Урок геометрии в 9-м классе по теме "Решение треугольников"

Разделы: Математика


Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с методами решения треугольников, закрепить знание  теорем о сумме углов треугольника, синусов, косинусов, теоремы Пифагора, научить применять их в ходе решения задач.
  2. Создать на уроке психологически комфортную атмосферу для организации работы по изучению и закреплению знаний по теме.
  3. Развивать коммуникативные, общеучебные, исследовательские навыки учащихся.
  4. Воспитывать культуру речи, уважение мнений других учеников.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок-поиск.

Оборудование: мультимедиапроектор, схема фиш боун, таблицы Брадиса,  модели исследований, оценочный лист, магниты, чертёжные инструменты.

Этапы урока

Ход урока

Форма деятельности учащихся

Слайды Презентации

 

 

Вызов

 

 

 

Постановка целей и задач урока.

 

Подготовка учащихся к восприятию новой темы.

 

 

Устная работа.

 

 

 

 

Письменная работа по таблицам Брадиса.

 

 

 

Изучение нового материала.

 

 

 

 

Решение геометрических задач.

 

 

 

Подведение итогов.

Оргмомент. Проверка домашнего задания

Запись в тетрадь  темы урока, в дневник – домашнее задание.

Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы на поиск отправимся смело –
В мир загадок и сложных задач.
Не беда, что идти далеко,
И не бойтесь, что путь будет труден.
Достижения крупные людям
Никогда не давались легко.

– Отправляемся на поиск новых знаний о треугольниках. Перед вами оценочные листы, которые вы должны заполнять в течение всего урока, используя критерии оценивания (Приложение 1).

– Дайте определение  треугольника.
– Назовите теоремы, необходимые для решения задач о треугольниках. Сформулируйте их.

Итак, необходимые теоретические знания у вас есть для  того, чтобы продолжить поиск

Заполните оценочный лист.

– Известный геометр, автор многих учебников И.Шарыгин называл науку  геометрию – витамином мозга. Я предлагаю вам  потренировать свой мозг.
– Определите вид треугольника по его сторонам. Ответ обоснуйте.
– Какая сторона наибольшая, наименьшая?
– Какой из углов треугольников наибольший, наименьший?
– Найдите отношение стороны ВС  к стороне АС. Ответ обоснуйте.

Вывод: геометрия есть искусство правильно рассуждать на неправильных чертежах.
Заполните оценочный лист.

На прошлом уроке вы познакомились с таблицами Брадиса для нахождения  синусов, косинусов, тангенсов и котангенсов  острых углов.
Выполните следующее задание по вариантам.
Заполните оценочный лист.

Учебная задача: Решить треугольник – это найти все неизвестные элементы треугольника по некоторым известным его элементам.
Постановка проблемы – какое количество элементов должно быть известно, чтобы задача была решена? Построить модель, определить тип задачи, исследовать отношения и связи между элементами треугольника (Приложение 2)

– Какой элемент (линейный или угловой ) должен присутствовать в условии, чтобы задача допускала ответ?
Заполните оценочный лист.

Решение задач из учебника по вариантам. Двое детей  решают на дополнительных досках.

Дополнительные задачи  для сильных учеников.

Заполните оценочный лист.

Итак, мы сегодня с вами  на уроке занимались поиском новых знаний о треугольнике.
– Что больше всего понравилось на уроке?
– Что запомнилось?

Знания способны весь мир перевернуть.
Там, где есть желание, всегда найдётся путь!

– Подсчитайте общее количество баллов, поставьте себе оценку в соответствии с критериями на слайде.

Выяснение эмоционального состояния учащихся.

– Перед вами правильный, прямоугольный и остроугольный треугольники. Если у вас на уроке все получалось правильно, то поднимите фигуру правильного треугольника, если остались от урока положительные эмоции, урок был интересным  – покажите прямоугольный треугольник, если в течение урока возникали проблемы – поднимите остроугольный треугольник.

Консультанты докладывают о выполнении д./з.

 

 

 

 

 

 

Составление схемы фиш боун.

Ответы детей.

 

 

Фронтальная работа.

 

 

 

 

 

Взаимопроверка в парах.

 

Исследовательская работа в парах. Проверка по слайдам.

 

 

 

Мозговой штурм. Самопроверка по слайду.

1 слайд
Тема урока

 

 

 

 

2 слайд

 

 

 

 

 

 

 

3, 4, 5, 6 слайды

 

 

На 7 слайде афоризм.

 

8, 9 слайды.

 

 

10–16 слайды

 

 

 

17 слайд

 

18, 19 слайды.

 

 

 

 

20 слайд.

 

 

21 слайд.