Открытый урок по истории по теме "Исторические карты"

Разделы: История и обществознание


Цель:

  • Дать знания о предпосылках возникновения карт, об истории карты с древнейших времен до наших дней, о деятелях, составившие первые карты.
  • Сформировать у учащихся навыки работы с картой: читать карту по условным обозначениям; использовать ее для понимания новых тем, как дополнительный источник знаний.
  • Воспитать чувство патриотизма, трудолюбие, уважение к истории своей страны и других народов.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Объяснение нового материала.

Сегодня мы с вами должны ответить на вопрос что такое карта? И зачем нужна историческая карта? В процессе урока мы с вами выясним и историю появления карт и познакомимся с людьми их составлявших.

Интересно, а как бы вы определили или перевели слово «карта»?

На немецком языке это слово означает «образец» или «подлинник», на греческом «папирус для письма». Сегодня карта – это пособие для изучения истории, географии и др.наук. Какие же бывают карты?

Рисунок 1

Что же можно узнать из карт? Сейчас каждой группе из 4 человек я дам карту и задание к ней. Попробуйте, прочитать ее и ответить на вопросы своего задания.

1 группа. Работает по политической карте.

  1. Найдите государство Мексика.
  2. На каком континенте оно находится?
  3. Какие государства граничат с ним?
  4. Есть ли у этого государства выход в море?
  5. В каком полушарии находится это государство?
  6. Назовите столицу Мексики.

2 группа. Работает по исторической карте (завоевания А.Македонского).

  1. В какие страны совершал завоевательные походы А.Македонский?
  2. Назовите места важнейших сражений?
  3. Назовите города, основанные А.Македонским?
  4. Назовите столицу Македонии?
  5. Назовите столицу Персии.
  6. Назовите столицу державы А.Македонского

3 группа. Работает по экономической карте. (Черная и цветная металлургия)

  1. Где в Казахстане находится комбинат черной металлургии полного цикла?
  2. Назовите города, в которых есть предприятия цветной металлургии по производству меди?
  3. Куда перевозят медь, добытую в городе Саяк?
  4. Какой завод использует хромитовые руды из Хромтау?
  5. Чем богат город Кентау?
  6. В каком городе есть производство ферросплавов?

4 группа. Работает по физической карте.

  1. В какое море впадает река Урал?
  2. Что такое Мугоджары?
  3. Какие реки впадают в Аральское море?
  4. Назовите высоту самой высокой точки Казахстана – пика Хан Тенгри?
  5. Озеро Алаколь является пресным или соленым?
  6. Где расположен город Атырау?

5 группа. Работает по административной карте.

  1. В какой части Казахстана находится Мангыстауская область?
  2. Назовите областной центр Мангыстауской области?
  3. С какими областями граничит Мангыстауская область?
  4. Какова численность населения области?
  5. Какое место по территории среди других областей занимает Мангыстауская область?
  6. Имеет ли Мангыстауская область государственные границы? Если да, то с какими странами граничит?

6 группа. Работает с исторической картой.

  1. В каком городе находится памятник древнего Междуречья – плита с законами и изображением Хаммурапи?
  2. Назовите столицу Ассирийского государства?
  3. Какими природными богатствами был богат Египет?
  4. Какому государству принадлежали города Библ, Тир, Сидон?
  5. Какие водные пространства связывал построенный в древности канал?
  6. В каком городе есть статуи фараона Рамсеса II?

Защита работы. Группы зачитывают ответы на вопросы.

Скажите, а вы изучаете географию и историю древнего мира? Тогда как вы смогли выполнить предложенные мною задания?

Вывод: карта представляет собой уменьшенную копию земной поверхности, то и объекты на ней обозначаются условными обозначениями и вы можете прочесть карту, даже не изучая предмет.

Карта дает необходимую информацию в минимальном объеме. Нужно только уметь прочитать условные обозначения.

Как же появились карты? В древности племена отмечали на камнях и скалах рисунками пути следования к местам охоты, поселениям или стоянкам. Но это были еще не карты. Самые первые карты появились в Древнем Китае. Кто же продолжил и развил науку картографию, вы узнаете, ответив на вопросы теста. Сейчас вы поработаете в парах. Вы должны будете ответить на вопросы теста. (Тест с ответами в приложении 1).

Проверка задания. Вы хорошо поработали.

Самостоятельная работа

Запишите в тетрадь ученого и название его труда.

Итог урока:

Ответьте на вопросы к параграфу.

Домашнее задание. Используя атлас, составьте рассказ

  • 1-й вариант «Крупнейшие вулканы мира»;
  • 2-й вариант «Самые высокие вершины».