Урок по трудовому обучению во 2-м классе. Тема: "Россия моя мастеровая"

Разделы: Технология


Цели: закрепить знания детей о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыслах: Гжели, Городце, Хохломе, Жостово, Дымково, русской народной игрушке. Учить детей различать особенности, характерные для каждого вида росписи, для керамических промыслов, для игрушек различных промыслов. Продолжать знакомить детей с народными традициями, воспитывать уважение к труду народных мастеров. Закреплять понимание взаимосвязи русского декоративно-прикладного искусства. Русской народной музыки и русского фольклора.

Оборудование: цветная бумага, клей, ножницы, карандаш.

Ход урока

Вводная часть.

  1. Приветствие.
  2. Организация рабочего места.
  3. Повторение правил техники безопасности.

- Ребята, сегодня я хочу с вами побеседовать о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыслах. Мы занимаемся этой темой уже давно. Я хочу, чтобы вы сейчас вспомнили, в гостях у каких мастеров мы с вами побывали в последнее время.

( Мы были в Гжели, Городце, в Дымково, В Хохломе)

- Хорошо, молодцы! Вы за это время узнали много интересного, мы с вами сделали много интересных работ. Вы хорошо потрудились.

Раздается стук в дверь, и в класс вбегает Незнайка.

Незнайка: Ой, здрасьте, ребята, здрасьте, Валентина Владимировна! Я так спешил, так спешил, чуть шляпу не потерял!

- Отчего ж так спешил, Незнайка?

Незнайка: Я узнал случайно, что вы сегодня будете говорить о народных мастерах-умельцах и их искусстве. Я тоже об этом все-все знаю, я вам могу еще такого порассказать, чего вы больше ни от кого никогда не услышите.

- Ну и что же, поделись с нами своими знаниями. Я думаю, ребятам будет интересно тебя послушать.

Незнайка: Вот был я недавно в одном русском селе, оно стоит на берегу Волги, называется оно Хохлома, и делают там веселые игрушки из глины.

- Ах, Незнайка-Незнайка, все-то ты напутал! Ребята, давайте-ка разберем эту путаницу и все расскажем правильно. В каком селе делают веселые игрушки из красной глины? (В Дымково!)

- А где находится это село? ( Недалеко от города Вятки, на берегу реки Вятки)

- Незнайка, про это село и про дымковские игрушки мы расскажем тебе прекрасное стихотворение.

Звучит веселый русский наигрыш. Это могут быть частушечные мотивы, «Семеновна», «Барыня» или «Камаринская». Несколько ребят читают стихотворение А. Дьякова «Веселая дымка».

Много сказочных мест у России,
Городов у России не счесть,
Может, где-то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь.
Возле Вятки самой Дымково-поселок,
Окаймлен лесами уголок веселый.
В Дымкове, за Вяткой-рекою,
Драгоценный продолжая труд,
Мастера славные живут.
Кто-то сделал индюка – распушенные бока,
У кого-то глина стала вдруг павлином.
Кто-то вылепил синицу – сразу стало веселей!
Мастера и мастерицы живут в Дымкове-селе!

По мере чтения стихотворения ребята могут показывать фотоиллюстрации дымковских игрушек или сами игрушки.

- Ну, распутали мы твою неразбериху с глиняными игрушками, Незнайка!

Незнайка: Подумаешь, что ж, мне разок ошибиться нельзя? Зато дальше я вам все правильно расскажу. В знаменитом селе Жостово живут чудо мастера, они делают посуду из белой глины и расписывают ее разными цветами: синими, красными, желтыми – и травка на посуде зелененькая. И птички поют разноцветные.

- Да, Незнайка, ты просто поражаешь меня своими «знаниями»-незнаниями. Все ты снова перепутал. Ребята, помогайте! Какой промысел есть в селе Жостово?

(В этом селе делают металлические подносы, даже название села – Жостово – звучит похоже на слово «жесть», что означает «Металл»)

- А чем же знамениты жостовские подносы?

(Они украшены красивым узором из цветов и листьев, иногда на подносах поют птицы.)

- А какую цветовую гамму использовали жостовские мастера при росписи подносов?

(Они пользовались разными красками: и красными, и желтой, и зеленой, и синей.)

- Правильно!

Незнайка: Одну минутку! А где же в России делали и делают посуду из белой глины?

- Помогите Незнайке, ребята!

( Такую посуду делают в селе гжель под Москвой. Эта посуда белая, а на ней нарисованы сине голубые цветы. Сказочные птицы.)

- Правильно, гжельские мастера использовали в свой росписи только синий цвет, разные оттенки синего – от светло-голубого до темно-синего, и даже фиолетового цвета. Поэтому Гжель называют сине-голубой. Давайте вспомним стихотворение о Гжели.

Несколько ребят рассказывают стихотворение о Гжели и показывают изделия гжельского промысла или их фотоиллюстрации. Звучит задумчивая, напевная русская народная песня.

Сини птицы по синему небу, море цветов голубых.
Кувшины и кружки – быль или небыль?
Изделия рук золотых!
Синяя сказка – глазам загляденье, словно весною капель.
Ласка, забота, тепло и терпенье – русская звонкая Гжель!
П. Синявский. 

- Ребята, русский народ – удивительный народ. Только в России мастера могли придумать такую посуду, чтобы даже самая простая еда в ней казалась сказочной, чудесной, чтобы простая вода из колодца становилась волшебной живой водой, чтобы простой хлеб был сладким, словно медовый пряник.

- Да, ребята, русские мастера умели трудиться, и свою работу они вкладывали все свое умение, всю душу, потому изделия получались такими красивыми, так радовали душу. Про упорный труд народ сложил свои пословицы и поговорки. А давайте-ка устроим веселое соревнование – кто больше вспомнит пословиц и поговорок о труде?!

Дети вспоминают пословицы и поговорки о труде:

  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  • Делу – время, потехе – час.
  • Маленькое дело лучше большого безделья.
  • Мешай дело с бездельем – проживешь век с весельем.
  • Терпенье и труд все перетрут.
  • Хорошая работа два века живет.
  • Красна птица опереньем, а человек – уменьем.
  • Умелец да рукоделец себе и людям радость приносят.
  • Сделал дело – гуляй смело.
  • Кто работы не боится, тот и пляшет, и поет.

Физкультминутка 

- Но на Руси издавна умели не только работать, но и веселиться. А какое ж веселье без игры! Вот и давайте-ка сейчас поиграем в русскую народную игру «Карусель».

В центре зала стоит взрослый. В поднятых руках держит обруч с привязанными к нему лентами. Дети (по количеству ленточек) стоят по кругу, на скамейке стоит ребенок с бубном.

1 часть.

Дети четким шагом идут по кругу, высоко поднимая ноги. Музыкант ритмично ударяет в бубен.
Дети легко бегут по кругу, затем. Замедляя бег, останавливаются.
Опускают ленточки. Музыкант кладет бубен на скамейку и встает в общий круг.

2 часть.

Дети бегут по кругу. С окончанием музыки каждый быстро старается подобрать конец ленты. Оставшийся без ленты становится музыкантом. Игра продолжается.

Незнайка: Играете – вы хорошо! А что же вы про деревянную посуду много знаю. Например, раньше, когда лесов было больше и росли они вокруг почти каждой деревни, люди часто делали посуду из дерева, а чтобы веселее было есть из этой посуды. Украшали ее разными узорами. А вот какие промыслы самые знаменитые, забыл! Опять все забыл! Что за голова дырявая!

- Не расстраивайся, Незнайка, ребята тебе помогут. Где делали знаменитую деревянную посуду?

Как волшебница Жар-птица
Не выходит из ума
Чародейка-мастерица,
Золотая…
(Хохлома).

- Ребята, а почему Хохлому называли золотой?( Потому, что на хохломской посуде много золотого цвета.)

- Правильно! А вы знаете, как получался такой золотой цвет? Хохломские мастера натирали свои изделия алюминиевым порошком, затем покрывали свои изделия специальным составом – олифой, а потом ставили в печь – закаливаться. Не удивляйтесь, ребята, оказывается, и деревянные изделия можно было закаливать в печи, нужно только знать особые секреты такой закалки. Так вот, в горячей печи алюминий и олифа желтели, и посуда приобретала золотистый цвет. Оттого изделия и казались золотыми.

Но только ли золотой цвет мы видим хохломской посуде? Какими еще цветами пользовались мастера при росписи своих изделий?

(На хохломских изделиях есть и черный цвет, и красный, и еще встречается зеленый.)

- А каковы основные элементы хохломской росписи? (Это травка, завитки, ягоды – смородины, клубники, земляники, малины, гроздья рябины.)

- Иногда встречаются на хохломской посуде и причудливые птицы. И другие сказочные мотивы.

Красивую посуду, которую мы называем хохломской, делали не только в селе Хохлома, но и в окрестных деревнях – Семино, Разводино, Кулигино, Новопокровском. Она свозилась в Хохлому, а уж отсюда разлеталась жар-птица по ярмаркам всей России.

А теперь вспомним-ка еще об одном центре деревянного зодчества России. Это городок на Волге. Издавна славился он своими искусными резчиками по дереву, а потом научились эти мастера еще и расписывать свои изделия, да так весело, так ярко, словно само солнышко оставило след в этой росписи. Что же это за город?

(Это Городец!)

- Правильно! А знаете ли вы. Что Городец – родной брат самой Москвы? Он всего на 10 лет моложе нашей столицы, а основал его, так же как и Москву, великий князь Юрий Долгорукий. Давайте-ка вспомним стихотворение о Городце.

Дети рассказывают стихотворение, попутно показывая Городецкие изделия.

Если взглянешь на дощечки, то увидишь чудеса!
Городецкие узоры тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит – вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают, и кувшинки расцветают.
Распускаются букеты, ярко красками горя,
Чудо-птицы там порхают, будто в сказку нас зовя!

Незнайка: А что у вас на столе платком цветастым накрыто. Что под ним?

- А вот угадайте, только уж загадку до конца дослушайте, она вам о многом рассажет?

Словно репка, она крутобока,
А под алым платком на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой черных смородинок-глаз.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может, три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская … (матрешка).

- Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрешки.

Фигурки матрешки вырезали из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна фигурка, и так до 10-12 куколок. Вначале делается самая маленькая, неразъемная фигурка. Затем фигурки обрабатывают шкуркой и расписывают, иногда покрывают лаком.

Кажется, что матрешка пришла к нам из мира легенд и сказок, из седой древности. На самом деле ей всего немного больше ста лет. Много есть версий, как и когда она родилась. Но доподлинно известно, что ее прообразом послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера. Эти яйца были полыми внутри. В большое вкладывалось малое. Отсюда и пошла матрешка – присмотритесь. Даже ее форма в чем-то напоминает яйцо.

Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах на столе у нас живут,
Всех матрешками зовут!
Кукла первая толста, а внутри она пуста.
Разнимается она на две половинки,
В ней живет еще одна кукла в серединке.
Эту куклу открой – будет третья во второй!
Половинку отвинти плотную, притертую –
И сумеешь ты найти куколку четвертую.
Вынь ее да посмотри, кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая куколка пузатая.
А внутри пустая, в ней куколка шестая.
А в шестой – седьмая, а в седьмой восьмая.
Эта кукла меньше всех, чуть побольше, чем орех.
Вот поставленные в ряд сестры-куколки стоят.

Практическая работа. Аппликация.

- Ну что, незнайка понравились тебе игрушки? Тогда садись за стол и попробуй вместе с нами сделать костюм для матрешки.

Детям предлагается вырезанные из бумаги силуэты матрешек и ставится задача: украсить сарафан цветами, вырезанными из цветной бумаги.

Итог урока.

Спасибо! Ну что ж, ребята, наше занятие подошло к концу. Мы сегодня узнали еще много нового о народных промыслах, и вы показали, свои знания – молодцы! Но Я хочу, чтобы вы навсегда запомнили, что велика наша Родина Россия и что богата она талантами. Наверняка и из вас вырастут хорошие мастера. И неважно, где вы будете трудиться, когда станете взрослыми, главное, чтобы вы вкладывали в свой труд всю душу, все старание и умение!

Список литературы

  1. Князева О., Маханева М. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – Спб.: Акцидент, 1997.
  2. Маерова К., Дубинская К. Русское народно-прикладное искусство. – М.: Русский язык, 1990.
  3. Народное искусство в воспитании детей/ Под ред. Т. Комаровой. – М., 1997.
  4. Некрасова М. Народное искусство России. – М., 1983.
  5. Попова О., Каплан Н. Русские художественные промыслы. – М., 1984.
  6. Рондели Л. Народное декоративно-прикладное искусство. – М., 1984.
  7. Русецкая О. Прикосновение к истокам: очерки о народных художественных промыслах России. – М., 1987.
  8. Скоролупова О. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладном искусством. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2006.
  9. Яхнин Л. Веселое слово Хохлома. – М.: Малыш, 1989.