Урок технологии в 7-м классе с использованием НКТ. Тема: "Нарезание наружной резьбы"

Разделы: Технология


Аннотация к работе

Автор: Пудовкин Александр Петрович – учитель технологии МОУ СОШ №22 г Сургута ХМАО.

Предмет, класс: Технический труд 7 класс.

Тема учебного занятия: «Нарезание наружной резьбы»

Место занятия в учебном процессе: Раздел программы « Обработка металла» урок № 7.

Форма занятия: Комбинированный (изучение новой темы с использованием ИКТ, обобщение и систематизация изученного материала)

Формы и способы применения ИКТ на данном уроке.

Этап урока

Форма использования ИКТ

Цель

Организационный   Создание настроя на урок.
Актуализация знаний Демонстрационная презентация Повторение и вхождение в новую тему.
Объяснение нового материала Демонстрационная презентация Формулирование темы урока.
Сообщение целей и задач урока. Повышение наглядности для восприятия нового учебного материала. Отработка умений работать с неадаптированными источниками, аналитических умений и навыков.
Закрепление нового материала Демонстрационная презентация Закрепление нового материала

План урока

Тема урока: Нарезание наружной резьбы.

Тип урока: Комбинированный (изучение новой темы с использованием ИКТ, обобщение и систематизация изученного материала).

Цели и задачи урока: дать понятия о резьбе и ее элементах; познакомить учащихся с приемами нарезания наруж­ной резьбы вручную; воспитывать у учащихся точ­ность, скрупулезность в работе.

Методы обучения: устный опрос, рассказ, показ приемов учи­телем, демонстрация наглядных пособий и ИКТ, практическая работа.

Оборудование:

  1. Компьютер
  2. Презентация к уроку
  3. Наборы резьбонарезного инструмента
  4. Заготовки,
  5. Верстаки слесарные

Конспект занятия:

  1. Организационный момент. (2 мин.)
  2. Актуализация знаний (8мин.)
  3. Изучение нового материала (20 мин.)
  4. Вводный инструктаж (3 мин.)
  5. Правила техники безопасности (5 мин.)
  6. Практическая работа «Нарезание наружной резьбы» (35 мин.
  7. Заключительный инструктаж (5 мин.)
  8. Уборка мастерской (2 мин.)

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Использование ЦОР
№ слайда

Прогнозируемый
результат

Организационный Проверка готов­ности учащихся к уроку, сообщение темы и целей урока. Проверяют самостоятельно готовность к уроку, настраиваются на урок Слайд 1-3 Создание рабочего настроя на урок.
Актуализация знаний Опрос учащихся по вопросам:

1) Что относится к режимам обработки на токарном станке?
2) Как правильно установить заготовку в трехкулачковый патрон?
3) Назовите основные поверхности заготовки при точении?
4) На какие виды делятся резцы по направлению движения во время работы?
5) На какие виды делятся резцы по конструкции головки?
6) Как называется данный резец, и для каких целей он предназначен?
7) Какой резец изображен на фотографии, и для каких целей он предназначен?
8) Назовите данный резец, и для каких целей он предназначен?
9) Выполнение какой токарной операции изображено на фотографии, и каким резцом выполняется?
10) Определите, на сколько, уменьшится диаметр заготовки за один проход резца при данной настройке лимба?

Отвечают на вопросы, вспоминают ранее пройденный материал по теме «Работа на ТВ-7» Слайд 4-13 Вспомнить устройство станка ТВ-7 и приемы работы на нем. Виды резцов применяемых на ТВ-7
Изучение нового материала Рассказ учителя по плану:
  • Понятие о резьбе. Элементы и виды резьбы.
  • Инструменты и приспособления для нарезания наружной резьбы.
  • Приемы нарезания наружной резьбы.
Рассматривают предложенные слайды, находят основные элементы резьбы, предлагают различные способы нарезания резьбы, знакомятся с инструментами для нарезания наружной резьбы и способами ее нарезания. Слайд 14-23 Наблюдать за работой, умение самостоятельно планировать свою работу
Вводный инструктаж Учитель рассказывает и демонстрирует приемы работы резьбонарезным инструментом Ученики наблюдают за работой учителя и сравнивают с фотографиями слайдов Слайд 24-31 Умение наблюдать за работой, находить ошибки и предлагать способы их исправления.
Правила техники безопасности Демонстрирует слайды, а затем показывает, какие опасности возникают во время нарезании резьбы и способы их устранения Самостоятельно разрабатывают правила техники безопасности при нарезании резьбы Слайд 32-34  
Практическая работа
«Нарезание наружной резьбы»
Наблюдает за работой, выявляет ошибки, помогает их исправить, следит за соблюдением правил техники безопасности Выполняют практическую работу, нарезают резьбу на болтах, которые были изготовлены на предыдущем уроке. Слайд 24-31 Закрепление полученных знаний на практике.
Заключительный инструктаж Анализирует типичные ошибки, которые были допущены учениками во время работы.
Выставляет и комментирует оценки за работу на уроке.
  Слайд 35-38 Умение анализировать свою работу
Уборка мастерской   Убирают рабочие места, приводят себя в порядок.    

Методическая часть

Цель использования презентации «Резьбовые соединения»: повышение мотивации учеников к изучению данного материала и активизация познавательной деятельности учащихся на уроке.

Учителем используются следующие методы и приемы:

  • Через вводную беседу организован процесс повторения темы «Работа на ТВ-7» (слайды)
  • Организована работа с печатным источником информации – технологическими картами, что позволяет использовать визуальную память (слайды)
  • Сравнение различных видов соединений (слайды)
  • Частично-поисковый метод (все слайды могут использоваться как средства для использования частично-поискового метода)

Презентация позволяет установить логическую связь между этапами урока т.к. постоянное обсуждение каждого нового пункта начинается с демонстрации слайда

№ слайда

Что показывает

Как показывает

Для чего

1 Титульный лист Иллюстрация с анимацией Указать какой предмет и авторство
2-3 Организационный момент Фотография с пословицей Для создания настроя на урок.
4-13 Материал для повторения Слайд с фотографиями и анимацией содержащие вопросы Для повторения материала прошлого урока
15 Виды соединений Слайд с анимацией показывающий виды соединения деталей Для наглядности в рассказе учителя
16 Виды резьбовых соединений Слайд с анимацией показывающий виды резьбовых соединений Для визуального запоминания нового материала
17 Элементы болтового соединения Слайд с анимацией показывающий элементы болтового соединения Для наглядности в рассказе учителя
18 Элементы резьбы Слайд с анимацией фотографией и рисунком показывает основные элементы резьбы. Для наглядности в рассказе учителя
19 Обозначение наружной резьбы на чертеже Слайд с рисунком, показывающий как обозначается резьба на стержне Для визуального запоминания нового материала
20-23 Инструменты для нарезания резьбы Слайды с анимацией Для наглядности в рассказе учителя и визуального запоминания нового материала
24-31 Этапы нарезания резьбы на стержне Слайды с фотографиями и анимацией текстовым материалом Для создания успешности во время практической работы.
32-34 Техника безопасности при нарезании резьбы Слайды с фотографиями и анимацией текстовым материалом Самоконтроль за соблюдением техники безопасности во время работы
36 Болтовое соединение Слайд с фотографией и анимацией Для закрепления нового материала и умения отстаивания свою точку зрения
37 Познавательный вопрос Отображается слайд с вопросами Для закрепления нового материала и умения отстаивания свою точку зрения
38 Благодарность за урок Спасибо за урок Для позитивного контроля учащихся и чувства удовлетворения от работы на уроке

Литература :

  1. Муравьев Е.М. технология обработки металлов: учебник для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение 2000г - 224 с.
  2. «Технология» программы начального и основного общего образования. Москва. «Венетана-Граф» 2007 г -184с.
  3. Симоненко В.Д. «Технология» учебник для учащихся 7 класса (вариант для мальчиков) общеобразовательной школы. М. «Венетана-Граф» 2008 г.