым излюбленным узором считается сказочная роза. Узор цветка выполняется большими и маленькими кистями.

- Почему? (Мазок большой кисти – крупный цветок, маленькой – мелкие цветки)

- Как получить мазок кисти с оттенком? (Нужно чтобы краска на кисти была с одной стороны для оттеночного мазка)

На гжельской посуде можно увидеть пионы, волшебные цветы, пейзажи, тематические картины. (Показ слайдов «элементов гжельской росписи»).

IV. Закрепление изученного материала.

Обратите внимание, перед вами, ребята, глиняные статуэтки, посуда.

(На демонстрационном стенде выставлены изделия разных художественных промыслов, среди которых Гжель)

- Что из этих изделий мы можем отнести к Гжели?

- А что нет?

- Как вы определили? (По цвету, росписи)

- Как вы думаете, чем мы с вами будем заниматься на уроке?

(Да, правильно, будем расписывать гжельскую посуду)

V. Постановка художественной задачи.

Сегодня на уроке вы будете работать в группах. Каждая группа – художественная мастерская фабрики по изготовлению гжельской керамики, в которой должна распределиться работа по изготовлению и росписи гжельской посуды.

Вы – группа, и посуда ваша – группа.

- Посуду, объединённую в группу, как мы будем называть?

(Сервиз)

Из расписанных предметов вы должны сервировать стол. Вы должны красиво расположить предметы на столе, чтобы ваш стол радовал гостей.

Красиво расположенные предметы на столе это…? (Композиция)

- Приступайте к работе.

VI. Практическая работа.

VII. Показ композиций на демонстрационной доске.

VIII. Итог.

- Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Чем «Гжель» отличается от других художественных промыслов?

IX. Домашнее задание.

- Найти иллюстрации, фотографии с изображением цветов и принести на следующий урок.

Презентация