Разработка открытого урока по изобразительному искусству на тему "Цветок богини Ириды"

Разделы: МХК и ИЗО


Вид урока: рисование с натуры.

Цель: дать основы изображения цветов в акварельной технике.

Задачи:

  • Образовательные задачи: Учить работать акварельными красками. Анализировать, формирование художественных знаний, умений и навыков.
  • Развивающие задачи: Развивать зрительную память, образное мышление, двигательные способности, усидчивость, трудолюбие.
  • Воспитательные задачи: Воспитывать эстетические чувства, бережное, доброе отношение к природе и животным.

Оформление урока: репродукции картин художника, работы учеников.

Музыкальное оформление:

  • Антонио Вивальди “Времена года” “Лето”
  • П.Чайковский. Вальс цветов из балета "Щелкунчик"

Оборудование: проектор, видео запись и фотографии поэтапного рисования.

Материалы: акварельная бумага, кисти, бумажное полотенце, акварель, палитра, баночка, тряпка х\б, белая свеча.

План урока:

  1. Организационная часть – 5мин.
  2. Изложение нового учебного материала – 10мин.
  3. Самостоятельная работа учащихся – 25мин.
  4. Завершение урока – 5мин

Ход урока

  1. Организация класса.

Проверка готовности к уроку.

  1. Изложение нового материала.
  1. Объявление темы и цели урока. Презентация

– Тема урока. “Ирисы”. Сегодня мы будем учиться рисовать, акварельными красками цветы ирисы. Ирисы – цветок, олицетворяющий одно из красивейших явлений природы, у русского народа нежно зовется “касатиком”. Этот гордый, устремленный к солнцу, сияющий, переливающийся всеми красками цветок манит необъяснимой сокровенностью, трепетной нежностью и хрупкостью. Это чудо природы вдохновляет художников, композиторы посвящают ему оперы, романсы, поэты – стихи.

Вступительная беседа.

Звучит музыка: П.Чайковский. Вальс цветов из балета "Щелкунчик". На экране фотографии цветов.

Учитель: Ребята, вас встретила прекрасная музыка.

Вопрос: Скажите, пожалуйста, какое настроение эта музыка и цветы у вас вызывают.

Ответ: Светлое, радостное, праздничное, яркое.

Учитель: Правильно. В музыке Чайковского много чувств и переживаний, она рассказывает нам о красоте и многообразии мира. Очень важно уметь и хотеть услышать и почувствовать этот мир сердцем. Люди любят цветы, настроение, которое они создают. Цветы окружают человека везде и сопровождают его всю жизнь. Цветы и краски окружающего нас мира. Их очень много.

На экране: Изображение Фрески из Кносского дворца, радуги, богини Ириды.

Рассказ ученика: Цветы ириса известны человеку с древнейших времён. На острове Крит на фреске, которая находилась на стене Кносского дворца, изображен жрец, окружённый цветущими ирисами. Этой фреске около 4 000 лет. В Средние века ирисы выращивали в садах замков и монастырей, откуда были перенесены в сады горожан. Своё имя цветок получил в древней Греции по имени богини Ириды, которая как посланница богов сходила по радуге на землю, поэтому слово “Ирис” в переводе с греческого означает радуга. Название этому цветку дал Гиппократ, греческий врач (около IV века до н.э.).

Рассказ ученика: У славянских народов широко использовалась радужная гамма цветов и оттенков и причудливые формы соцветия ирисов. Их можно было видеть в изделиях народных промыслов, в тканях, а также в украшении быта: роспись жилища, утвари, одежды (в орнаменте рубах, сарафанов, рушников, шалей и полушалков).

На экране: Работы художников изображающие цветы – ирисы.

Учитель: Теперь посмотрим на работы художников. Работы художников открываются нам, зрителям, только тогда, когда мы смотрим на них внимательно и вдумчиво, и только тем зрителям, которые умеют видеть. Чтобы уметь видеть зрителю нужно многое уметь и знать. Ему необходимо видеть красоту, созданную не только художником, но и самой природой.

Учитель: Скажите, вы увидели, как все художники стремятся передать изображение этих цветов?

Ответ: Нежно, полупрозрачно, тонко.

Учитель: Правильно! Особенно ярко это предал в своих работах художник Аркадий Пластов. Он с огромной теплотой и любовью к родине, к окружающей его природе смог передать свое впечатление, восторг от увиденного букета. Посмотрите, как нежно и трепетно А.Пластов написал цветы. Какие цвета используют художники, изображая цветы? (ответы учащихся).

  1. Показ учителем последовательности выполнения рисунка.
  2. Параллельно практическая работа учащихся. 

На экране: итоговое изображение.

Учитель: Ребята! Посмотрите внимательно на экран это, то, что у нас должно получиться. Мы должны с вами научиться видеть простые формы. Выделить главное!

На экране: прошлогодние работы учащихся.

Учитель: Обратите внимание, как ребята хорошо справились с заданием, какие работы все разные!

Этапы рисования:

  • 1 шаг:

Учитель: Какую геометрическую форму имеют цветы, листья?

Ответ: Круглую, овальную, трапециевидную, треугольную.

Необходимо рисовать от общего к частному. Расположим лист бумаги вертикально. Обозначьте точками и линиями центры основных цветов и листьев. И нарисуйте легкими еле заметными линиями общую форму цветов. Тем самым мы найдем нужную нам композицию. Набросок выполняется карандашом мягкостью (нВ или н).

  • 2 шаг:

Когда мы нарисовали обобщенную форму цветов, листьев и нашли композицию можно приступить к нахождению формы лепестков у цветка.

Затем предадим нужную форму листьям. Добавим детали. Далее необходимо подчеркнуть живость линии, чтобы листья смотрелись более натуралистично. Для этого нужно в теневых местах усилить нажим карандаша, взяв при этом карандаш 2 в.

  • 3 шаг:

Возьмем обычную белую свечку. Ее нужно заточить, как карандаш. И прорисовываем те места на лепестках, которые не должны прокраситься, должны остаться белыми.

  • 4 шаг:

Приступаем рисовать акварельными красками. Начнем с цветов, а не с фона, для того чтобы можно было с помощью фона обобщить края цветов.

Помоем бумагу. Начнем со светлых мест, возьмем оттенки желтого и нанесем их на те места, где мы использовали свечку. Переходим к лепесткам и берем холодные оттенки красных и синих цветов.

Листья так же рисуем в холодном колорите, но в нежных тонких местах добавляем теплые тона. И уже фон рисуем солнечным теплым, добавляя отблески зеленого. И с помощью этого создается контрастное изображение цветов.

  1. Итог урока выставка и анализ детских работ.
  2. Уборка рабочего места.

Презентация

Приложение