Сценарий открытого урока по истории театра. Тема: "Истоки русского театра". Игра-состязание "Стенка на стенку"

Разделы: История и обществознание, МХК и ИЗО


Цель урока: закрепление полученных знаний по теме «Истоки русского театра» на практике.

Задачи:

  • Повторить пройденный материал по данной теме.
  • Применить полученные знания на практике, используя актёрское мастерство.
  • Развить интерес учащихся к данному предмету.

Ход урока

Звучит русская народная музыка. На сцену выходит ведущая с караваем в руках, одета в русском народном стиле.

Ведущая: - Доброго вам здоровья судари и сударушки, а вам, гости дорогие, спасибо, что пришли к нам, добро пожаловать! А собрались мы здесь, чтобы проверить знания ребятишек: девчонок и мальчишек, много ли они об истоках театра русского знают, пусть сегодня на вопросы мои отвечают. Будет здесь интеллектуальная игра название сказать пора: «СТЕНКА НА СТЕНКУ». Состязаться в ней будут две ватаги ребятишек, сейчас познакомимся с ними поближе! Ватага первая: «СКОМОРОШКИ». Ватага вторая: «УДАЛЫЕ». /Показывают небольшие сценки – визитки/. Судить да рядить вас будет дума боярская /представление членов жюри/. Оценками будут не «беличьи ушки», а сдобные сушки. Чья ватага больше сушек наберёт, та - победителем уйдёт! Боярская дума, примите во внимание, за каждое испытание больше пяти сушек не давать!

А сейчас, мои ребятки, угадайте-ка загадки:

- Двух этажный теремок, он не низок, не высок.
В нём куколки живут, радость нам с тобой несут! /Вертеп/

- В нём окошечки резные, да картинки расписные.
Кто посмотрит, подивится: «эка невидаль творится»./Раёк/

- Полотняны потолки, развлекаться там с руки,
Представленья в нём смотрели, щи да кашу тут же ели./Балаган/

- Развесёлый паренёк всех беседою увлёк,
А беседа колка, как ёлкина иголка! /Петрушка/

- Он - границы охраняет, переступать их запрещает! /Чур/

- Она – сердца соединяет, и в мире жить им помогает!/ Ладо/

Оценки «боярской думы» /Сушки за ответы складываются в корзины каждой команды/

Ведущая: - А теперь отвечаем, какие русские народные праздники вы знаете? По одному из каждой ватаги вперёд выбегайте, да праздник, какой знаете, называйте, а другая ватага пусть говорит, что о нём знает. Чур, не повторяться!/ «Боярская дума» оценивает конкурс/

Ведущая: - знаю я, ватаги одна для другой приготовили сюрпризы-загадки в корзинах. Давайте посмотрим! /Команды загадывают загадку о том, что лежит в корзине, соперники должны угадать: первая команда – коса; вторая команда – рушник/ «Боярская дума» подводит итоги конкурса.

Ведущая: - А сейчас небольшие сценки поглядите, чем могут закончиться, определите./ На ширме появляются две куклы: «Петрушка» и «Доктор», затем «Петрушка» и «Собака» разыгрывают небольшие представления/

Сцена 1

Петрушка скачет на лошади.

Петрушка: - Но – о! Быстрей, ещё быстрей!

Лошадь: - Иго-го! / Сбрасывает седока/

Петрушка: - Ой, помогите, расшибся насмерть! / Выбегает Доктор/

Доктор: - Будем смотреть, где у тебя болит. Здесь болит? /указывает на различные места, доходит до «мягкого»/

Петрушка (разозлился): - Да что ты за доктор такой, если не знаешь, где болит? /Стоп – кадр. Участники отвечают на вопрос. После – показ правильного ответа./

Петрушка (хватает дубинку): - Ну, сейчас я тебе покажу, где у меня болит.

Доктор (убегая): - Спасите, помогите! Сумасшедший, какой – то! /Петрушка бежит за ним/

Сцена 2

Петрушка: - Подходи народ честной, кто хочет посостязаться со мной на кулаках? Что испугались?!

/Звучит тревожная музыка. Появляется Собака/

Петрушка (испуганно): - Шавочка – душечка, иди ко мне, дам тебе кусочек мясца!/ Стоп – кадр. Звучит ответ/

Собака: - Не надо мне твоего мяса! Ты зачем людей обижаешь, палкой их бьёшь?

Петрушка: - Так я не всех бью, только самых вредных!

Собака: - Вот, я тебе сейчас покажу! /Хватает Петрушку за нос и уносит за ширму/

Петрушка (сокрушенно): - Ой, пропала моя головушка с колпачком и кисточкой! Горе мне разнесчастному! / «Боярская дума» оценивает конкурс/

Ведущая: - И последнее задание – домашнее «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!» Сейчас мы узнаем, как изменятся всем известные сказки, если в них вдруг появятся разудалый молодец, любимец публики – Петрушка. /Просмотр мини – спектаклей. Оценки./

- А теперь мы сушки подсчитаем, чья ватага больше набрала – узнаем!/ Награждение команд/

- На этом закончились все испытания, благодарим вас за внимание! Счастья вам, люди добрые!