Урок русского языка в 4-м классе по теме "Наречие"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить с понятием «Наречие»,
  • расширять морфологические понятия и представления,
  • развивать орфографические навыки,
  • расширять словарный запас,
  • воспитывать интерес к русскому языку, речи.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Поднимает руки класс – это раз,
Повернулась голова – это два,
Руки вниз – вперёд смотри – это три,
Руки в сторону пошире развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать – это пять,
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

2. Чистописание

На чистописании
Соберём внимание.
Красиво напишем,
Покажем всем
Закономерность с буквой М

Мм ММм ММмм

– Какой ряд букв будет следующим?

3. Сообщение новой темы

Под диктовку напишем ловко:
Заяц быстро лопает морковку.
Игорь же к доске пойдёт
И наречие найдёт.

Запись предложения на доске и в тетради. Определить спряжение глагола. Найти наречие. (Приложение 1)

– Сегодня на уроке мы будем исследователями русского языка. Рассмотрите слово НАРЕЧИЕ. От какого слова оно могло произойти? Это слово очень старое. В старорусском языке слово «речь» значило «говорить». То есть оно значило «на разговор» или «на действие». Древние римляне связывали наречие с глаголом и называли его «приглаголием».
Очень бы хотелось, чтобы мы смогли составить определение наречия как части речи.

– Нам помогут ключевые слова: (на доске)

Наречие – это … часть речи, которая …
И отвечает на вопросы …

– Кто-то сможет сейчас дать определение этой части речи? Переходим к наблюдениям.

4. Работа по теме урока

Наблюдение над ролью наречия в предложении.

– Из предложения выпишите словосочетание с наречием. Какую часть речи оно поясняет? (Поясняет глагол)

1. Наречия.

а) Напишите словосочетания, изменяя глаголы по лицам: (Приложение 1, слайд)

Подлетаю снизу, долго жду, закончу завтра.

– Подчеркните изменяемые слова. К какой части речи они относятся? Подчеркните пунктиром с точкой неизменяемые слова. На какие вопросы они отвечают? Сделайте вывод, изменяемая ли часть речи наречие.

(Открыть определение)

б) Прочитайте предложения. (Приложение 1, слайд)

Дождь вскоре прекратился.
Вчера был хоккей.
Вечером начались соревнования по художественной гимнастике.
Внизу и вверху ветви деревьев уже совсем оголились.
Дождь прекратился.
Был хоккей.
Начались соревнования по художественной гимнастике.
Ветви деревьев уже оголились.

– Из какого предложения ясно, когда прекратился дождь? Когда был хоккей? – Где оголились ветви? Насколько или в какой степени они оголились?
– На какие вопросы отвечают наречия?

(Открыть определение)

– Спишите предложения с наречиями, подчеркните их пунктиром с точкой.

2. Работа с учебником.

В нашем определении остались неоткрытые слова. Ваша задача – прочитать правило в учебнике на стр. 121 и узнать, какие знания о наречии мы пропустили.

(Открыть определение)

5. Закрепление изученного

1. Словарно-орфографическая работа.

– Работая в парах, найдите в словариках наречия, выпишите, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

Проверка.

2. Самостоятельная работа № 181.

Проверка.

6. Итог урока

– Так что же такое наречие?

Звучит песенка о наречии из  передачи «Радио-няня».

Конфеты. Пословицы.

– Прочитайте пословицы и поговорки, написанные на конфетах. Выпишите наречия вместе с вопросами, на которые они отвечают.

7. Домашнее задание: правило с. 121, № 182.