Музыка – Творчество – Личность

Разделы: Музыка


“Задача музыкального воспитания – гармонизация индивида с общественной жизнью.” Платон.

Музыка связывает воедино личность и духовный опыт человечества, в музыке заложены широчайшие возможности общения, передача опыта от поколения к поколению.

В Доме детского творчества г. Балтийска Калининградской области уже более 15 лет существует образцовая студия художественного чтения и музыкально-театрализованных представлений “Калейдоскоп” (фотография старшей группы студии представлена в <Рисунок1>, <Рисунок2>). В нашей студии занимается более 100 детей разных возрастных категорий от 2 до 17 лет, в студию принимаются дети без отбора, с разными природными данными и способностями. В процессе работы учитываются индивидуальные особенности детей, их возможности. В группах есть так же дети инвалиды, которые учатся работать в коллективе, приобретают навыки общения (ребята в студии относятся к таким детям с особым вниманием; этому предшествуют беседы педагогов студии, дети учатся толерантности).

Рисунок 1

Рисунок 2

Основной идеей программы студии является идея личностно - ориентированного подхода к ребенку, обеспечение педагогическими средствами свободного развития и становления личности.

Основа развития учащихся - создание ситуации успеха у воспитанников студии, атмосферы непринужденности, творческой активности, все это позволяет повысить продуктивность учебного процесса. Интегрированные уроки являются наиболее эффективным для восприятия и познания мира ребенком, в них сочетаются разные виды искусства: музыка, литература, театр. Сочетание музыки и движения, музыки и речи помогает раскрыть личность ребенка. Одной из основных направленностей является музыка в театрализованных представлениях. Воздействие музыкальных образов помогает проявиться детской индивидуальности, обогащая и расширяя опыт эмоциональных переживаний ребенка.

Учебно-воспитательный процесс построен на основе авторской программы: “Музыка. Творчество. Личность”.

Цель программы: создание условий для развития эмоционально-чувственной сферы, развития творческой активности, формирование коммуникативных навыков, расширение музыкального кругозора, формирование музыкальной культуры.

Основные задачи:

  • Формирование музыкальных и творческих способностей, певческой культуры, умение общаться посредством музыки.
  • Выявление и развитие индивидуальных способностей детей в области художественного творчества.
  • Воспитание художественного вкуса, формирующего подлинно гуманистическое восприятие человека, расширение сферы музыкальной деятельности и музыкального кругозора.

Основные принципы программы:

  • Принцип гуманистической направленности: стремление к субъектно-субъективному уровню в отношениях между педагогом и учащимся.
  • Принцип природосообразности воспитания его в соответствие возрасту, не только физическому, но и психическому.
  • Принцип проживания изучаемого материала: знания, умения, навыки не сами по себе, а  для того, чтобы “ вжиться” в музыкальное произведение, художественный образ.
  • Принцип непрямого, опосредованного воздействия в преодолении трудностей, т. е. усвоение материала через смежные с музыкой области искусства: художественное чтение, театр, ритмическое движение.

Учебный процесс делится на блоки:

  • Сценическая речь, движение и театральная игра.
  • Музыкальное воспитание и основы вокала.
  • Подготовка и показ музыкально- театрализованных представлений (постановка и показ театрального представления является совместной работой руководителей).

Средством развития музыкальной культуры является игровая деятельность, поскольку сама природа музыкального искусства, сопровождающего игру, способствует установлению несловесного общения, а ситуативная деятельность, возникающая в ходе ее, как правило, вынуждает к словесному общению. Таким образом, музыкально-игровая деятельность является особенностью занятий в студии - диалог и игра, понимаемые в широком смысле. Занятия строятся в виде игр, путешествий, конкурсов, праздников.

Ребята должны не только играть и выражать свои чувства и мысли словом, движением, но и уметь передать это через пение. Работа по музыкальному воспитанию ведется в трех направлениях: слушание музыки, развитие вокально-певческих навыков, создание сценического образа посредством музыки. В программе отведено место для знакомства с музыкальной грамотой, музыкальной литературой, теоретическое, практическое изучение механизма певческого звукообразования. На занятиях предлагаются творческие задания, импровизация, инсценировка песен, игры.

В образовательном процессе используется добровольность, целостность слова и музыки в подготовке к тому или иному действию, многократность повторения основных понятий и действий, ролевая игра, сюрпризность в подаче сложного материала. Уроки построены на принципах доступности, последовательности, научности (курс основан на современных достижениях и технологиях) образовательного процесса, с учетом возрастных особенностей, наглядность, широкое использование технических средств, все это позволяет добиваться положительных результатов в образовательном процессе. Большое внимание уделяется охране детского голоса. Применяется система упражнений для формирования певческой техники (дыхание, артикуляция, дикция).

Программа построена таким образом:

Подготовительная группа: главная задача этого периода пробуждение интереса к музыкальным занятиям, подготовка к исполнению простейших песен, приобретение умения работать детей в коллективе.

  • I год обучения: формирование музыкальной культуры, постановка певческого голоса, развитие дикции, основы артистического мастерства.
  • II – III год обучения: интегрированное обучение, согласованность в работе с руководителями по развитию речи и движению, освоение музыкальной грамоты, развитие вокальных и артистических навыков.
  • IV-V год обучения: вовлечение детей в творческую деятельность, возможность самовыражения (сочинение стихов и песен), закрепление полученных певческих навыков, концертная деятельность.

Одним из направлений студии является ее театральная направленность, различные вокальные и хоровые произведения используются в сценической работе, поэтому в отличие от любого концертного номера, от учащегося требуется новый подход к исполнению такого произведения в спектакле, кроме правильного вокального исполнения, еще и движение или танец для создания полного сценического образа. В студию принимаются дети с различными музыкальными данными и поэтому обычно мною пишутся музыкальные номера к праздникам и музыкально-театрализованным представлениям: “Здравствуй школа”, Новогодние утренники, музыкально-литературные композиции, для конкретных детей, исходя из индивидуальных возможностей и способностей каждого учащегося студии. Более одаренные дети становятся солистами, остальные – принимают участие в ансамбле или хоре (с примерами музыкальных номеров можно познакомиться в <Приложение1>).

Для более яркой характеристики ролей используется разнообразный музыкальный репертуар: песни, хоры, речитативы. В основе музыкальных представлений лежат сказочные сюжеты, где ребята становятся главными действующими лицами. Они активно сопереживают, радуются, борются со злом, перевоплощаясь в тот или иной образ. Эмоциональный контакт педагога с каждым ребенком формирует устойчивый интерес к музыкальному творчеству. Интерес должен подкрепляться возможностью непосредственно переживать “ситуацию успеха”, сначала на занятиях, а затем по мере роста умений и навыков ребенка, участие в праздниках, спектаклях, это должно стимулировать его к дальнейшему росту и развитию, предоставляется возможность реализовать свой творческий потенциал, проявить активность, самостоятельность и инициативу.

Реализация разработанной программы по инновационной деятельности — это концертная, познавательная, досуговая деятельность в стенах Дома Детского Творчества и за его пределами.

Воспитанники студии являются дипломантами Российских, международных, региональных и окружных конкурсов. Выпускники студии стали студентами гуманитарных факультетов РГУ им. Канта, выпускниками Калининградского музыкального колледжа, ГИТИСа.

Учащиеся, прошедшие все этапы обучения по данной программе, получают общие сведения о музыкальном, вокальном, театральном искусстве, теоретические знания и практические навыки. Публичные выступления – это завершающий этап работы, который включает в себя умение выразить себя в музыкально- театрализованных представлениях вокальными, артистическими средствами, приобретение уверенности в себе, умение общаться с другими людьми. Современное общество требует от подрастающего человека умения ориентироваться и действовать в постоянно меняющемся мире, не теряя при этом уникальности, неповторимости, способности к самопознанию и самосовершенствованию. Театрализованное действие – коллективное искусство. Ребенок учится плодотворному воздействию с большими и малыми социальными группами, овладевает навыками коллективного творчества.

Детские годы - это период интенсивного восприятия, накопления музыкальных впечатлений, которые оказывают огромное влияние на дальнейшее формирование всех сторон личности ребенка, открывается путь к восприятию разнообразнейших музыкальных образов, что дает возможность осуществлять перенос сформированных черт личности на другие области деятельности. Развивающий характер непрерывного образования предполагает воспитание в ребенке способности к широкой коммуникации, самостоятельности анализа ситуаций, выбора принятий решений, что и должно обеспечить воспитание свободной профессионально- компетентной личности (в <Рисунок3> представлен образовательный маршрут для учащихся студии).

Результатом работы педагога является:

  • повышение уровня заинтересованности в услугах образования родителей и учителей общеобразовательных школ;
  • увеличение количества предоставляемых ребенку сфер творческой деятельности, в которых может реализоваться его творческая одаренность;
  • повышение эффективности индивидуализации образования;
  • гармонизация межличностного общения детей в семье, в школе и в социуме.

Детский коллектив развивается по следующим критериям: ценности, содержание воспитывающего значения, организация досуга, межличностные отношения. Выпускник студии - портрет дифференцированного личностного развития детской личности. Музыкальное искусство с самого начала служило средством общения, оно было инструментом между индивидом и социумом.