Гуманизация образовательного процесса. Урок духовной жизни. Тема урока: "Истина школы"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • расширить понятийный аппарат в области отношения человека к окружающему миру, в области отношения к главным ценностям жизни;
  • учить мыслить, рассуждать;
  • учить слушать, слышать, чувствовать, понимать себя, принимать мнение других;
  • воспитывать уважение к школе, учителям, другим детям, людям, обществу.

Оборудование: видеозапись “школа”, аудиозапись спокойной мелодии, тексты притч, таблицы с пословицами и высказываниями об истине.

Ход урока

Настрой на урок.

Ребята, у вас сегодня хорошее настроение?

А я очень волнуюсь: хочу обсудить с вами очень серьёзные вопросы, ответы на которые дать сложно даже мне. Я очень хочу, чтобы наш урок состоялся, вы, конечно же мне поможете. Пожелайте мысленно своим друзьям, себе и мне успехов.

Вводная беседа.

Учитель: Ребята, сегодня я приготовила высказывание Франклина Рузвельта, которое предлагаю вашему вниманию: “… обретается тогда, когда у людей есть свобода искать её”.

- Когда люди свободны, они имеют возможность обрести, найти то, что зашифровано с помощью знакомого вам шифра. Я зашифровала слово – подарок. Ключ к шифру – алфавит.

Шифр: 10, 19, 20, 10, 15, 1 (на доске).

- Кто расшифрует, поднимите руку. (Нашёптывание детей и поощрение учителя.)

Я дарю вам это слово. Разговор на уроке пойдёт именно об истине. Мы не первый раз говорим о ней. Говорить мы будем не только о ней одной. Но прежде, скажите, что, по – вашему, значит “истина”?

(Все варианты ответов записываются на доске.)

Я хочу прочитать маленький отрывок из произведения Р.Баха “Чайка по имени Джонатан Лингвистон”, с которым мы знакомились ранее.

“Послушай-ка, Джонатан, – говорил ему отец без тени недоброжелательности. – Зима не за горами. Если тебе непременно хочется учиться, изучай пищу, учись её добывать. Полёты – это, конечно, очень хорошо, но одними полётами сыт не будешь. Не забывай, что ты летаешь для того, чтобы есть.

Джонатан покорно кивнул. Несколько дней он старался делать то же, что все остальные, старался изо всех сил. … Но у него ничего не получалось.

“ Какая бессмыслица, - подумал он и решительно швырнул с трудом добытого анчоуса голодной чайке, которая гналась за ним. - я мог бы потратить всё это время на то, чтобы учиться летать. мне нужно узнать ещё так много.”

  • В чём истина для родителей Джонатана?
  • В чём истина для самого Джонатана?
  • О какой истине идёт речь в произведении? Об истине чего? (Истине жизни).

Мы с вами откроем, разгадаем ещё одно слово, которое объяснит полностью тему нашего урока.

На доске нарисованы ступени.

-Ребята, что вы видите на доске? (лестницу)

Вы, наверное, подумали, при чём тут лестница, если мы говорим об истине. Это лестница не простая. Всё дело в том, что “лестница” по латыни - “скале”, а русское слово – “школа”. Мы сегодня говорим об истине школы.

(На доске тема урока “ Истина Школы”)

Мы должны ответить на вопрос:

  • В чём истина школы? Для начала давайте разберёмся, кто очень близок к школе? Кто есть школа? (Ученики, учителя, родители, государство, Родина.)
  • Для кого эта лестница, т. е. ШКОЛА? (Для человека).
  • Можно ли сказать, что школа – это лестница для духовного восхождения человека? (мнение детей)
  • Может школа только для получения и накопления новой информации, знаний? (мнение детей)

Значит, человек, прежде всего

“…есть духовное существо. Поднимаясь по ступенькам скале, каждый растущий человек раскрывает в себе духовные и природные дары, познаёт себя, обогащается опытом и знаниями, облагораживается духовно и нравственно.” - Так сказал Ш.А. Амонашвили.

-Что же делает каждая ступенька Школы с человеком? (мнение детей)

Значит, школа развивает и укрепляет волю, терпение, смелость, дисциплину духа, окрыляет мысль и творчество? Может это и есть Истина Школы?

(На доске)

Школа – духовное существо со своим предназначением.
Школа ведёт общество по ступеням развития.

-Согласитесь ли вы с этими изречениями? Прокомментируйте.

Вернёмся к “скале”.

Жил на Руси духовный человек – преподобный Иоанн Лествичник. В своей знаменитой книге “Лествица” он раскрыл 30 ступеней восхождения по так называемой духовной лестнице. Последняя ступень, вершинная была названа … любовью.

А ведь любовь, это одна из ценностей человека.

- Какие ещё, на ваш взгляд, были ступени? (Вера, Справедливость, Культура, Совесть. )

-Что умеет и чего не умеет школа?

  • Школа умеет любить и воспитывать любовь.
    Но она не умеет ненавидеть и воспитывать ненависть.
  • Школа умеет быть преданной и воспитывать преданность.
    Но она не умеет предавать и воспитывать предательство.
  • Школа умеет созидать, творить.
    Но она не умеет разрушать.
  • Школа умеет защищать ребёнка.
    Но она не умеет искажать его судьбу.
  • Школа умеет творить добро и воспитывать доброту.
    Но она не умеет быть злой и воспитывать зло.
  • Школа умеет быть честной и воспитывать честность.
    Но она не умеет быть лживой и воспитывать лживость.

-Это и есть истина школы?

  • Школа – очаг духовности и нравственности.
  • Школа – мастерская человечности, сеятель духовного и доброго.
  • Святое и великое слово – скале (лестница )
  • Латиняне уберегли и подарили миру это слово.
  • Каждый народ обласкал его и принял в свой родной язык.
  • Школа – говорят русские, белорусы и украинцы.
  • Шуле – говорят немцы.
  • Скул – говорят англичане.
  • Скоула – говорят итальянцы.
  • Эколе – говорят французы.
  • Эскуела – говорят испанцы.
  • Схоле – греки.
  • Скола – грузины и латыши
  • Русские рядом со словом Школа ставят слово Храм, в котором всегда Свет, нет тьмы.

-В этом истина школы?

Кто же ведёт по лестницам “скале” ученика?

Учитель: Каждый учитель и есть школа, ведь он и есть носитель духовности для ученика. Где учитель, там и школа. Теперь, когда мы разобрались в чём истина школы, я хочу вам прочитать притчу, которую нам поведал Ш.А. Амонашвили.

Жила была истина школы.

Чистая, полная, богом сотворённая. Она одухотворяла школы всех планет. “Помогу землянам” - сказала она и опустилась на планету Земля. Прилетела к детям первой школы, в надежде, что ей обрадуются. Дети были так заняты, что даже не взглянули на истину. "Я истина, послушайте меня…". Но дети даже не повернулись в её сторону. "У нас тут своя истина, нам учиться нужно!" Огорчилась истина. Не ожидала такого. Полетела она в другую школу, к другим детям. Дети дугой школы были гораздо веселее прежних, но истину они тоже не замечали. "Я истина, послушайте меня…" "Истина, впервые слышим. Вы новый учитель, опять будете говорить об учёбе. Достаточно. У нас свои учителя есть...". Огорчилась истина и полетела в третью школу. В третьей школе дети заметили истину сразу. "Какая красота! - восхитились они, - Как было бы здорово, если бы у нас всё было такое, как она". Чтобы не испортить её красоту они поместили её в рамочку под стекло. Однажды они увидели, что истина плачет. Он поняли, что ей у них плохо, плохо без свободы, и отпустили её.

- Как вы думаете, нашла пристанище истина у нас в школе?

Послушайте мнение наших детей, учеников той школы, куда прилетела истина.

(Видеозапись разговора о школе детей среднего и старшего звена.)

Рефлексия.

Нарисуйте школу, выбрав определённый цвет: тёмный или светлый, яркий, в зависимости от понимания присутствия истины в нашей школе.

Выставка рисунков.

Итог урока.

- Глядя на эти рисунки, я поняла, что истина обрела свой дом именно в нашей школе. Так ли это? (Комментарии детей.)