Урок по математике для 6-го класса по теме "Модуль числа"

Разделы: Математика


Цель урока:

  • Ввести определение модуля числа, обозначение модуля числа. Учить находить модуль числа.
  • Формирование у учащихся общеучебных умений, умения организовать себя, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку.
  • Развитие и обогащение речи учащихся.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Математический диктант.

Учащиеся пишут ответы на двух листах проложенных копиркой. Один лист сдают учителю на проверку, по второму листу сравнивают свои ответы с ответами учителя, заранее написанными на доске. Выставляют себе "+" за каждое верно выполненное задание. Подсчитывают количество "+" и выставляют себе оценку. За пять "+" оценка "5", за четыре "+" оценка "4" и т.д.

Данные для второго варианта даны в квадратных скобках.

  1. Запишите все целые числа, которые лежат между числами -2 и 3 ;
  2. Запишите число, противоположное числу -2,5
  3. Между какими целыми числами лежит число -6,3 ;
  4. Найдите значение выражения - х, если х = - 4,2 .
  5. Любое ли целое число является натуральным? .

3. Объяснение нового материала.

Построим координатную прямую; что нужно, чтобы такая прямая существовала? (начало отсчета, положительное направление, единичный отрезок).

Задание 1. Отметим на координатной прямой точки А(4), В(2), С(-6), К(-4). Найдем расстояние от начала отсчета до каждой из точки.

точка координата отрезок расстояние (в единичных отрезках)
А 4 ОА 4
В 2 ОВ 2
С - 6 ОС 6
К - 4 ОК 4

Для такого расстояния придумано специальное название - модуль.

Модулем числа a называют расстояние (в единичных отрезках) от начала координат до точки А(a).

Пишут: =4; =2,=6, =4. Читают: "Модуль числа 4 равен 4. Модуль числа -6 равен 6 и т.д. ".

Задание 2. С помощью шаблона координатной прямой найдите модули чисел 3; 2,5; 8.

, .

Числа 3; 2,5; 8 - какие? А их модули? Сделайте вывод. (Модуль положительного числа равен самому этому числу, т.е. если a - положительное, то =а).

Задание 3. С помощью шаблона координатной прямой найдите модули чисел -2;

-3; -4,2

.

Числа -2; -3; -4,2 - какие? А их модули? Сделайте вывод. (Модуль отрицательного числа равен числу ему противоположному, т.е. если a - отрицательное, то = - а).

А чему равен модуль нуля? =0. (Модуль нуля равен нулю.)

Задание 4. Для каждого числа из строки найдите модуль этого числа в столбце. Проведите стрелку от числа к модулю.

Числа 4 и -4; 3 и -3; 2 и -2; 1 и -1 - какие? А модули каждой пары чисел? Сделайте вывод. (Модули противоположных чисел равны. Модуль любого числа есть число неотрицательное).

Определение модуля можно записать так:

4. Закрепление нового материала.

"Проверь себя".

Выполните задание и сделайте взаимопроверку.

-10 0 -1,28

Выполнить письменно .№ 934; 937(1 столбик); 938.

5. Итог урока.

  • Что такое модуль числа?
  • Может ли модуль быть отрицательным числом?
  • Чему равен модуль нуля?
  • Задумано отрицательное число, модуль которого равен 5. Какое число задумано?
  • Задумано положительное число, модуль которого равен 8. Какое число задумано?

С учетом работы в течение всего урока комментируются и оцениваются ответы учащихся.

Литература.

  1. Виленкин Н.Я. и др. Учебник. Математика. 6 класс.
  2. Методические рекомендации для учителей и учащихся по теме "Положительные и отрицательные числа", ТГПИ, 1988 г.
  3. Шеврин Л.Н., А.Г. Гейн и др. Математика: Учебник-собеседник для 5-6 кл.