Использование национально-регионального компонента на уроках математики в начальных классах

Разделы: Начальная школа


Концепция обновления и развития национальной школы предусматривает введение национально-регионального компонента (20% учебного материала).

В Табагинской СОШ обучаются дети, в основном, неякутской национальности. Учащиеся мало знают не только о национальной культуре якутского народа, но и вообще о Якутии, ее истории, природе. Как пробудить у детей интерес к краю, в котором они живут, к обычаям, традициям якутского народа? На уроках математики можно использовать задачи, составленные на культурно-краеведческом материале республики Саха. Числовые данные взяты из научной, справочной, художественной литературы. Задачи интересны в познавательном отношении. С их помощью есть прекрасная возможность знакомить школьников с природой Якутии, культурой, историей, традициями, математическими представлениями древних якутов, с устным народным творчеством. Простые задачи можно предложить для устного счета, более сложные – для самостоятельного решения или включить в домашнее задание. Задачи практического характера вызывают особый интерес, побуждают к деятельности.

 Задачи, составленные на культурно-краеведческом материале Республики Саха (Якутия)

  1. У богатыря и его красавицы-жены родилось 8 стройных лебедушек-дочерей, 9 вольных журавлей-сыновей. Сколько всего детей родилось у богатыря и его красавицы-жены?
  2. (Из якутской сказки “Славный богатырь и злая Нэгэй-тугут”)

  3. Жил-был охотник Симинес. Про него говорили так, ездящий на тощей лошаденке, с мечом-булатом из половинки косы, владелец 8 прохудившихся верш, 9 сгнивших морд и 7 дырявых сетей. Сколько всего орудий рыболовства было у Симинеса?
  4. (Из якутской сказки “Упрямый Симинес с бородавкой на затылке”)

  5. Жила когда-то одна старуха и был у нее сын ростом 6 кулаков. Измерьте высоту своего кулака и узнайте, какого роста был сын у старухи.
  6. (Из якутской сказки “Богатырь ростом в 6 кулаков”)

  7. Говорят, посреди поля раздольного стоит дуб-дерево, у него 12 ветвей, говорят, да на каждой по 4 гнезда, говорят, в каждом гнезде по 7 яичек, говорят. Сколько всего гнезд на дереве? Сколько яичек в 4 гнездах?
  8. (Якутская загадка)

  9. Трижды девять девушек и столько же парней плясали вместе с шаманом, когда совершался коллективный обряд. Сколько всего человек участвовало в обряде?
  10. (В. Ф. Яковлев “Сэргэ”)

  11. По три (семи, девяти) собак привязано в трех (семи, девяти) местах. Сколько у них когтей?
  12. (И. А. Худяков “Краткое описание Верхоянского округа”)

  13. “И мы, холопы твои, на Яне реке с якутских людей твоего великого государя, ясаку взяли 8 сороков 20 соболей да 2 лисицы бурых”. Сколько всего государева ясаку взяли служилые люди?
  14. (Из сообщения о ясачном сборе С. Дежнева, 1639 г.)

  15. Масса алмаза “Якутск-350” 127 каратов. Сколько это граммов, если 1 карат = 1/5 грамма. (Масса алмаза “Звезда Якутии” 232,5 карата)
  16. Якутская крепость, построенная при воеводе Иване Приклонском, имела форму квадрата со стороной 128 м. Вычислите площадь крепости. Найдите длину крепостных стен.
  17. Площадь Якутии 3 103 200 кв. км. Леса занимают 2/3 территории республики. Вычислите площадь лесной зоны Якутии.
  18. Зимой в Якутии стужа доходит до -70? С. Летом зной достигает +39? С. Какова разница температур?
  19. Запишите числа (Прочитайте числа)
      1. Длина реки Лена 4400 км, 2490 км течет река по территории Якутии.
      2. Площадь Якутии 3103200 кв км.
      3. Речная система реки Лена включает 240 000 рек и речек, общей длиной более 1 000 000 км.
      4. В Якутии около 700 000 рек.
      5. Якутск удален от Москвы на 8 468 км.
  20. Пилот П. М. Фаддеев 84 года назад впервые поднял самолет над Якутском. В каком году это произошло, если сейчас 2009 год?
  21. Хабаровск основан в 1858 году, а Якутск на 226 лет раньше. В каком году основан Якутск?
  22. В 1878 году в Якутск прибыл первый пароход “Лена”. Сколько лет тому назад произошло это событие?
  23. В 1861 году в Якутске открылась первая казенная типография. Сколько лет тому назад произошло это событие?
  24. Длительность безморозного периода в г. Олекминске 100 дней, а в арктических пустынях Якутии 40 дней. На сколько дней короче безморозный период в арктических пустынях, чем в Олекминске?
  25. Продолжительность снежного периода в г. Олекминске 200 дней, а в г. Среднеколымске – 240. На сколько дней дольше длится снежный период в г. Среднеколымске, чем в г. Олекминске?
  26. С 11 мая по 4 августа солнце над Тикси не скрывается за линией горизонта. Какое время продолжается полярный день (дней, недель, месяцев)?
  27. В Якутском ботаническом году произрастает 350 видов дикорастущих растений. Это ? всех видов растений Якутии. Сколько видов растений насчитывается во флоре Якутии?
  28. В лесах Якутии найдено 240 видов грибов, из них 150 могут быть съедобными. Сколько видов несъедобных грибов растет в Якутии?
  29. Касатик гладкий занесен в “Красную книгу” Якутии. Масса 44 семян касатика – 1 грамм. Сколько семян в ? грамма? в 3 г.? в 5 г.?
  30. Сорняк звездчатка средняя может образовать 15 000 семян, а полынь якутская в 3 раза больше. Сколько семян может дать полынь якутская?
  31. Широко распространенная по всей территории Якутии береза плосколистная первые 20 лет вырастает ежегодно на 19 см. Какой высоты достигает береза в возрасте 3, 7, 18, 20 лет?
  32. Сосна сибирская произрастает в Юго-западной Якутии. Из одной тонны сосновой хвои можно получить 5000 дневных порций витамина “С”. Рассчитайте на сколько дней этого хватит для учеников вашего класса? (Из одной тонны хвои можно получить: 10 кг экстракта, 5 кг эфирного масла, 200 г шерсти)
  33. В долинных лиственничных лесах Центральной Якутии запас лекарственного сырья багульника 107 г на 1 га. Сколько багульника можно собрать с 4, 8, 13 га?
  34. Урожай кедровых орехов на 1 га в Юго-западной Якутии 75 кг. Какой урожай соберут с 3, 9, 28 га?
  35. В одной кедровой шишке 100 семян. Вес 1000 семян составляет 250 г. Сколько шишек дадут килограмм орехов?
  36. В местности Диринг-Юрях создан государственный историко-биосферный заповедник. Длина его 60 км, а ширина в 3 раза меньше. Вычислите площадь заповедника.
  37. На правом берегу Лены под заказник отводится участок тайги между реками Ляписке и Дянышка. Длина участка 100 км, ширина составляет 4/5 длины. Вычислите площадь заказника.
  38. Один из самых крупных островов на реке Лене – остров Кыллах (в пер. с якутского – “изобильный, богатый зверем, пушниной”).. Длина острова 15 км, ширина 4 км. Узнайте площадь острова Кыллах.
  39. Город Якутск расположен в долине Туймаада. Длина долины 60 км, ширина 20 км. Вычислите площадь долины Туймаада.
  40. Протяженность г. Якутска с севера на юг 20 км, а с запада на восток 10 км. Какую площадь занимает город?
  41. Взрослый лось съедает за сутки 8000 г веточного корма. Выразите это число в кг. Сколько корма съест лось за месяц?
  42. Белка за день опустошает 380 сосновых шишек. Сколько шишек потребуется белке на неделю? на месяц?
  43. Кедровке в сутки требуется 15 г ядрышек орехов. Сколько орехов съедает кедровка за месяц?
  44. Размах крыльев белого журавля-стерха – 228 см, а беркута – 2 м. на сколько больше размах крыльев у стерха, чем у беркута?
  45. На острове Столбовом (море Лаптевых) гнездится 4000 толстоклювых кайр и 2000 чаек-моевок. Поставь вопрос и реши задачу.
  46. Масса бурого медведя 150 кг, а масса белого медведя в 3 раза больше. Сколько весит белый медведь?
  47. Масса новорожденного моржонка 40 кг, а взрослого моржа в 30 раз больше. Сколько весит взрослый морж?
  48. масса снежного барана (чубуку) достигает 120 кг. Выразите это число в ц и кг.
  49. Взрослый заяц съедает в сутки 800 г веточных кормов. В них он нуждается 250 дней в году. Сколько веточных кормов съест заяц за это время?
  50. Черношапочный сурок (занесен в “Красную книгу” Якутии) рождается массой всего 33 г. Через 4 месяца вес его тела увеличивается в 35 раз. Какова масса четырехмесячного сурка?
  51. Ученые обнаружили в кладовой бурундука 50 г черемухи, семян шиповника на 30 г больше, а кедровых орехов 1200 г. каков общий вес запасов бурундука?
  52. “Царь” зверей ледникового периода мамонт весил до 6000 кг. Общий вес его костей и бивней доходил до 2000 кг. Выразите это число в центнерах, тоннах.
  53. Спячка белого медведя продолжается 160 дней. Сколько это недель? Сколько это месяцев?
  54. Черношапочный сурок занесен в “Красную книгу” Якутии. Сурок проводит в спячке 2/3 года. Сколько месяцев находится в спячке черношапочный сурок?
  55. Высшая точка Якутии гора Победа в хребте Черского – 3147 м. Выразите это число в км и м.
  56. Из книги рекордов Гиннеса. “Самая мощная вечная мерзлота в мире глубиной 1370 м зарегистрирована в верховьях реки Вилюй”. Выразите это число в км и м.
  57. Глубина “Шергинской шахты” (для исследования вечной мерзлоты) 11660 см. выразите это число в метрах и см.
  58. В долине реки Кемпендяй (Сунтары, Якутия) имеются соляные источники, вода которых содержит растворенную соль 250 г на 1 литр. Сколько требуется переработать воды, чтобы получить 5 кг соли?
  59. Из одной тонны сангарского угля (Кобяйский улус Якутии) получается 105 кг высококачественного воска. Сколько воска можно получить из 325 тонн угля? (Из одной тонны сангарского угля можно получить 25 кг бензина, 30 кг дизтоплива, 1 кг смазочных масел)
  60. Кобыла дает 18 литров молока в сутки. 1/3 молока расходуют на приготовление кумыса, а остальное оставляют жеребенку. Сколько литров молока достается жеребенку?
  61. Якуты кормили рогатый скот сеном семь месяцев в году. На взрослую корову рассчитывали по 4 воза сена, а воз по 5 копен. Сколько копен сена надо заготовить хозяину 3, 7 коров?
  62. 4 охотника разделили добычу поровну. Каждый получил по 5 уток. Сколько уток добыли охотники?
  63. По пути из Якутска в Табагу машина проехала 21 км. После этого до Табаги осталось пути в 3 раза меньше, чем проехала машина. Вычислите расстояние от Якутска до Табаги.
  64. Автобус маршрута 101 отъехал от автовокзала в 17 ч 30 мин и через 40 минут прибыл в Табагу. В котором часу автобус прибыл в Табагу?

Сюжетные уроки

Фрагмент урока математики в 3-м классе

Тема. Вычисление площади геометрических фигур.

Цели.

  1. Закрепление умения решать задачи на нахождение площади геометрических фигур.
  2. Отработка средств общения в учебной деятельности (работа в группе).

Учитель рассказывает о том, что якуты – творцы великолепных вышивок и аппликаций. На больших праздниках, ысыахе, во время свадебных церемоний якуты покрывают коней красиво расшитыми попонами – чепраками и кычимами. Узоры на них вышиваются нитками, бисером, бусами, украшаются металлическими бляшками, пластинами, аппликацией из разноцветной суконной мозаики. Прямоугольник, квадрат, ромб, треугольник, трапеция – эти простейшие геометрические фигуры часто встречаются в суконной аппликации и меховой мозаике. Любимые цвета якутских мастериц – красный, черный, далее идут зеленый, желтый, коричневый, синий. В чепраках и кычимах четко выделяют среднюю часть, которую окаймляет либо вышитый бордюр, либо суконная мозаика. (М. В. Хабарова “Народное искусство Якутии”)

- Сегодня мы с вами побываем в роли якутских мастериц. Для изготовления чепрака требуется вырезать из сукна треугольники, квадраты, ромбы, трапеции.

Каждая группа получает карточку с геометрической фигурой, производит необходимые измерения и решает задачу.

1 группа. Требуется 12 треугольников из красной ткани. Какую площадь чепрака будет занимать орнамент из треугольников?
2 группа. Требуется 10 квадратов из черного сукна. Хватит ли вам для работы квадратного куска ткани площадью 400 кв см?
3 группа. Требуется 18 ромбов из зеленого материала. Достаточно ли будет для работы предложенного куска ткани?
4 группа. Требуется 14 трапеций из синего сукна. Хватит ли вам для работы прямоугольного куска ткани длиной 24 см и шириной 18 см?

При изучении темы “Скорость. Время. Расстояние” (4 класс) можно провести урок-путешествие по реке Буотаме, используя описание маршрута и составив задачи по числовым данным из книги “По рекам и горам Якутии” (авторы А. В. Глушков и В. Г. Осадчий). Путешествовать дети будут пешком, на автобусе, теплоходе, сплавляться на плоту или лодке. Такой урок будет иметь тесную взаимосвязь с уроками окружающего мира. Дети узнают, что на берегах Буотамы 40-30 тыс. лет назад жили первобытные охотники на мамонтов и бизонов. Имеются более поздние стоянки людей. Несколько столетий назад в бассейне реки Буотамы была обнаружена руда, кустарным способом выплавлялось железо. До сих пор в тайге встречаются полуразвалившиеся плавильные печи того времени. Берега Буотамы покрыты лиственничным лесом, много ягодных кустарников: смородина, охта, малина, голубика, брусника. Здесь можно встретиться со змеями, увидеть летучих мышей – северного кожанка и водяную ночницу.

Уроки, построенные на сказочных сюжетах, всегда вызывают активность младших школьников. Например, на сюжетном уроке по якутской сказке “Птичка и Алаа-Могус”, дети, выполняя задания быстро и правильно, будут спасать маленькую птичку от прожорливого Алаа-Могуса. В сказке “Смелая девушка и двенадцатирогий олень” говорится “На горе Кюех-Хая живет черный олень. … злости у него больше, чем волосинок в его шерсти. Украл он счастье, спрятал его в синюю гору. Много лет уже стережет его там. 12 рогов на голове того оленя. 12 узлами крепкий аркан к ним привязан. В тех узлах счастье завязано. Развяжи эти узлы, девушка! Выпусти счастье на волю!”. Каждая правильно решенная задача дает право развязать один узел.

На таких уроках у всех детей возникает учебно-познавательный интерес, не бывает равнодушных и безразличных. Урок проходит эмоционально и надолго запоминается.

Список использованной литературы

  1. Аммосова Т. П. Математические знания и представления якутов. Ч.1. – Якутск: Нац. кн. изд-во “Бичик”, 1994.
  2. Глушков А. Н., Осадчий В. Г. По рекам и горам Якутии.
  3. Колесов А. Н., Мостахов С. Е. По реке Лене. – Якутск: Кн. Изд-во, 1985.
  4. Ксенофонтов В. Г. Ураанхай-сахалар. Очерки по древней истории якутов. – Якутск: Нац. изд-во Республики Саха (Якутия), 1992.
  5. Народное искусство Якутии: Альбом /Авт. и сост. М. Хабарова. Л., Издательство “Художник РСФСР”, 1981.
  6. Пестерев В. И. Исторические миниатюры о Якутии. – Нац. кн. изд-во Республики Саха (Якутия), 1992.
  7. Соломонов Н. Г. Беседы об охране Севера. – Якутск: Кн. изд-во, 1987.
  8. Соломонов Н. Г. Животный мир Якутии. Якутск, Кн. изд-во, 1975.
  9. Тавровский В. А., Егоров О. В., Кривошеев, Попов М. В., Лабутин Ю. В. Млекопитающие Якутии. – М., Изд-во “Наука”, 1971.
  10. Тимофеев П. А. Леса Якутии.
  11. Черский Н. В. Богатства недр Якутии. – Якутское книжное издательство, 1958.
  12. Якутские сказки. / Составители Д. К. Сивцев-Суорун Омоллоон, П. Е. Ефремов. Пер. С. И. Шуртаков, В. Н. Федоров. Якутск: Кн. изд-во, 1990.
  13. Яковлев В. Ф. Сэргэ (коновязь). – Дьокуускай: КИФ “Ситим”, 1993.