Методическое обеспечение научных исследований школьников по географии: опыт работы

Разделы: География, Внеклассная работа


Организация и развитие научно-исследовательской работы школьников – одна из основных форм творческой работы с молодежью. Раннее приобщение детей к исследовательской работе позволяет развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся. В современной школе при реализации научно-исследовательских работ возникают два типа противоречий:

Первое противоречие: научная работа - это способ самореализации личности одаренных и высокомотивированных детей. Учитель, чаще всего, является грамотным педагогом, но не обладает необходимыми навыками, знаниями и умениями в ведении и руководстве научно-исследовательскими работами.

Второе противоречие: у среднего учащегося учителю трудно развивать творческие способности, если нет интереса к предмету, который в школе являются мало популярным, потому что предмет невостребован при поступлении в вузы.

Как уже говорилось выше, научно-исследовательская работа требует от педагога знаний в объеме, значительно превышающем рамки школьной географии. В этом случае учитель должен стать наставником, который способствует развитию научного мышления. Наставничество является особой формой работы по передаче научных ценностей, формирования научного стиля мышления учащихся. Наставник может вызвать популяризацию науки среди учеников через научно - исследовательские работы, которые носят практическую направленность, а в частности через школьные научные экспедиции.

В 2002 г. создано детское объединение «КЮНИ», имеющее достаточно большой опыт организации и проведении школьных эколого-краеведческих экспедиций, дающих богатый и разнообразный материал для выполнения разнообразных научно-исследовательских работ. В ходе подготовки экспедиционных и исследовательских работ

неоднократно сталкивались с проблемой методического обеспечения. Решением этой проблемы стала адаптация методик проведения полевых практик высших учебных заведений (МГУ, ЛГУ, Львовский и Воронежский государственные университеты). Существуют общие и узкоспециализированные методики, которые разрабатываются для конкретной территории. Главная цель адаптации таких методик – это частичное упрощение материала (в определенных пределах) и подготовка справочных материалов, которые позволяют школьникам использовать данную методику (например, методика описания ПТК), а также адаптации методики идет с позиции ее применения на территории Хабаровского края для решения конкретных исследовательских задач (методы исследования рекреационных нагрузок на ландшафты).

Нами используется следующий алгоритм адаптирования исследовательских методик:

  1. Подбор методики или какого-то метода (дешифровка космоснимка). Источники: часть методик упоминается в научных работах, где можно взять идею, а сама методика разрабатывается самостоятельно; интернет-ресурсы (сайты высших учебных заведений, где размещаются учебные пособия по проведению полевых практик для студентов); собственно учебные пособия и учебники; журнал «Исследовательская работа школьников».
  2. Анализ содержания методики и выявление «проблемных» вопросов для учащихся.
  3. Анализ содержания методики с целью упрощения.
  4. Подготовка методического пособия в адаптированном виде.
  5. Написание методических рекомендация для учащихся для работы с методикой.
  6. Индивидуальная работа с учащимися.

Успех реализации той или иной методики зависит от того, насколько ясно сформулированы цель исследования и задачи:

1. Цель работы должна быть конкретной, четко сформулированной, чтобы ясно выделить вопрос, на который хотим получить ответ. Кроме этого цель должна быть доступна для конкретного исследования, т. е. отсутствие «гигантизма» (например, цель работы - изучить экологические проблемы рек, а сама работа по содержанию соответствует описанию экологического состояния ручья …).

Например, используя методику описания природно - территориальных комплексов [1,2] цель может варьировать:

  1. от составления экологического паспорта объекта (окрестности памятника архитектуры «Петроглифы Сикачи-Алян», 2003 г., окрестности оз. Амут, 2008 г.);
  2. физико-географичекая характеристика территории (долина р. Бикин (2002 г.). Цель работы – изучение природных условий, животного и растительного мира бассейна реки Бикин (на примере окрестностей поселока Лесополиное), его современного состояния и значимости, как всемирного природного наследия);
  3. до ландшафтного профилирования территории (заповедник «Большехехцирский» (2005 г.). Цель работы – изучение особенностей территории хребта Большой Хехцир и закономерностей вертикального распределения природных комплексов);

2. Формулировка задач исследования должны четко указать, для чего проводилась работа, зачем нужно было выяснять, что хотелось бы узнать. Вопросы должны быть четкими и предполагать однозначный ответ. Условно можно подразделить возможные задачи на следующие типы [3, материал использован с изменениями]:

  1. Количественные задачи (адаптированная методика, составленная на основе методических рекомендаций Воронежского государственного университете «Методы исследования рекреационных нагрузок на ландшафты») [4].
    Пример, определить стадии рекреационной дигрессии при подсчете тропиночной сети, кострищ (окна «выжигания»).
  2. Качественные задачи (Какова связь?)
    Пример, «Установить зависимость ….»
  3. Функциональные задачи (вопрос для чего, зачем?)
    Пример, «Исследовать вертикальное распределение природных комплексов хребта Б. Хехцир»
  4. Задачи по выявлению механизма (Как?)
    Пример, «Выяснить, какая существует связь …»
  5. Задачи на выявление причин (Почему?)

Задачи должны отражать цель и последовательность достижение этой цели.

В исследовательской работе могут использоваться методики в полном объеме или выбраны отдельные методы исследования в зависимости от поставленной цели. В работе кружка «КЮНИ» используются следующие методы исследования:

  1. метод дешифровки данных дистанционного зондирования Земли (подсчет площадей выгорания лесного массива на космоснимках);
  2. описательный;
  3. ландшафтно-геоморфологическое профилирование (на местности после первичного осмотра определялись наиболее типичные участки и закладывались профили согласно методическим рекомендациям по ландшафтным исследованиям в горных и предгорных территориях (адаптированная методика Миллера, 1976). По ходу движения отмечались: уклон и характер поверхности, точки границ геосистем, изменение и характер растительности; закладывались точки комплексного исследования фаций (КИФ) (адаптированная методика КИФ МГУ, ДВНЦ ТИГ АН СССР, 1987). В них проводилось полное описание природных комплексов (геология, геоморфология, растительность, почвы, название природного комплекса);
  4. фотографирование территории;
  5. опрос и беседы с местными жителями (позволяет выявить виды и интенсивность использования природной среды и отношение местных жителей к окружающей среде и к ее охране);
  6. метод визуальной оценки;
  7. метод маршрутных учетов (визуальный подсчет количества отдыхающих вдоль берегов исследуемого водоема, способ их перемещения, вид рекреационной деятельности);
  8. продольно-поперечных трансектов (визуально определяются общие границы территории с повышенной плотность рекреантов, внутри этого ареала выделяются выделы с разной плотность отдыхающих. Затем определяется площадь каждого ареала, с помощью шагов, а затем переводятся в метры, и анализируется нагрузка одыхающих);
  9. метод количественных характеристик (анализ изменений в ландшафтах, возникающих под воздействием рекреационных нагрузок различной интенсивностью. Связано с подсчётом тропиночной сети, окон «выжигания» и «вытаптывания», где выясняется степень дигрессии ландшафтов);
  10. моделирования (предположения)

Методика – это инструмент научного познания. Она представляет собой этапы выполнения исследовательской работы и совокупность методов исследования. Но реализация любой методики невозможна без четкой постановки и понимания цели работы, а также творческого поиска и импровизации в путях ее применения.

Список литературы

  1. Остроухов А.В., Остроухова Ю.В. Методика описания природно-территориальных комплексов, адаптированная для школьников // Экологическое, географическое, биологическое образование в школах Хабаровского края» № 1, 2006, С. 12-16.
  2. Остроухова Ю.В. Бикин - жемчужина уссурийской тайги // Сборник работ научно-практической конференции. НМИЦ, Хабаровск, 2004, С.39-52.
  3. Харитонов Н.П. Технология выполнения и оформление самостоятельной исследовательской работы в полевой биологии // Исследовательская работа школьников № 3, 2004, С. 65-74.
  4. Методы исследования рекреационных нагрузок на ландшафты //Учебное пособие к проведению полевой ландшафтно-рекреационной практики по специальности «География», Воронеж, 2005.