Урок-зачет по теме "Первоначальные химические понятия"

Разделы: Химия


Цель урока: Проверить знания учащихся первоначальных химических понятий.

Задачи урока:

  • Проверить знания знаков химических элементов и умение ориентироваться в ПСХЭ Д.И. Менделеева, находить относительную атомную массу.
  • Проверить знания основных терминов, определений.
  • Проверить умение и навыки написания химических формул и уравнений реакций, правильную расстановку коэффициентов, определение валентности по формуле и составление формул по валентности.
  • Проверить знания химической посуды и химического оборудования, приемы обращения с ними.
  • Проверить умение и навыки оформления и решения расчетных задач.

Оборудование к зачету: химическая посуда (мерная, стеклянная, фарфоровая, спиртовка или газовая горелка, лабораторный штатив), раздаточный материал по количеству учащихся: карточки - задания, расчетные задачи, вопросы теории.

Тип урока: урок-зачет.

Структура урока:

1. Оргмомент. Объявление структуры, представление учителей, распределение учащихся по станциям.

2. Основная часть. Прохождение станций учащимися. Выполнение заданий.

3. Заключительная часть. Подведение итогов зачета, выставление оценок.

Инструкция к проведению урока-зачета:

  • Вопросы и примерные задания учитель предварительно обговаривает за неделю зачета (время подготовки к зачету учитель определяет по уровню класса).
  • К уроку предварительно готовят зачетные карточки (привлечь можно старшеклассников).
  • Перед зачетом необходимо подготовить кабинет: парты расставляют так, чтобы каждое задание выполнялось отдельно от других.

Весь зачет разделен на 5 станций.

  • 1 - 2 - проверка химических знаков, проверка теоретической части (определение терминов).
  • 3 - проверка простейших операций с веществами.
  • 4 - химическая посуда, химическое оборудование
  • 5 - решение задач.

В помощь в проведении зачета могут быть привлечены студенты биологических специальностей ВУЗов.

На последней станции ответственный за зачет учитель подводит итог в зачетной карточке каждого учащегося и выставляет оценку в журнал.

Примерные вопросы для зачета (теоретическая часть)

  1. Что изучает химия.
  2. Что такое вещество и физическое тело.
  3. Свойство веществ.
  4. Физические и химические явления, химические реакции.
  5. Способы разделения смесей.
  6. Химический элемент.
  7. Сложные и простые вещества.
  8. Однородные и неоднородные смеси.
  9. Химические уравнения.
  10. Химические реакции.
  11. Валентность.
  12. Относительная атомная масса
  13. Относительная молекулярная масса
  14. Моль. Молярная масса.
  15. Типы химических реакций.

Примерные задачи и задания (практическая часть).

I.

  1. Вычислите массовую долю (W%) калия в молекуле хлорида калия (KCl)
  2. Вычислите массовую долю (W%) серы в молекуле сульфида железа (FeS)
  3. Вычислите массовую долю (W%) магния в молекуле оксида магния (MgO)
  4. Вычислите массовую долю (W%) углерода в молекуле метана (CH4)
  5. Вычислите массовую долю (W%) азота в молекуле аммиака (NH3)

II.

  1. Сколько молекул содержится в 7 граммах водорода (H2)?
  2. Сколько молекул содержится в 5 граммах кислорода (О2)?
  3. Сколько молекул содержится в 10 граммах хлора (Cl2)?
  4. Сколько молекул содержится в 15 граммах аммиака (NH3)?
  5. Сколько молекул содержится в 4 граммах хлороводорода (HCl)&

III.

  1. Вычислите массу оксида меди, который образуется при взаимодействии 4 грамма меди с кислородом.
  2. Вычислите массу оксида алюминия который образуется при окислении 15 грамм алюминия.
  3. Вычислите массу оксида железа (III), который образуется при окислении 5 грамм железа.
  4. Вычислите массу натрия, который нужно взять для реакции окисления, чтобы получить 8 грамм пероксида натрия (Na2O2).

Вычислите массу серы, которую необходимо взять для реакции с железом, чтобы получить 12 грамм сульфида железа.

ЗАЧЕТНЫЙ КАРТОЧКА

Ф.И. учащегося_______________________________

Класс __________

1. Знание знаков химических элементов.

№ п/п Название химического элемента Химический знак Аr Результат
         
         
         
         
         

 Оценка ____________________

Роспись учителя ____________

 2. Знание химических терминов.

№ п/п Химический термин Оценка Роспись учителя
       

3. Знание химической посуды.

№ п/п Химическая посуда Оценка Роспись учителя
       

4. Составление формул по валентности, определение валентности по формуле веществ, расстановка коэффициентов в уравнениях реакции, вычисление относительной молекулярной массы.

№ п/п Знание простейших вычислительных операций Оценка Роспись учителя
       

5. Решение расчетных задач.

№ п/п Химическая посуда Оценка Роспись учителя