Урок литературного чтения во 2-м классе по теме "Русская народная сказка «Белые пёрышки»"

Разделы: Начальная школа


Тема: Русская народная сказка «Белые пёрышки».

Цели:

  • знакомство с видами сказок: литературная (авторская), народная; жанры фольклора: сказка, легенда, поговорка, пословица, загадка, сказ, потешка, скороговорка;
  • отрабатывать беглое, выразительное, осознанное чтение; прививать любовь к чтению;
  • прививать бережное отношение, любовь к природе, чувство ответственности за «братьев наших меньших».

Оборудование: видеофильм «Лягушка – путешественница», аудиокассета с голосами птиц, рисунки с изображениями птиц, книга В. М. Гаршина «Лягушка – путешественница» (три экземпляра с иллюстрациями разных художников), выставка книг «Русские народные сказки», «Авторские сказки».

ХОД УРОКА

I. Оргмомент – 1 мин.

II. Вступительная беседа – 6 мин.

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим говорить о жанрах фольклора (на доске):

– Какие жанры фольклора вы знаете? Сегодня мы будем говорит о сказке. Откройте стр 30 учебника (Л. А. Ефросинина, 2 класс, часть 2). Как называется сказка? А о ком пойдёт в ней речь, вы узнаете из загадки:

Снится ночью пауку
Чудо – юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла,
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Догадались? Это …  (птица)

– Да, в этой сказке речь пойдёт о птицах: удивительно умных, красивых и верных. Кто эти птицы? (Показ иллюстраций – лебеди). И вот об этой птице: большой, крупной, зимующей у нас. Как её называют? (Показ)

Дети: Глухарь (рассказ ребёнка о птице, 5 – 6 предложений).

Учитель: Вот сегодня мы и будем читать сказку об этих птицах.

III.Работа с произведением – 25 мин.

1. Чтение сказки.

Учитель: Что в этой сказке правда, реальные факты?, Что придумано, вымышлено?

2. Работа над текстом. Какими словами начинается сказка? Какое сравнение приведено в первой части, чтобы показать, насколько холодной была зима? Кто выжил после этой трудной зимы? Почему глухарь собрался со стаей лебедей в тёплые края?

3. Выборочное чтение.

Учитель: Прочитайте в тексте: как отнеслись лебеди к просьбе глухаря? А вы бы его пожалели? Скажите, а с чем связан осенний отлёт птиц в тёплые страны? Замечали ли вы, когда улетают на юг дикие гуси, утки, лебеди – водоплавающие птицы? Как они улетают? Расскажите. (Дети составляют рассказ, 4-5 предложений). Какие же птицы готовились к отлёту?

4. Чтение по ролям.

Учитель: Найдите описание красоты осеннего леса. Какая эта осень? Какую осень называют золотой? Найдите в сказке выражение, слова, когда нам было очень тревожно, мы понимаем: глухарю очень трудно, он очень устал. Расскажите о том, как закончилось путешествие глухаря.

5. Работа в тетради по литературному чтению.

Задание №2.

Учитель: Что подарил глухарю лебедь? Как заканчивается эта сказка? Прочитайте.
В этой сказке есть элементы научно – познавательного рассказа. Что мы узнали о внешности глухаря? Какая эта птица: перелётная или зимующая? По своим научно – познавательным данным эта сказка перекликается с другой сказкой (показ). Как она называется? (Кто чем поёт?). Кто её написал? (В.Бианки). Какая эта сказка? (Авторская или литературная). О чём в ней идёт речь?
Итак, мы вспомнили, что сказка бывает не только народной, но и авторской, или литературной. Что это значит?
Какую литературную сказку напоминает вам путешествие глухаря?(на доске выставка книг со сказкой «Лягушка – путешественница», три вида с разными иллюстрациями). Кто автор этой сказки? (В. М. Гаршин). Вы заметили, что оформление книг разное. От чего это зависит? (разные художники, разные издания). Вспомним эту сказку и найдём сходства и отличия.

 

1. Герои

2. Черты характера героев

3. Средства передвижения

4. Цель путешествия

Сходства

Путешествие на птицах

Различия

Утки, лягушка
Глухарь, лебеди

Лягушка – хвастливая, любопытная
Глухарь – спокойный, боязливый, добрый

Лягушка – прутик
Глухарь – тонкая верёвочка

Лягушка – любопытство, поиск беспечной жизни
Глухарь – вынужденность (холод)

– Итак, мы сравнили авторскую и народную сказку, поговорили о птицах. А теперь о них отгадаем кроссворд.

1. Это птица с длинной шеей (показ иллюстрации)

4. Кто в беретке ярко – красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит.

3. Читаем задание №3 в тетради по литературному чтению (показ)

2. А об этой птице наша сказка.

5. А теперь послушаем пение этой птицы (кассета)

Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней,
Кто же это? (показ)

– А теперь давайте вспомним домашнее задание.

Колосок. Украинская сказка

Учитель: Назовите героев этой сказки. Какими были мышата? (Ленивые). Подберите синонимы к этому слову. (Неразумные, глупые, беззаботные, лодыри). А каким был петушок? (Трудолюбивый, заботливый, работящий). Что осуждается в этой сказке? Кого осуждают? Какие качества одобряются, приветствуются в этой сказке? А какую белорусскую сказку мы читали (Лиса и тетерев). Похожи ли сказки русского, украинского, белорусского народа? (Рассматриваются иллюстрации, герои, костюмы).

IV. Обобщение – 6 мин

Вывод. Чем похожи эти сказки? Почему они похожи? (Одни древние славянские корни, одни обычаи, одно отношение к труду и лени). Чем же похожи все сказки? (Оосуждается зло и приветствуется добро). Как заканчиваются все сказки? Как понять выражение на доске «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам –  урок.

V. Итог урока – 4 мин

Учитель: За что мы любим сказки? Какие они? Чему они учат?

VI. Домашнее задание – 3 мин

Слабая группа – читать сказку.
Средняя группа – чтение по ролям.
Сильная группа – пересказ сказки.