Урок по теме "Русская равнина"

Разделы: География


Цель урока: формирование понятий об основных чертах природы Русской равнины.

Задачи урока:

  1. Знать природу Русской равнины.
  2. Понимать процессы, влияющие на формирование природы региона.
  3. Уметь анализировать карты атласа, самостоятельно изучать материал темы, рефлексировать свою деятельность.

Средства обучения: графпроектор (на доске спроецирован контур Русской равнины), физическая карта Восточно – Европейской равнины, таблицы гор, окаймляющих равнину, атласы и контурные карты учащихся.

Литература:

  1. И.И. Баринова. География России. Природа 8 кл. М.-: Дрофа 2007 год.
  2. Энциклопедический словарь Пармузин Ю.П., Карпов Г.В.М.: Просвещение 1984 г.
  3. Тетрадь для оценки качества знаний по географии В.И. Сиротин. Дрофа. Москва, 2003 год.

Ход урока

Мотивация (см. приложение).

Проверка домашнего задания.

Вводное повторение – диктант, на доске запись:

  1. Режим реки – 11;
  2. Щит – 10;
  3. Солнечная радиация – 9;
  4. циклон – 8;
  5. Озеро – 6;
  6. Атмосферный фронт – 4;
  7. Антициклон – 7;
  8. Паводок – 5;
  9. Трансформация – 2;
  10. Сели – 15;
  11. Рельеф – 3;
  12. Морена – 1;
  13. Платформа – 12;
  14. Наводнение- 13;
  15. Циркуляция – 14.

Учитель зачитывает определение, ученики выбирают ответ по цифрам.

I вариант – белые цифры,

II вариант – красные цифры.

Работы сдаются экспертам (оценивается по 14бальной системе).

Изучение нового материала (класс делится на группы; каждая группа получает базу данных).

Учитель. В уроке прослеживается четыре учебных элемента (записано на доске).

- УЭ 1 - географическое положение равнины

- УЭ 2 - геологическое строение и полезные ископаемые

-УЭ 3 - климат

-УЭ 4 - реки и озера.

Учитель обращает внимание групп на УЭ -1. Ученики читают текст и выполняют задание на 1 печатном листе.

После выполнения заданий на 1 печатном листе учитель задает вопросы группам.

  1. Объясните оба названия равнины: Русская и Восточно – Европейская. Какое из них является более географичным?
  2. Объясните связь названий с географическим положением равнины?
  3. Какие государства, кроме России, расположены на территории равнины? Подпишите границы России и сопредельных государств.
  4. Назовите географические объекты, определяющие контуры равнины.

Учитель.

  1. Ниже даны географические факторы, которые влияют на природные условия Русской равнины.
  2. Выберите наиболее значимые:

а) открытость равнины к Северному Ледовитому океану.

б) высота Уральских гор.

в) отсутствие на западных границах высоких горных массивов (исключение средневысотных гор на юго – западе).

3. Вычислите протяженность равнины в градусах и километрах, вдоль 40?меридиана и 50? параллели (физическая карта России).

Учитель. Итак, работа над УЭ – 1 закончена. Подведем итоги. Дает правильную информацию, дети сверяют со своими работами и оценивают сами по баллам. Записывают в оценочный лист.

Учитель. Переходим ко второму учебному элементу.

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.

УЭ 2 - прилагается.

Учитель. Подводим итоги оп УЭ - 2.

Кто всё выполнил, сдают работы экспертам (они выставляют баллы).

Рассматриваем климат Русской равнины (задания даны в печатном листе)

Прилагается УЭ -3.

После выполнения заданий учащиеся сами оценивают друг друга и ставят баллы в оценочный лист.

Учитель. Продолжаем изучать природу Русской равнины.

Рассматриваем УЭ - 4(прилагается).

  1. Заполняем таблицу в печатных листах и отвечаем на вопрос: “Чем объяснить черты сходства и различия этих рек.
  2. Работа в группах. Каждая группа готовит свою проблему и один учащийся от каждой группы дает краткую характеристику своей проблемы. Эксперты оценивают, заносят баллы в оценочный лист.

Учитель. Мы рассмотрели все учебные элементы темы.

Подведем итог по тестам. Каждый получает тест из 8 вопросов (тесты прилагаются). Эксперты проверяют и вместе с учителем обсуждают правильные ответы.

В конце урока проводится рефлексия. Учащиеся отвечают на вопросы и проставляют себе баллы.

В оценочном листе подсчитывается общее количество баллов и выставляется итоговая оценка.

Приложение