Статья «Рабочая программа "Разноцветная природа"»

Разделы: Работа с дошкольниками


Ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Об этих проблемах свидетельствует часто возникающие экологические катастрофы, первопричина которых кроется в человеке, его деятельности и отношении к окружающей среде. Поэтому, без системы непрерывного экологического воспитания, образования и просвещения людей этих проблем не решить.

Решение этого вопроса начинается с дошкольного возраста, т.к. является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры, потому что в этот период закладываются основы личности, происходит формирование духовно – нравственных основ,  эмоций и мышления у ребёнка.

Среди детей дошкольного возраста выделяют такую группу, которая по своему психофизическому развитию отстаёт от своих сверстников, имея нарушения в интеллектуальном развитии.

Особенность развития таких детей состоит в том, что у них наблюдается несформированность  перцептивных действий, снижение познавательного интереса, нарушение обобщённости восприятия и эмоционально – волевой сферы, что отрицательно сказывается на формировании высших психических процессов и личности в целом, в результате чего происходит снижение уровня адаптации детей в социуме.

Дети с нарушением интеллекта являются одной из наиболее проблемных и многочисленных групп и, поэтому требуют к себе особого внимания и особой системы в работе.

В связи с этим огромную важность приобретает вопрос возможной коррекции недостатков развития у детей через ознакомление с природой, т.к. она является важнейшим источником развития и воспитания, а так же  источником эмоций и творческого вдохновения.

Опыт работы показал, что подраздел  “Ознакомление с окружающим” и “Сенсорное воспитание”, раздела  “Познавательное развитие”, программы  Екжановой Е.А.., Стребелевой Е.А. «Коррекционно – развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста  с нарушением интеллекта” дети усваивают с трудом, из-за имеющихся у них умственных отклонений, обусловленных сложными медицинскими диагнозами, в том числе недостаточно раскрывается проблема экологического воспитания детей.

Исходя из вышеизложенного, возникла  необходимость составления  программы, как дополнение к подразделам  “Ознакомление с окружающим” и “Сенсорное воспитание”, позволяющая  сделать детям первые шаги не только в познание природы, но и в познании самих себя – своих возможностей и способностей.

Целью программы является формирование основ экологической культуры, т.е. осознано правильного отношения ребёнка к природе, его окружающий; к себе и к людям как к части природы, - через эмоционально – эстетические чувства.

Задачи программы:

1. Развивать способность ориентироваться  в окружающем  мире.

2. Развивать способность чувствовать красоту природы и выражать свои эмоции.

3. Развивать диапазон цветовосприятия.

4. Формировать элементарные экологические знания и представления детей о природе.

5. Формировать бережное, ответственное отношение к миру природы и любовь к родному краю.

Специфика  данной программы состоит в том, что она отражает современное понимание процесса формирования основ экологической воспитанности у детей с нарушением интеллекта. Этот процесс осуществляется через разнообразные виды деятельности, развитие всех органов чувств, взаимодействие с родителями.

Программа состоит из трёх образовательно  –  воспитательных циклов:

1. «Экологическая прогулка»;

2. Сенсорное воспитание;

3. Изобразительная деятельность.

Предусматривается недельное погружение детей в одну тему. Такой подход  способствует усилению эффективности усвоения материала, обогащению словарного запаса, чувственного опыта, адаптации в  социальном  и природном  окружении, а также  способствует приобретению обоснованного и содержательного характера экологического воспитания.

Программа рассчитана на один учебный год, для детей с нарушением интеллекта второго, третьего года обучения (возраст детей 5-7 лет).

Формы работы:

  • подгрупповая;
  • индивидуальная.

На реализацию программы запланировано 34 часа по 1 занятию в неделю, продолжительностью 30 – 35 минут.

Ожидаемый результат:

  • успешная  адаптация детей в социальном окружении;
  • повышение познавательного интереса к объектам и явлениям природы;
  • развитие сенсорных эталонов;
  • сформированность  основ экологической культуры;
  • обогащение эмоционально-чувственного опыта детей.

Программа может быть использована воспитателями и другими специалистами, работающими  с детьми дошкольного возраста с проблемами в  интеллектуальном  развитии.

Учебно-тематический план

№ п/п

Блок/тема

Всего
часов

В том числе
отводимых на

Формы

контроль

теоретич.

практич.

1

 Природа чудесница

 

 

 

 

1.1. Природа вокруг нас (живая и неживая   природа)

3

1

2

Методы диагностики;

1.2. Солнечные переливы

3

1

2

 

1.3. Вслед за радугой

3

1

2

беседы

1.4. Будь природе другом

3

1

2

 

2

Радуга природы

 

 

 

 

2.1. Путешествие в царство зелёного цвета

3

1

2

Открытые занятия;

2.2. Путешествие по красной дорожке в природу.

3

1

2

 

2.3. У солнышка в гостях

3

1

2

методы диагностики;

2.4. Прогулка по оранжевой

стране природы.

3

1

2

 

2.5. Путешествие по синей дорожке в природу

3

1

2

игровое тестирование;

2.6. Мы пойдём ножками по фиолетовой дорожке

3

1

2

наблюдение;

2.7. Разноцветная природа

6

2

4

итоговое занятие

3

Времена года

 

 

 

 

3.1. Осенние превращения

3

1

2

Игровое тестирование;

3.2. Где живёт зима?

3

1

2

открытое занятие;

3.3. К нам весна шагает быстрыми  шагами.

3

1

2

беседы

3.4. Здравствуй,  лето красное!

3

1

2

 

4

Красота неживой природы

 

 

 

 

4.1. Матушка земля

3

1

2

Методы диагностики;

4.2. Что такое небо?

3

1

2

 

4.3. Снежная карусель

3

1

2

 

4.4. В гости к ветерку

3

1

2

Наблюдение;

4.5. Зимняя сказка

3

1

2

проблемные игровые ситуации;

4.6. Солнечные лучики

3

1

2

 

4.7. Путешествие капельки

3

1

2

 

5

Живые существа земли

 

 

 

 

5.1. Лесные жители

3

1

2

 

5.2. Кто такие домашние животные?

3

1

2

 

5.3. На птичьем дворе

3

1

2

Наблюдение;

5.4. Кто живёт  в нашем аквариуме?

3

1

2

беседы;

5.5. Путешествие в царство комнатных растений

3

1

2

игровое тестирование;

5.6. Наши пернатые друзья

3

1

2

 

5.7. Самые маленькие животные (насекомые)

3

1

2

проблемные игровые ситуации;

5.8. В гостях у лягушонка

3

1

2

 

5.9. Здравствуйте деревья и кустарники!

3

1

2

 

5.10. Удивительные травы

3

1

2

 

5.11. В мире весенних цветов

3

1

2

открытые занятия

Итого

102

34

68

 

Содержание программы

Тема 1. Природа чудесница

1.1. Природа вокруг нас

Живая и неживая природа. Выделение характерных признаков  живой и неживой природы, через наблюдения.

1.2. Солнечные переливы

Роль солнца для растений и животных. Влияние солнечного света на изменение в цветовой гамме растительного мира.

1.3. Вслед за радугой

Наблюдение за изменениями объектов живой и неживой природы: явлениями природы. Влияние солнечного света на изменения цвета в окружающей обстановке.

1.4. Будь природе другом

Красота окружающего мира. Правила друзей природы.

Тема 2. Радуга  природы

2.1. Путешествие в царство зеленого цвета.

Зеленый цвет, встречающийся в природе (листва деревьев, кустарников, травы и т.д.)

2.2. Путешествие по красной дорожке в природу.

Предметы и объекты красного цвета, которые встречаются в природе.

2.3. У солнышка в гостях.

Природные предметы и растения желтого цвета в окружающей природе.

2.4. Прогулка по оранжевой стране природы.

Оранжевый цвет, встречающийся в природе. Группировка предметов по общему признаку (цвету).

2.5. Путешествие по синей дорожке в природе.

Синий цвет предметов и явлений, встречающихся в природе.

2.6. Мы пойдем ножками по фиолетовой дорожке.

Фиолетовый цвет, встречающийся в окружающей природе. Причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями

2.7. Разноцветная природа

Природа живая и неживая. Цветовое многообразие объектов живой и неживой природы.

Тема 3. Времена года

3.1. Осенние превращения.

Изменения в живой и неживой природе осенью. Признаки осени.

3.2. Где живет зима?

Признаки наступления зимы в природе.

3.3. К нам весна шагает быстрыми шагами.

Отличительные признаки весны. Зависимость между изменениями в живой и неживой природе: красота пробуждающейся природы.

3.4. Здравствуй, лето красное!

Изменения в живой и неживой природе с приходом лета.

Тема 4. Красота неживой природы

4.1. Матушка Земля.

Земля - общий дом для множества живых существ.

4.2. Что такое небо?

Представление о неживой природе через наблюдения, что солнце и облака, находятся на небе. Красота неба.

4.3.Вгости к ветерку.

Воздух.  Природное явление «ветер». Свойства и роль ветра в жизни живых существ и для человека.

4.4. Снежная карусель.

Свойства и красота  снега. Изменение свойства снега при изменении температуры. Значение снежного покрова для живой природы.

4.5.Зимня сказка.

Признаки зимы. Красота зимы. Зависимость  жизни растений и животных от изменений в неживой природе.

4.6. Солнечные лучики.

Роль солнца (тепло, свет) в жизни растений, животных и человека. Красота солнечного цвета. Влияние солнечного цвета на объекты живой и неживой природы в разные временные отрезки.

4.7. Путешествие капельки.

Вода. Свойства воды (прозрачность, текучесть) и состояния (пар, лед, снег). Значение воды в жизни человека, растений и животных

Тема 5. Живые существа земли

5.1. Лесные жители.

Дикие животные (волк, лиса, заяц, еж, медведь, белка) и их детеныши. Строение, повадки  животных и их цвета.  

5.2. Кто такие домашние животные?

Домашние животные (корова, собака, кошка, лошадь, свинья, коза) и их детеныши. Строение, повадки, и их цвета. Взаимосвязь и зависимость жизни животного от человека.

5.3. На птичьем дворе.

Домашние птицы (гусь, утка, курица, петух, индюк) и их детеныши. Характерные признаки птиц, их повадки, образ жизни, цвет оперенья, какую пользу приносят человеку.

5.4. Кто живет в нашем аквариуме?

Рыбы - живые существа, живущие в воде (внешний вид, строение, среда обитания, повадки). Аквариум, как среда обитания рыб в домашних условиях.

5.5. Путешествие в царство комнатных растений.

Комнатные растения (фикус, бальзамин). Характерные признаки - форма, окрас листьев и цветков.

5.6. Наши пернатые друзья.

Птицы и их детеныши. Строение, повадки, образ жизни. Красота птиц (окрас перьевого покрова, голоса)

5.7. Самые маленькие животные (насекомые).

Насекомые. Особенности внешнего вида и жизненных проявлений (бабочка, божья коровка, муравей, пчела), их общие признаки и красота.

5.8. В гостях у лягушонка.

Внешний вид лягушки. Повадки. Питание. Среда обитания.

5.9. Здравствуйте деревья и кустарники!

Деревья (хвойные, лиственные) и кустарники. Основные признаки. Красота. Отличительные особенности.

5.10. Удивительные травы.

Травы – представители растительного мира. Лекарственные травы. Красота и польза для человека.

5.11. В мире весенних цветов.

Раннецветущие растения (первоцветы) – мать-и-мачеха, подснежник, ландыш. Строение  растений. Цветовая гамма цветов.

Ключевые слова

Природа

Времена года

Живая природа

Неживая природа

Первоцветы

Аквариум

Воздух

Наблюдение

Радуга

Земля

Примерный конспект интегрированного занятия 

2-3 года обучения к программе «Разноцветная природа»

Тема 1.3.  «Вслед за радугой»

Программное содержание

Учить детей наблюдать за изменениями объектов живой и неживой природы; явлениями природы. Формировать представление о влиянии солнечного света на изменение цвета в окружающей природе. Развивать зрительное восприятие, внимание, ориентировку в пространстве и речь. Воспитывать бережное отношение к природе, обращая внимание на её красоту.

Словарная работа

Живая, неживая, природа, радуга, краски, цвет, красный, жёлтый, оранжевый, зелёный, синий, фиолетовый, разноцветный, кислый, сладкий, безвкусный, горький, солёный, вкус, рисовать, по мокрому, солнечный, яркий.

Оборудование

Кукла, дидактический материал для игр, коробочки, кисти, акварельные краски, баночки с водой, подставки, салфетки, 0.5 альбомного листа, образец, овощи и фрукты (натуральные).

Ход занятия

1. Вводная часть

- Сюрпризный момент.

Воспитатель сообщает детям, что пришла гостья.

Предлагает детям отгадать загадку и самим узнать  и назвать её.

Загадка:

Через речку-прыг да скок -
Перекинулся мосток
Подружила берега
Семицветная дуга (радуга)

Воспитатель вносить в группу куклу «Радугу» и знакомит с ней ребят. Сообщает, что она приглашает детей, отправится вместе с ней в сказочное путешествие по своей стране.

2. Экологическая прогулка

*Наблюдение в природе (в солнечный день).

Рассказать (от имени радуги) детям о том, что солнечный свет окрашивает мир в разные цвета. Предложить детям на несколько секунд закрыть глаза, а затем открыть их и полюбоваться миром, сияющим всеми красками. Обратить внимание на цвет неба, окрас листвы, деревьев, цветов, травы, оперением птиц, земли, песка, воды и т.д. Уточнить знания детей о том, что относится к живой и неживой природе и почему. Можно провести эксперимент в специально созданном тёмном месте, рассмотреть и обследовать красоту цвета окружающих объектов природы, для того, чтобы дети поняли значение солнечного света.

Чтение стихотворения: А.Лежнина

Солнце нитями-лучами вышивает:
Луг - цветами, сад - плодами,
Пруд и небо - облаками
Словно тонкими шелками,
Шито-вышита стежками
Разноцветная земля!

Радуга предлагает продолжить путешествие.

* Игра малой подвижности «Ровным кругом»

Ровным кругом,
Друг за другом,
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте,
Дружно вместе
Сделаем вот так….

(Дети образуют круг, в центре находится водящий. Взявшись за руки, дети идут по кругу и произносят текст. По окончании они останавливаются, а водящий показывает какое-либо движение; дети повторяют их. Затем выбирается новый водящий, игра возобновляется.)

Воспитатель замечает и обращает внимание детей, что на столах беспорядок. Сообщает, что кукла «Радуга» очень огорчена, это ветер-шалунишка налетел и все цвета перемешал.

3. Д/и  «Собери радугу»

(приготовить цветные дуги, разрезать их пополам. Одну половинку воспитатель собирает сам, другую - предлагает собрать ребенку, называя цвета . Цвета ребенок может не называть, тогда воспитатель предлагает показать полоски нужного цвета)

4. Д/и «Составь рисунок»

(Дети определяют «что изображено (нарисовано) на картинке?»  Выслушав ответы детей, воспитатель задает следующий вопрос: «Из каких фигур состоит предмет?»  Дети называют. На столах у детей находятся комплекты геометрических фигур разного цвета. Предлагается выложить рисунок (предмет) из геометрических фигур характерного цвета заданного природного объекта)

5. Воспитатель сообщает, что кукла «Радуга» приготовила для них очень вкусный сюрприз.

* Д/и. «Узнай на вкус»

(На отдельных тарелочках лежат предметы. Воспитатель завязывает ребенку глаза и предлагает попробовать    на вкус ломтики плодов или сок фруктов и овощей, воду для сравнения: в каждой игре что-то одно определяется на вкус. Дети должны назвать, что они попробовали или показать картинку с изображением. Можно предложить ребенку назвать вкусовые ощущения.)   Внимание! Используется для каждого ребёнка отдельная ложка или зубочистка.

6. Физминутка «Радуга»

(Дети вместе с педагогом произносят.)

Радуга-Дуга-дуга,
Унеси меня в луга,
На травушку зеленую,
На  речку бирюзовую,
На желтенький песок!

(Одновременно дети закрывают глаза, и выполняют покачивание туловищем из стороны в сторону, руки над головой. Затем глаза открывают. Педагог называет цвет, играющие стремятся  увидеть предметы заданного цвета и подбежать к ним.)

7. Воспитатель обращается к кукле «Радуге», что уже вечер, пора возвращаться домой.

Предложить детям выложить из ниток радужные дорожки (нитки (шнурки) перепутаны, лежат в коробочке на каждого ребёнка).

*Д/у. «Разноцветные дорожки» (нитки или шнурочки)

Дети выкладывают нити согласно, место расположения цветов в радуге.

8. Изо-деятельность. Рисование пальчиками «по-мокрому»

Тема. «Радужные дорожки»

*Пальчиковая гимнастика. «Дружба»

Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики
Один, два, три, четыре, пять.
Пять, четыре, три, два, один. 

Дети рисуют под музыку.

9. Итог занятия

Подвижная игра «Найди свой цвет»