Статья "Новые педагогические технологии: нужны ли они?"

Разделы: Информатика, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Работая в старших классах, я предполагаю, что обобщение общих учебных умений и навыков должно осуществляться на более высоком уровне, чтобы каждый учащийся к своему 11-му выпускному классу уверенно владел всем необходимым для успешной самостоятельной подготовки к экзаменам и был подготовлен к творчеству в различных областях. Я “получаю” учеников, как профессионалов в области обучения-учения-научения? (здесь под профессионализмом я подразумеваю, что за 9-10 лет целенаправленной учёбы в образовательном учреждении общие учебные умения и навыки должны быть сформированы) и… сталкиваюсь с ситуацией, когда налицо несформированность ожидаемых умений, низкое психолого-коммуникативное развитие – возникает противоречие да не одно.

Какие же противоречия я вижу? Во-первых, большинство учащихся хотят быть грамотными, образованными людьми, получить хорошее образование и понимают необходимость этого. На деле же – очень низкая учебная активность, граничащая с пассивностью. Во-вторых, подавляющее количество учащихся стремятся к самостоятельности и независимости, но при этом сделать что-либо сами не в состоянии. В-третьих, желание быть успешными – притом, что на деле они не способны поставить цель и достичь ее. Почему это происходит? Почему, и мы это совершенно точно знаем, что в процессе обучения и воспитания ребенок развивается, а на практике, и это тоже подтверждено многочисленными исследованиями психологов, у большинства детей с каждым годом их учения падает активность в учении, интерес к приобретению знаний и мотивация? Получается, что мы их насильственно развиваем, а они всячески сопротивляются, хотя ничего не имеют против самого развития.

Так в чем же дело? Может быть в нас самих, в учителях? Может быть в том, что творческие способности учеников развиты мало и дети пассивны, виноваты наши способы “заставить” их научиться тому-то и тому-то, так-то и так-то.

Стремление разорвать этот замкнутый круг, цепочку противоречий довольно часто подталкивает педагогов прибегать к новым педагогическим технологиям. Учитель чаще всего эмпирическим путем, только примеряя на себя и пропуская через себя все новые и новые возможности, открывающиеся перед ним, может сказать, какой вариант технологии выбрать. Наблюдая за умственным трудом учеников, определяя наиболее благоприятные условия для их развития, подготавливая ребенка к творчеству в учебной работе, развивая его креативность, учитель сам находит оптимальные средства для овладения новыми педагогическими технологиями. Что выбрать и на чем остановиться? Мой опыт работы, который складывался в течение 20 лет, убеждает, что нет однозначного ответа на этот вопрос. Но я убеждена, что задавать себе такие вопросы учитель должен и, желательно, как можно раньше, только тогда собственный труд учителя будет эффективным и результативным. “Что я хочу, чтобы учащиеся познали, научились делать? Какие свои способности при этом они должны проявить? Как использовать потенциал каждого, как поддержать интерес, как создать ситуацию успеха для каждого?”

Современный урок – это интересный урок. На мой взгляд, есть три необходимых условия, которые могут существенно повысить и личностную значимость и эмоциональную окраску урока. Это можно сделать за счет:

  • творческой личности самого педагога;
  • содержания учения;
  • методов, приемов, технологий.

Третье условие должно побуждать нас искать, осваивать, внедрять в образовательный и воспитательный процесс всё прогрессивно-новое, (ибо не все новое равно прогрессивному и современному, прогрессивно лишь то, что эффективно, вне зависимости от времени возникновения).

Оптимизация, как выбор наилучшего варианта, остается за учителем.

В издательской программе “Педагогика нового времени” в серии “Современный урок” можно прочитать: “Связь с оптимизмом очевидна, оба слова происходят от лат. оptimusнаилучший. Но смысл разный: оптимизм – жизнерадостное мироощущение проникнутое бодрой верой в будущее, успех; а оптимизация – выбор наилучшего варианта. Какой вариант технологии выбрать для улучшения образования – снова вопрос понимания – качества жизнерадостности, веры в будущее, успех и т. д. Проблемы, конечно философские, но очень жизненные, поэтому актуальные. Следовательно, их тоже надо решать учителю…” [1]

Мои личные наблюдения убеждают меня, что детям должно быть интересно и важно то, что они делают, деятельность должна быть активной, творческой и результативной, а работа должна быть совместной, успешной и эмоционально окрашенной. Отсюда и необходимость применения деятельностных методов организации уроков, привлечения сложных, эвристических заданий, и обязательность диалога “учитель-ученик”, “ученик-ученик”, “ученик-коллектив учащихся”, т. к. только вместе можно преодолеть любые трудности. Сотрудничество, сотворчество, содружество – вот, на мой взгляд, залог повышения качества образования и воспитания. И еще один немаловажный момент. “Один в поле не воин” – только коллектив единомышленников способен на многое. Наши коллеги – первые наши помощники! И без технологии интегрированного подхода к обучению компетентностям очень сложно получить того умного, думающего, креативного, идеального старшеклассника, о котором мечтает каждый учитель.

В современных педагогических технологиях успешно реализуются принципы информационного взаимодействия, результатом которых являются творческая самореализация личности. Лично я не ограничиваюсь какой-то одной технологией. Для одних классов и учебных курсов это может быть технология проектирования и технология исследовательской деятельности, для других больше подходит технология малых групп. Технологиям самооценки и рефлексии, полагаю, необходимо обучать всех. Технология личностно-развивающего диалога тоже очень актуальна, а коллективный способ обучения и формы учебного сотрудничества помогают взаимодействовать с учениками, получая удовлетворение от самого процесса познания и успешной самореализации.

Если внедрять в процесс обучения и воспитания педагогические технологии и формы создания диалоговой среды, то можно добиться создания благоприятных условий для творческого самовыражения и развития учащихся, а также повысить их учебную активность. А потом в рефлексиях или отзывах после успешного урока читать восторженные слова своих успешных учеников – не это ли наше педагогическое счастье?!

В Приложениях к статье я предлагаю урок-игру “Космические рейнджеры” по информатике. Эта интерактивная игра была создана мною с использованием информационных технологий и вызвала большой интерес ребят. Её продолжение мы договорились делать совместно.

В <Приложении_1> содержится методический замысел; <Приложение_2> – сюжет видеоряда с текстом и комментариями действий; а также <Приложение_3> – сами задания, которые необходимо выполнить учащимся в ходе игры; <Приложение_4> – отрывок презентации в MS Power Point, которая сопровождает всю игру. К сожалению, она создавалась, как яркое дополнение сценария, и включает в себя видео-отрывки из фантастических фильмов, озвучена, и ее объем не позволяет выложить полную версию, поэтому представлено только начало, по которому можно судить о стиле и наполнении (каждый творческий учитель в состоянии дополнить видеоряд своими материалами).

Литература:

1. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1.–Ростов н/Д: Изд-во “Учитель”. С 203.