Дидактическая игра "Основные классы неорганической химии"

Разделы: Химия


Цель:

  • систематизировать и закрепить знания по основным классам химии: оксиды, кислоты, соли, основания; закрепить навыки вычислительные и практические;
  • развить дальнейшие представления о веществах;
  • активизировать познавательный интерес учащихся, их самостоятельность, а также привить навыки выполнения практических работ и соблюдения правил техники безопасности при выполнении их.

Оборудование: магнитофон, компьютер и мультимедиа, табличка “жюри”, номера на столы, карточки “настроения”, карта следования, флажки (красные – 5 баллов, зеленые – 4 балла, желтые – 3 балла), скотч, 4 фломастера, карточки учета (для жюри), бочонки с номерами (для кроссворда), кристаллизатор, вопросы кроссворда, полотно кроссворда, карточки с формулами (для домика), два домика (для жителей государств), химическое колесо, кодовые карточки, конверты с заданиями, карточки с формулами оксидов, кислот, солей, оснований, карточки с типами химических реакций, оборудование для практической части урока.

Этапы игры:

  1. Холм Творчества (приветствие)
  2. Холм Памяти (разминка)
  3. Холм Знаний (конкурс “Знайка”)
  4. Холм Опроса (конкурс капитанов)
  5. Холм Умений (конкурс “Проверь себя”)
  6. Вершина Совершенства (домашнее задание).

Оформление:

  • на доске находятся 2 полотна для кроссворда, девиз, этапы игры;
  • на столе жюри табличка, каточки учета, где члены жюри отмечают прохождение командами этапов игры, флажки, компьютер и мультимедиа, скотч, карта следования на планшете; на ученических столах: карточки “настроения”, периодическая таблица Д.И. Менделеева, таблица растворимости веществ, химическое колесо, кодовые карточки, оборудование для практической части.

Урок проходит в виде КВН, заседания - Клуба Веселых Химиков. На протяжении урока звучит музыка, на компьютере демонстрируются слайды. (Слайды можно взять у автора).

Проводится очередное заседание клуба веселых химиков по теме: “ Основные классы неорганической химии” под девизом: “ Не стыдно не знать, стыдно не учиться”.

Судится игра учащимися 10–11-х классов.

Для начала игры определяется эмоциональное состояние и общая атмосфера в группах. У каждого из участников игры имеются карточки 4-х цветов, игрокам нужно поднять ту, которая соответствует их настроению.

Напоминание:

  • Красная карточка– отличное;
  • Зеленая карточка - приятное;
  • Синяя карточка- грустное;
  • Желтая карточка– трудно сказать.

После определения эмоционального состояния игроков, происходит знакомство с командами и их капитанами. Раскопки на Холме Творчества – на этом этапе происходит приветствие команд.

Как вы знаете, путь по стране Химии долгий и требует упорства, а чтобы многое узнать и многому научиться, необходимо совершить раскопки на Холмах Памяти, Знаний и Умений, чтобы добраться до Вершины Совершенства.

Холм Памяти – разминка команд, для этого этапа на доске расположены полотно кроссвордов, а на демонстрационном столе находится кристаллизатор с бочонками. Бочонки имеют нумерацию, которая соответствует номеру задания в кроссворде.

Кроссворд 1

Какой ученый в 1776 году установил свойства водорода и указал отличия его от других газов?

Вопросы для кроссворда:

  1. самый распространенный элемент земной коры?
  2. как называются соли серной кислоты?
  3. химический знак - Pb.
  4. взаимодействие какого-либо вещества с кислородом относятся к реакциям …
  5. свойство атомов присоединять определенное число атомов другого элемента называется …
  6. продукт горения реакции.
  7. угольная, сернистая, фосфорная это - …
  8. фамилия ученого, который получил кислород в чистом виде?

Кроссворд 2

Какой ученый установил, что кислород является составной частью воздуха?

  1. ученый, получивший кислород из оксида ртути (II)?
  2. газ, входящий в состав воздуха?
  3. ученый, определивший молекулярный объем газов?
  4. вещества, вносимые в почву для подкормки растений?
  5. соль угольной кислоты?
  6. вещества, ускоряющие ход химической реакции?
  7. химический знак – Cu?
  8. реакция кислорода с веществами, протекающая с выделением тепла и света?

Перед нами Холм Знаний. Здесь оставили свои автографы члены известных вам семейств. Найдите каждому из них место в этом домике (по одному представителю от команд подходят к столу берут там табличку с формулами определяют класс соединений и помещают в свой домик).

 

 

А теперь химическое колесо:

  • на внутреннем диске - формулы соединений: кислоты, основания, оксида, соли;
  • на среднем диске – классификация веществ;
  • на внешнем диске даны названия веществ.

Вам необходимо повернуть диски таким образом, чтобы совпали все три сектора.

 

  1. средняя соль
  2. бескислородная кислота
  3. кислотный оксид
  4. щелочь
  5. сульфид калия
  6. соляная кислота
  7. оксид азота (V)
  8. гидроксид калия

 В закодированных карточках найдите правильную формулу соли или формулу оксида, основания.

Оксид серы (VI) Нитрат натрия
S2O3 Na3NO3
SO3 Na2NO3
S2O6 NaNO3

 

Гидроксид железа (III) Сульфит калия
Fe(OH)2 KSO3
Fe(OH)3 K2SO3
Fe2(OH)6 K3SO3

Ответом на карточки является -23.

Вот и Холм Опроса. К доске выходят капитаны. Для них есть задачи.

Задача № 1. Какая соль образуется, если к раствору, содержащему фосфорную кислоту массой 4,9г, добавили гидроксид калия массой 2,8г? Рассчитайте массу полученной соли.

Задача № 2. Смесь, образовавшуюся при сливании растворов, содержащих 10г гидроксида натрия и 14,7г серной кислоты, выпарили досуха. Вычислить массу сухого остатка.

Далее учитель вместе с детьми вспоминает основные правила техники безопасности при работе с химическими веществами.

А теперь Холм Умений. Каждой команде дается задание по определению веществ.

Определить в какой пробирке находится соляная кислота, а в какой хлорид натрия.

 

Распознать кислотный и основной оксид.

Химия – это волшебная наука, и каждый из вас хотел бы не надолго стать волшебником. У вас есть такая возможность сейчас. Из имеющихся цепочек превращений получите соответствующие вещества.

Н2О --- О2 --- СО2 --- Н2СО3 ---Na2CO3

 

S --- SO2 ---SO3 --- H2SO4 --- CuSO4

Игра закончена. Кто первый жюри объявит, но сначала определяем эмоциональное состояние и сравниваем его с тем, которое было в начале игры. Оно обычно улучшается.

Заключительное слово жюри. Можно дать слово ребятам.