Урок биологии по теме "Строение сердца. Сердце – удивительный насос"

Разделы: Биология


Цели урока: развить знания учащихся о строении, работе и функциях сердца как органа кровеносной системы, привить учащимся ценностное отношение к сердцу и собственному здоровью.

Оборудование: модель торса человека, разборная модель сердца, презентация "Строение и работа сердца", таблица "Ароморфоз у животных, портрет В.Гарвея.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

Индивидуальная работа по карточкам. Учитель подбирает карточки по теме “Кровь”.

Работа с классом (понятийный диктант).

На доске записаны термины по теме "Кровь".

Эритроциты. Фагоцитоз.
Лейкоциты. Фагоциты.
Тромбоциты. Воспаление.
Плазма. Иммунитет.
Гомеостаз. Тканевая жидкость.
Гемоглобин. Внутренняя среда организма.

Дайте определения этим понятиям. Затем учащийся самостоятельно оценивает свою работу.

3. Изучение новой темы.

Звучит тихая музыка, на ее фоне раздается "стук сердца". В класс входит ученик, одет в красное, а в руках у него муляж сердца. Ученик читает стихотворение Э. Межелайтиса “Сердце”.

Что такое сердце?
Камень твердый?
Яблоко с багрово-красной кожей?
Может быть меж ребер и аортой
Бьется шар, на шар земной похожий?
Так или иначе все земное
Уменьшается в его пределы,
Потому что нет ему покоя,
До всего есть дело.

А что для вас сердце? Зачем оно нам нужно? Учащиеся высказывают свои предположения.

Учитель. К какой части тела ты ни приложишь руку ( прикладывает руку к местам прощупывания пульса), ты всюду услышишь сердце, ибо оно не только бьется в любом органе, но и указывает путь каждому из них. Ученые сравнивают сердце с уникальным насосом. Действительно, сердце всю жизнь перекачивает кровь из своей левой половины в аорту, из нее в артерии, капилляры, вены, и по двум полым венам возвращает кровь в правую половину (при этом учитель показывает по презентации перемещение крови по сердцу). Здесь все просто! Ничего лишнего, и в этой простоте само совершенство!

Нет другого органа, который был бы изучен так же хорошо, как сердце, но все же оно таит в себе удивительные загадки, нерешенные и по сей день.

Далее учащиеся записывают тему урока: “Сердце – удивительный насос”.

Учащиеся формулируют цели урока: изучить строение, работу и функции сердца, выяснить взаимосвязь строения сердца и выполняемых им функций, строение сердца и особенности его работы.

Учитель. Знания о строении, функциях и болезнях сердца накапливались постепенно. История науки о “живом насосе” прошла долгий и тернистый путь. С 1628 года от Вильяма Гарвея ведет свое начало научная кардиология – учение о сердце и системе кровообращения (при этом учитель показывает портрет В.Гарвея).

Используя свои знания, полученные при изучении раздела “Животные”, назовите органы кровеносной системы (учащиеся называют сердце и сосуды). А сейчас нам предстоит вспомнить эволюционный путь сердца, который оно проделало в процессе исторического развития животного мира. Обратите внимание на таблицу, на которой представлены строения сердец различных классов позвоночных животных (таблица “Ароморфоз у животных”).

Учащиеся вспоминают особенности строения сердец рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих.

Учитель. Наибольшего совершенства достигает сердце человека. Что же представляет из себя сердце человека? (демонстрация модели сердца).

Где располагается сердце? (показ торса человека).

А теперь более подробно познакомимся со строением сердца (показ презентации). Учитель выделяет правую и левую половины сердца, правый желудочек и предсердие, левый желудочек и предсердие, двустворчатый клапан, трехстворчатый клапан, полулунные клапаны, их расположение и функции, аорту, верхнюю и нижнюю полые вены.

Учитель. Итак, сердце – удивительный орган – насос, который неутомимо работает в течение всей жизни, без остановки и ремонта. Но поверите ли вы мне, если я скажу, что наше сердце половину нашей жизни отдыхает? (выслушиваются мнения учащихся). Действительно ли это так, если мы знаем, что при остановке сердца прекращается движение крови, следовательно, прекращается “жизнь”? Рассмотрим сердечные циклы (показ презентации).

В тетради и на доске заполняется таблица “Фазы сердечного цикла”.

Фазы сердечного цикла Положение клапанов Направления движения крови Время, сек.
Сокращение (систола)

предсердий

створчатые:

полулунные:

  0,1 с.
Сокращение (систола)

желудочков

створчатые:

полулунные:

  0,3 с.
Общее

расслабление (диастола)

створчатые:

полулунные:

  0,4 с.

Вывод: створчатые клапаны всегда открыты, кроме фазы сокращения желудочков, полулунные – всегда закрыты, кроме фазы сокращения желудочков.

Сердечная мышца сокращается четко и точно 60 – 70 раз в минуту. Промежутки между сокращениями, их продолжительность абсолютно точны. Именно в особенностях сердечного цикла заключается способность сохранения рабочей активности сердца, его неутомимости в течение всей жизни. Но частота сердечных сокращений зависит от характера деятельности человека. При физической нагрузке или во время спортивных занятий частота сердечных сокращений увеличивается за счет сокращения общего расслабления. Различна частота сокращений сердца у детей и взрослых: у детей до года – 100 – 200 ударов в минуту, в 10 лет – 90, в 20 и старше – 60 – 70, после 60 лет число сокращений учащается и доходит до 90 – 95.

Работа сердца очень значительна. Так при одном его ударе совершается работа, с помощью которой можно поднять груз в 200г на высоту 1м. За 1 мин сердце подняло бы груз на 70м, т.е. на высоту почти двадцатиэтажного дома.

Постановка проблемного вопроса. С очень давних времен люди пытались познать свой организм, интересовались функциями различных органов и, конечно, работой сердца. Среди ярких имен эпохи Возрождения видное место занимает имя Андрея Везалия – врача, основателя научной анатомии. Своим трудом “О строении человеческого тела”, изданным в 1543г., Везалий положил начало современной анатомии. Достаточно сказать, что он вскрыл 200 ошибок Галена, чем нанес смертельный удар его учению.

Блестящие исследования Везалия привели к столкновению его с католической церковью. Доведенный до отчаяния, он сжег свои рукописи, прекратил свою научную деятельность и стал придворным врачем в Мадриде, где и произошло это событие, послужившее поводом для суда инквизиции над гениальным анатомом.

Однажды Везалий вскрыл труп, чтобы установить причину смерти. Каков же был ужас его и всех присутствующих, когда после вскрытия грудной клетки трупа они увидели слабо сокращающееся сердце! Инквизиция обвинила Везалия во вскрытии живого человека и приговорила к паломничеству в Палестину, из которого он не вернулся.

Неужели такой выдающийся врач, каким был Везалий, принял за мертвеца живого человека? Но почему же все-таки сокращалось сердце? Как объяснить роковой случай с Везалием?

Ответ. Эти факты свидетельствуют о том, что сердце имеет собственный “встроенный” в него механизм, возбуждающий сокращения мышечных волокон.

В сердце кроме обычных мышечных волокон есть скопления клеток и другого типа. Эти уклейки очень возбудимы. Их особенность заключается в том, что они обладают автоматизмом, т.е. возбуждение возникает в них самих, а не приходит из других участков нервной системы. В сердце есть два участка скопления клеток, или, их называют узлами: одно – в правом предсердии, у места впадения верхней полой вены (синоатриальный узел), другое – в том же предсердии, но у перегородки, отделяющей предсердие от желудочка (атриовентрикулярный узел).

Общие выводы урока.

  1. Сердце придает движение крови благодаря своим сокращениям, которые достигаются благодаря сердечной мышце.
  2. Сердце человека четырехкамерное, как у всех млекопитающих, состоит из 2 предсердий и 2 желудочков.
  3. Односторонний ток крови обеспечивают створчатые и полулунные клапаны, которые открываются под давлением крови только в одном направлении.
  4. Сердце – это жизнь (очень хорошо, если учащиеся самостоятельно формулируют этот вывод).

4. Закрепление изученного материала.

Учащиеся формулируют итоги урока: что узнали нового и важного для себя? Чему научились? Какие выводы сделали?

Можно поиграть в игру “Вопрос – ответ”. Учащиеся сами формулируют вопрос и называют ученика, который ответит на этот вопрос.

Оценка работы школьников учителем.

5. Домашнее задание.

“Сердечный цикл”, “Строение сердца”, “Регуляция работы сердца”.

Презентация