Измерение площади (5-й класс)

Разделы: Физика

Класс: 5

Одним из результатов современных реформ образования является существенное изменение содержания образования в целом и естественнонаучного, в частности: новые учебники, новые программы. Характерные особенности – повышение научного уровня преподавания, изучение вопросов современной науки, обогащение учебного материала сведениями из истории и методологии науки, изменение традиционной последовательности изучения разделов курсов.

Пропедевтика естественнонаучных знаний начинается еще в начальной школе. Однако в учебниках по предметам естественного цикла основной школы мало учитываются знания, полученные учениками на этом этапе.

Пропедевтический курс способствует формированию основ физических знаний, необходимых в повседневной жизни школьников, является основой для дальнейшего совершенствования знаний в базовом курсе и способствует развитию раннего интереса к науке и творческих способностей

В курсе физики 5 класса учащиеся знакомятся с тепловыми и механическими явлениями, учатся строить гипотезы, обобщать и делать выводы, решать задачи, выполнять лабораторные опыты.

Изложение нового материала имеет нетрадиционный характер и основано на учете психологических особенностей детей данного возраста. Для лучшего запоминания новый материал дается небольшими порциями. Широко используется работа с рисунками, так как рисунок концентрирует гораздо большее внимание.

Стремление ребят к игре, интерес к истории, легендам, сказкам широко используется на уроках. С помощью игровых методов учащиеся начинают овладевать физическим языком, знакомятся с формулами.

Пропедевтический курс строится на основе простейших экспериментов, наблюдений, использование моделей. Выполнение экспериментальных работ формирует у учащихся умения правильно обращаться с приборами. Лабораторный эксперимент, организованный в доступной для каждой возрастной группы учащихся форме, играет важную роль в формировании навыков безопасного обращения с приборами, применяемыми в повседневной жизни.

Приступая к изучению физики, школьники знакомятся с новой терминологией, овладевают незнакомыми формами мышления. Это очень сложный процесс, и зачастую ученики ориентируются в нем интуитивно. Знания из формальной логики способствуют ориентации школьников в системе научных знаний: они учатся правильно строить определения понятий, формулировать выводы по результатам исследований, выстраивать последовательную цепь суждений, проводить классификацию. Одновременно эти знания являются средством развития мышления и речи.

В комплекс межпредметных могут привлекаться знания из математики, природоведения, химии, биологии, географии и др. Опережающее изучение физики создает условия для значительного повышения эффективности межпредметных связей, для осознания взаимосвязи наук и места физики в естествознании. При изучении физики сведения из других областей естествознания способствуют конкретизации общих понятий, а также иллюстрации применения физических знаний в этих областях, иллюстрации общности физических законов и теорий.

Содержание пропедевтического курса физики максимально адаптировано для изучения младшими школьниками. В нем явления описываются на качественном уровне, практически полностью исключен математический аппарат, но знания курса математики начальной школы используются при изучении большинства тем.

Осуществление межпредметной связи, преемственности между начальной и основной школой отражены при изучении темы “Измерение площади”.

Тема урока : “Измерение площади”

Цель урока: Дальнейшее формирование понятия площадь как физической величины, познакомить учащихся с различными способами измерения площади.

Оборудование и наглядные пособия: мультимедийный проектор, ПК, электронный учебник “Открытая математика. Планиметрия”, мультфильм “38 попугаев”, лабораторный уровень, палетка (1 клетка – 1 кв.см ), географическая карты, (книга А.Слинкина “Климат и озера Аргашского района”), книга Г.Остера “Физика”, раздаточный материал – “облачко”.

Этапы урока Деятельность преподавателя Деятельность учеников Примечания
Ориентировочно-мотивационный Вступительное слово преподавателя, сообщение темы и задач урока Воспринимают и акцентируют внимание на поставленных задачах Приложение

Слайд № 1

Повторение Предлагает ученикам ответить на вопросы , выполнить задание с демонстрацией на мультимедийном проекторе. Отвечают на вопросы Слайд № 2–5

Использование фрагмента мультфильма “38 попугаев”

Объяснения нового материала Организует работу по обобщению пройденного материала в начальной школе. Беседа о значении, вычисления площади прямоугольника, алгоритм вычисления площади прямоугольника. Подведение учащихся к выводу о вычислении площади треугольника, трапеции, неправильных фигур. Отвечают на вопросы учителя. Решают примеры в тетрадях. Обобщают материал и делают выводы. Слайд № 6–7

Практическая работа

( фронтальная)

Определение площади предложенных фигур с помощью палетки. (Объяснение учителем) Определение площади фигуры, предложенный учителем

(у всех учеников фигуры одинаковой площади)

Слайд № 8
Практическая работа (групповая работа) Определение площади с помощью палетки географических объектов. Определение площади с помощью палетки географических объектов. Слайд № 9–10
Инструктаж по выполнению домашнего задания Объяснение учителем домашнего задания   Слайд № 11

Организационный момент.

Приветствие учителя, проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания учащихся.

Содержание опроса:

1. Приведите примеры физических величин.
  2. “Ну-ка быстро, скажи, что такое физическая величина”? (Г.Остер “Физика” вопрос № 20.)
  3. Что значит, измерить физическую величину? (Использование фрагмента мультфильма “38 попугаев”.)
  4. Докажите, что уровень не является прибором, а барометр – прибор.
  5. Что такое, измерительный прибор?

Объяснение нового материала:

Тема сегодняшнего урока измерение площади, мы будем изучать физическую величину – площадь.

1. Какой буквой обозначается площадь?
  2. Вспомните, как определяют площадь?
  3. А в каких единицах измеряется площадь?
  4. Определите площадь прямоугольника, если длина 4 см и ширина 5 см.
  5. Как определяется площадь квадрата?
  6. Определите площадь квадрата, если все стороны равны 8 см?
  7. Как получить из этого квадрата 2 треугольника?
  8. Чему будет равна площадь этих треугольников?
  9. Как получить теперь 4 треугольника?
  10. Чему будет равна площадь этих треугольников?
  11. Как получить 8 треугольников?
  12. Чему будет равна площадь этих треугольников? и т.д.
  13. Как из прямоугольника получить 2 равных треугольника?
  14. А если дальше делить, треугольники будут равными?
  15. Как измерить площадь таких фигур как, треугольник, трапеция, параллелограмм? (На доске показываем эти фигуры.)
  16. Использование фрагмента из электронного пособия “Открытая математика. Планиметрия”
  17. А если фигура имеет неправильную форму (например, след от папиного ботинка, маминых босоножек, обуви сестры) как определить их площадь? Для этого используется палетка.
  18. Напомните, как измерить площадь неправильной фигуры помощью палетки. (Использование палетки – 1 клетка – 1 кв. см.)

N (число полных квадратов) _______

M (число неполных квадратов) ______

S (площадь фигуры) = (N + М : 2)

S =

Ответ: площадь фигуры равна __________кв. см__

1. Найдите с помощью палетки площадь “облачка”. (В кв. см.)
  2. Найдите площадь Челябинской области (по физической карте).
  3. Найдите площадь Каспийского моря (по физической карте).
  4. Определить площадь нашего озера Аргаяш (по книге А.Слинкина “Климат и озера Аргашского района”).

Тема урока : “Измерение площади”

Оборудование и наглядные пособия : мультимедийный проектор, ПК, электронный учебник “Открытая математика. Планиметрия”, мультфильм “38 попугаев”, лабораторный уровень, палетка (1 клетка – 1 кв.см ), географическая карты,

( книга А.Слинкина “Климат и озера Аргашского района”), книга Г.Остера “Физика”, раздаточный материал- “облачко”

Этапы урока Деятельность преподавателя Деятельность учеников примечания
Ориентировочно-мотивационный Вступительное слово преподавателя, сообщение темы и задач урока Воспринимают и акцентируют внимание на поставленных задачах Слайд №1
Повторение Предлагает ученикам ответить на вопросы , выполнить задание с демонстрацией на мультимедийном проекторе. Отвечают на вопросы Слайд № 2-5

Использование фрагмента мультфильма “38 попугаев”

Объяснения нового материала Организует работу по обобщению пройденного материала в начальной школе. Беседа о значении, вычисления площади прямоугольника, алгоритм вычисления площади прямоугольника. Подведение учащихся к выводу о вычислении площади треугольника, трапеции, неправильных фигур. Отвечают на вопросы учителя. Решают примеры в тетрадях. Обобщают материал и делают выводы. Слайд № 6-7

Практическая работа

( фронтальная)

(у всех учеников фигуры одинаковой площади)

Слайд № 8
Практическая работа (групповая работа) Определение площади с помощью палетки географических объектов. Определение площади с помощью палетки географических объектов. Слайд № 9-10
Инструктаж по выполнению домашнего задания Объяснение учителем домашнего задания   Слайд №11

Организационный момент.

Содержание опроса:

1.Приведите примеры физических величин;

2. “Ну-ка быстро, скажи, что такое физическая величина”? (Г.Остер “Физика” вопрос № 20)

3. Что значит, измерить физическую величину? (использование фрагмента мультфильма “38 попугаев”)

4. Докажите, что уровень не является прибором, а барометр – прибор;

5.Что такое, измерительный прибор?

Объяснение нового материала:

Тема сегодняшнего урока измерение площади, мы будем изучать физическую величину - площадь.

1.Какой буквой обозначается площадь?

2. Вспомните, как определяют площадь?

3. А в каких единицах измеряется площадь?

4. Определите площадь прямоугольника, если длина 4 см и ширина 5 см.

5. Как определяется площадь квадрата?

6. Определите площадь квадрата, если все стороны равны 8 см?

7. Как получить из этого квадрата 2 треугольника?

8. Чему будет равна площадь этих треугольников?

9. Как получить теперь 4 треугольника?

10.Чему будет равна площадь этих треугольников?

11. Как получить 8 треугольников?

12. Чему будет равна площадь этих треугольников? и т.д.

13. Как из прямоугольника получить 2 равных треугольника?

14. А если дальше делить, треугольники будут равными?

15. Как измерить площадь таких фигур как, треугольник, трапеция, параллелограмм? (на доске показываем эти фигуры).

18. Напомните, как измерить площадь неправильной фигуры помощью палетки.( использование палетки – 1 клетка – 1 кв.см)

N (число полных квадратов) _______

M (число неполных квадратов) ______

S (площадь фигуры) = (N + М : 2)

S =

Ответ: площадь фигуры равна __________кв.см__

19. Найдите с помощью палетки площадь “облачка”. (В кв.см)

20. Найдите площадь Челябинской области( по физической карте)

21. Найдите площадь Каспийского моря ( по физической карте).

22. Определить площадь нашего озера Аргаяш ( по книге А.Слинкина “Климат и озера Аргашского района”)