Урок "Окружающий мир" по теме "Природная зона – тундра". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: Познакомить детей с экологической системой тундры, особенностями приспособляемости растений и животных к суровым условиям этой природной зоны.

Задачи:

  • Создать положительный эмоциональный настрой на работу, повторить пройденный материал (кроссворд)
  • Создать проблемную ситуацию и организовать поиск решения проблемы путём выдвижения и проверки гипотез.
  • Систематизировать и обобщить новые знания.
  • Способствовать развитию познавательных интересов, логического мышления, общеучебных навыков
  • Способствовать воспитанию экологической культуры учащихся и любви к природе.

Оборудование: авторская презентация “Тундра” (см. Приложение)

Ход урока

  1. Актуализация знаний.
  2. Введение в новую тему.

“Живой кроссворд”. (см. Приложение)

Приглашение к путешествию. Показ слайдов с видом тундры. (см. Приложение)

- Что вы видите из окна нашего самолёта? Какое впечатление производит тундра? (Голое, безжизненное пространство, покрытое болотами или камнями)

Вот, что написано в энциклопедии об этих местах:

  • Суровый климат: долгая морозная зима (до – 50), сильные ветры.
  • 8-9 месяцев длится полярная ночь. Солнце не поднимается над горизонтом.
  • Лето длится 2-3 недели.
  • Почва неплодородная. Царство вечной мерзлоты.

Проблемный вопрос: Могут ли жить растения и животные в таких условиях?

Ответы детей:

  • Нет. Почему?
  • Да. А КАК?!

Выслушивание гипотез о способах выживания в таких суровых условиях.

  1. Проверка гипотез.

Поиск информации в учебнике. Систематизация новых знаний.

По ходу работы дети вносят факты, подтверждающие или опровергающие их гипотезы, в тетрадь, заполняют таблицу “Природные зоны. Тундра”

На доске в ходе обсуждения появляется запись – опора “Секреты выживания”, а на слайдах презентации - растения и животные, о которых идёт речь в учебнике. (См. Приложение).

СЕКРЕТЫ ВЫЖИВАНИЯ

Растения Животные
Мхи, лишайники, камнеломка, морошка, голубика, брусника, карликовые деревья и т.д.
  • Наличие слоя сезонного оттаивания в вечной мерзлоте (почвенный слой)
  • Корневая система развивается горизонтально или совсем отсутствует (мхи и лишайники)
  • Мелкие листья и цветы, стебли, прижимающиеся друг к другу и образующие сплошной ковёр-подушку
  • Очень короткий период цветения и размножения растений
Зайцы, белые куропатки, олени, волки, песец, лемминги, овцебыки, полярные совы, множество насекомых и т.д.
  • Миграция на юг (в зимний период)
  • Наличие тёплого, пушистого меха, густой шерсти.
  • Защитная окраска
  • Наличие корма под снегом (вечнозелёных растений)

Вывод: Чьи же гипотезы были верными?

Обобщение: Как растения и животные приспособились к суровым условиям тундры?

  1. Экология. Пищевые связи в тундре.

Составление пищевой цепи из растений и животных тундры.

Вывод: В тундре сформировалась своя уникальная экологическая система, которая очень ранима. Разрушение одного из звеньев цепи ведёт к гибели всего природного сообщества.

Сегодня в Красную книгу занесены: овцебык, сокол-сапсан, песец, белые гуси.

А что будет завтра?...

Слайды “Тундра в опасности” (см. Приложение)

- Что угрожает тундре сегодня?

  • Вторжение человека и техники. Движение гусеничного транспорта, повреждающего верхний почвенный слой тундры
  • Строительство и эксплуатация нефтепроводов, загрязнение воды и воздуха
  • Утечка топлива из нефтепроводов, горящие нефтяные озёра, загрязнение почвы
  • Постепенное оттаивание вечной мерзлоты

Всё это может привести к экологической катастрофе, если сегодня не принять никаких мер по защите тундры.

  1. Итог урока:

Давайте будем беречь планету,
Во всей Вселенной похожей нету.
Во всей Вселенной совсем одна.
Что будет делать без нас она?
Птицы, рыбы, звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря.
Ведь небо без птиц - не небо,
Ведь море без рыб - не море,
И Земля без зверей- не Земля!

  1. Домашнее задание: Составить кроссворд по теме “Тундра”