Развитие мелкой моторики у дошкольников, имеющих проблемы в речевом развитии, через занятия с бисером

Разделы: Работа с дошкольниками


Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению.

Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы.

И, наоборот, у детей с нарушениями речи отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук.

Известный исследователь детской речи М.И. Кольцова пишет: “…Сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи, такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга”.

Поэтому для детей с нарушениями речи тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к рисованию, а в дальнейшем – к письму, и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.

Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из мелких деталей, пальчиковая гимнастика и мн.др.

Но помимо всех игр и упражнений моторная ловкость может эффективно развиваться в различных видах ручных ремёсел.

Известно, что увлечь детей легче всего тем, чем увлечен сам. Появившийся у девочек интерес к модным фенечкам и мое новое увлечение бисероплетением подтолкнули выбрать направлением кружковой работы такой вид рукоделия, как плетение из бисера.

По желанию ребёнка бисер и бусинки, словно элементы конструктора, могут превратиться в весёлую игрушку, нарядное украшение или новогодний сувенир. Такое занятие доступно и полезно для маленьких и неумелых рук. В работе с бисером вырабатывается особая точность и координация движений кисти рук и пальцев, что стимулирует речевое развитие детей.

Кроме того, занятия с бисером

  • способствуют развитию творчества, воображения, художественного вкуса, эстетических чувств;
  • знакомят с особенностями художественного языка;
  • развивают органы чувств, особенно зрительное восприятие, основанное на развитии мышления, умении наблюдать, анализировать, запоминать,
  • развивают умственные, конструктивные способности – дети учатся работать со схемой, дополняя или изменяя её,
  • способствуют обогащению словаря

Хотелось бы обратить внимание на то, как важно развитие равных возможностей левой и правой руки. Об этом редко задумываются, но способность работать левой и правой рукой наравне удивительно благотворна для развития памяти, мышления и речи.

А, главное, поделка из бисера даже в неумелых руках всегда выглядит ярко, эффектно.

Рассматривая цветы, бусы, браслеты, сплетённые из бисера, пасхальные яйца, украшенные бисером, дети загорелись желанием сплести такие украшения куклам, себе, а на 8-е Марта подарить цветы из бисера маме.

Познакомив родителей с тем, как влияет развитие мелкой моторики на развитие речи, какую пользу детям дают занятия с бисером, как заинтересовались дети данным видом рукоделия, получила полную поддержку с их стороны в оснащении необходимыми материалами и оказании помощи в создании развивающей среды.

В группе выделили и оформили уголок “Мастерилка”, где расположили весь необходимый материал и инструменты:

  • бисер,
  • бусины, разнообразные по форме, цвету, материалу.
  • стеклярус
  • проволока медная гибкая (диаметр – 0,28 – 0,32 мм)
  • гофрированная бумага и флористическая лента для декорирования стеблей.
  • клей ПВА
  • ножницы
  • леска разной толщины

Совместно с родителями собрали мини-библиотечку по бисероплетению, где можно увидеть не только интересные поделки из бисера, но и способы изготовления. Оформила картотеку схем для детей и для педагогов. Чтобы работа спорилась и доставляла радость, нужно не только запастись необходимым материалом, но и позаботиться о рабочем месте, особенно о том, как расположить на нём бисер. Для удобства хорошо использовать плотную шероховатую ткань. По количеству детей изготовили салфеточки 25 х 30 см. Лучше всего работать за столом при дневном свете или свете потолочных ламп. Свет должен падать таким образом, чтобы тень от рук и головы не ложилась на рабочую поверхность стола.

Если рабочее место оборудовано правильно, то работать легко и приятно. Но в любом случае следует ограничить время занятий бисером до20-25 минут.

Работая в данном направлении, появилась необходимость в разработке проекта и перспективного плана работы кружка “Умелые ручки”.

Составляя план работы, учитывала уровень развития мелкой моторики детей, принцип “от простого - к сложному”, разнообразие видов деятельности, и, конечно же, мотивацию изготовления поделок.

(Приложение 1)

Начинали с рассматривания, обследования всех необходимых для работы материалов. Познакомила детей с техникой безопасности в работе с бисером, проволокой, леской и др. Осваивать техники плетения начинали из мелких бусин и крупного бисера, т.к. некоторым детям было очень сложно удерживать пальцами мелкие бисеринки, настолько слабы были их пальчики. Нанизывали на проволоку - работа с проволокой безопасна для детей, т.к. не потребуются иголки, а ещё, это очень податливый материал, и изделиям из неё легко придать любую форму,

Сначала использовали приём простого низания бисера на одну нить – плели бусы, браслеты для кукол, используя одинаковые или отличающиеся по цвету, форме, величине бусины, чередуя их согласно схеме. Дети учились работать со схемой, проговаривать свои действия, упражнялись в счете. Нити или проволока с нанизанными на них бусинами называются – снизки.

Снизки использовали:

  • как готовые изделия – бусы, цепочки, браслеты для детей или для кукол;
  • как детали для игрушек из бросового материала - крылья и чубчик для цыплёнка, плавники и хвост для золотой рыбки, крылья для стрекозы, ручка для корзинки и т.д.
  • как основа для выполнения листьев, лепестков, цветов, выполненных в технике петельного плетения - работа выполняется с середины проволоки, на которой выполняется первая петля, затем на каждом из концов делаются ещё петли или используются отдельные петли, концы которых соединяются и закручиваются;

  • как основа для игрушек, например, для новогодней ёлки – бисеринки или бусины нанизываются на проволоку в определённой последовательности согласно схеме и, затем придаётся необходимая форма

(Рисунок 1)

Освоив прием простого низания по схеме, использование этого приема в изготовлении игрушек, листьев или лепестков-петелек, мы перешли к

технике параллельного плетения.

Данная техника используется для изготовления листьев, лепестков, плоскостных игрушек, брошек и др. Начинаем плести с середины проволоки по схеме. Нанизываем три бусины, сдвигаем их на середину проволоки (1). Правый конец проволоки продеваем через две бусинки навстречу левому концу проволоки, подтягиваем(2). Получается треугольник – конец лепестка. Концы проволоки поменялись местами(3). На левый конец проволоки нанизываем далее по схеме 3 бусинки(4). Правый конец проволоки продеваем через эти три бусинки навстречу левому концу(5). Оба конца подтягиваем(6). И так продолжаем по схеме.

Когда начали плести цветы для мамы, не у всех получалось сразу, дети помогали друг другу, объясняли, подсказывали. И пальчики начинали работать проворнее – ведь для мамы цветок. Сначала научились плести отдельно лепестки, листья, тычинки и соединять их в цветок. Так плели подснежники, нарциссы, хризантемы, лилии. И только, когда дети освоили этот метод плетения, предложила научиться плести такие цветы, где лепестки наполовину соединены между собой - белоснежные ландыши, голубые колокольчики, яркие тюльпаны. Цветы – это самый лучший подарок. Большой букет, маленький букетик, всего один цветок – всегда радость. И цветы из бисера своей красотой, поверьте, не уступают живым. А вазочку для цветов дети лепили из глины и расписывали. После таких подарков некоторые мамы и сестры пришли к нам учиться плести из бисера. И дети с гордостью выступали в роли учителя.

(Рисунок 2)

При изготовлении бус, браслетов, фенечек мы воспользовались способом плетения “крестики”. Этот способ очень популярен и доступен дошкольникам. Цепочка “крестики” – один из распространенных видов украшений из бисера. Элемент плетения – нанизанный в определенном порядке по заранее составленной схеме зафиксированный набор бисера, фиксирующая бисерина которого является началом следующего элемента.

Набираем на леску 4 бисерины, располагаем их посередине лески или нити. Продеваем левый конец нити в четвёртую бисерину навстречу правому концу. Концы нити поменялись местами. Получаем первый крестик цепочки. На левый конец нити набираем 2 бисерины (5-ю и 6-ю), а на правый – одну (7-ю). Продеваем правый конец нити в 6-ю бисерину навстречу левому. Получаем 2-ой крестик. Так же плетём все последующие крестики цепочки.

Звенья цепочки “крестики” можно расширить, удлинить или сделать и то, и другое. Такие цепочки называют – “колечки”.

(Рисунок3)

Эта техника привлекла детей разнообразием комбинаций по цвету, величине, форме используемого бисера, бусин, стекляруса. Различные браслеты, фенечки и, даже, шнурки для сотовых телефонов дети плели для себя, в подарок маме и папе, сотрудникам детского сада.

Они изменяли, дополняли готовые схемы и придумывали свои варианты. Изготовление украшений “крестиками” особенно увлекло мальчишек. Это было подобно игре в конструктор, где соединенные детали превращались в оригинальное украшение. Видя результат своей работы, получая удовольствие от вручения подарков, сделанных своими руками, дети с особым интересом занимаются ручным трудом, который требует точных, произвольно направленных, согласованных движений кисти рук и пальцев.

Кроме того, занятия с бисером

  • способствуют развитию творчества, воображения, художественного вкуса, эстетических чувств;
  • знакомят с особенностями художественного языка;
  • развивают органы чувств, особенно зрительное восприятие, основанное на развитии мышления, умении наблюдать, анализировать, запоминать,
  • развивают умственные, конструктивные способности – дети учатся работать со схемой, дополняя или изменяя её,
  • способствуют обогащению словаря

Хотелось бы обратить внимание на то, как важно развитие равных возможностей левой и правой руки. Об этом редко задумываются, но способность работать левой и правой рукой наравне удивительно благотворна для развития памяти, мышления и речи.

А с каким восторгом дети готовились к выставке! Участвуя вместе со взрослыми в оформлении выставки, у детей развивается активность, самостоятельность, инициатива, умение воспринимать действительность и конструировать художественный образ, воображение, гибкость и оригинальность мышления. А с какой гордостью дети представляли свою выставку родителям, сверстникам!