Статья "Самарская городская межшкольная конференция «Первые шаги в науку» как стимул развития познавательной активности младших школьников"

Разделы: Общепедагогические технологии


Изменение содержания начальной ступени образования является основным направлением сегодняшних реформ. Усвоение предметного материала обучения становится средством эмоционального, социального и интеллектуального развития ребенка, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию и успешной социализации младшего школьника.

Младший школьный возраст – один из важнейших этапов в жизни ребенка, во многом определяющий его дальнейшие успехи. Сензитивные периоды развития физиологических и психических функций, особо значимых для обучения (восприятие информации, внимание, память, на основе которых формируется вся познавательная интеллектуальная деятельность), приходятся именно на  младший школьный возраст. Главные новообразования этого возраста – произвольность, рефлексия, самоконтороль и внутренний план действий (Б.С. Волков, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.). Благодаря этому, как отмечает О.В. Соловьева, психика ребенка достигает уровня развития, необходимого для дальнейшего обучения [7].

Развивающиеся познавательные интересы делают младшего школьника способным не только отмечать тот или иной факт, но и проникать в сущность некоторых явлений, вскрывать их причины. Именно в младшем школьном возрасте ярко выражен познавательный интерес, который основывается на интуитивном принятии ценности знания.

Школьные занятия, к сожалению, не всегда актуализируют разнообразные познавательные интересы, которые удовлетворяются главным образом с помощью книг, журналов, телепередач, наблюдений и опытов.  Процесс организации учебно-исследовательской деятельности направлен на то, чтобы удовлетворить познавательные интересы младших школьников  наиболее полно.

Ш.А. Амонашвили считает, что на основе целенаправленного развития наблюдательности, любознательности, интереса, мышления вырастет если не ученый, то исследователь. «А уметь исследовать – значит добывать знания, открывать истину, решать сложнейшие жизненные проблемы».  [3, с.13]

Вовлечение школьников в учебно-исследовательскую деятельность служит достижению следующих  целей:

  • развитие творческих и интеллектуальных способностей школьников;
  • формирование исследовательских и коммуникативных умений и навыков;
  • формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска;
  • формирование способности самоутверждения и самоанализа школьников через достижение поставленных целей и полученных результатов;
  • воспитание целеустремленности и системности в учебной деятельности.

Попытки выстроить образовательную деятельность в массовой школе на основе идей исследовательского обучения предпринимались с давних времен. В.Ф. Одоевский считал, что свойственное детям любопытство при надлежащем руководстве может перерасти в любознательность, в страсть к познанию, развивающую умственную самостоятельность. Еще 150 лет назад в статье «Опыт о педагогических способах при первоначальном образовании детей» В.Ф. Одоевский писал: «Не передавайте человеку знания, но старайтесь, чтобы он получил способность сам доходить до него - вот крайний предел педагогии во всех степенях учения, а тем более на степени элементарной. … Человек, умеющий учиться, выучится всему в короткое время, что бы ни понадобилось ему в продолжение жизни». [8, c.85]

Приобретение опыта исследовательской деятельности в начальной школе вполне возможно и не противоречит природосообразности младших школьников. Организация детских исследований – вполне реальная практическая задача, направленная на развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся.

Учебно-исследовательская деятельность (УИД) школьников является специфической учебной деятельностью, предполагающей наличие основных этапов, характерных для научного исследования и ориентированной на открытие лично значимых для учащегося знаний, формирование исследовательских умений.

Организация учебно-исследовательской деятельности – это вовлечение младших школьников в процесс, напоминающий  научный поиск, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего, что должно способствовать формированию и развитию исследовательских умений, способности самостоятельно добывать и применять знания.

С.И. Гессен писал: «Наука, знание, истина есть такие же цели образования, как личность, свобода, право. Как каждый должен выработать в себе личность, точно так же и каждый должен быть приобщен к науке и к истине. Не все станут учеными по профессии. Но приобщиться к науке должен всякий. Познающий ребенок, делая свои первые наблюдения над действительностью и выводы из них, бессознательно подчиняется уже тем законам и правилам, которые регулируют и работу ученого» [2, с.232-233].

Одним из приоритетных направлений развития начального образования является формирование у младших школьников группы общеучебных умений, навыков и способов деятельности. Их сформированность определяет качество познавательной деятельности учащихся в основной школе, способствуют успешному становлению учебно-познавательной мотивации [4].

Формирующиеся в процессе учебно-исследовательской деятельности  умения являются составной частью обще-учебных умений, необходимых учащимся для успешного обучения.

К умениям, необходимым при решении исследовательских задач, А.И. Савенков относит: видеть проблемы; ставить вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; наблюдать; экспериментировать; структурировать полученный в ходе исследования материал; делать выводы и умозаключения; доказывать и защищать свои идеи [5, с.16].

Выделенные им исследовательские умения относятся и к общим учебным умениям, необходимым учащимся в учебной деятельности, на их основе эта деятельность осуществляется и оптимизируется.

Учебно-исследовательская деятельность (УИД) в младшем школьном возрасте находится на этапе становления, что обуславливает ее специфические особенности:

  • включение младшего школьника в УИД основывается на познавательном интересе, наиболее присущем данному возрасту;
  • учитывая небогатый собственный опыт младшего школьника в исследовательской деятельности, значительную роль в организации УИД играют не только детские исследования, но и специальные занятия по формированию соответствующих умений;
  • кроме учащегося и его научного руководителя  (учителя) субъектом деятельности выступают родители, без поддержки и помощи которых занятия младших школьников УИД значительно затрудняются.

Процесс формирования исследовательских умений включает шесть этапов, каждый из которых усиливает новообразования предыдущего. По мнению П.Я. Гальперина, «поэтапное формирование является методом развернутого и открытого для наблюдения формирования новых конкретных психических процессов и явлений» [1, c.77].

На начальном этапе практико-ориентированные средства направляются на развитие когнитивного и мотивационно-ценностного компонентов: организуются занятия, в ходе которых у младших школьников развивается личностно-активное отношение к учебно-исследовательской деятельности, осуществляется развитие представлений об основных этапах этой деятельности.

На втором этапе усиливается роль практических исследовательских умений. Младшие школьники учатся задавать вопросы, видеть и формулировать проблему, выдвигать гипотезы, собирать и анализировать информацию, сравнивать, классифицировать и т.д.

На третьем этапе оптимальным средством развития становится самостоятельная исследовательская деятельность. На этом же этапе большое внимание уделяется формированию умений, связанных с организационной деятельностью (постановка цели, планирование работы и т.д.)

На четвертом этапе акцент переносится на развитие рефлексивного компонента учебно-исследовательской деятельности. Участвуя в обсуждении собственных исследований, младшие школьники должны осознавать, что удалось и что не удалось в ходе работы.

Пятый этап предполагает подготовку к защите выполненной исследовательской работы и способствует формированию коммуникативных и речевых умений. Младшие школьники учатся доказывать, отстаивать свою точку зрения, выступать с докладом по теме исследования.

Завершающий этап предполагает выступление учащихся на конференции. По мнению А.И. Савенкова, защита исследовательской работы позволяет учащимся осваивать очень важные для жизни в современном мире навыки самопрезентации [6 c.154].

Заключительный этап является также этапом, показателем качества УИД младших школьников. Он предполагает обязательную работу экспертной комиссии, которая выявляет достоинства и недостатки исследовательской работы младшего школьника, дает соответствующие рекомендации. В то же время подготовка к выступлению на конференции, которая организуется как праздник («День науки»), является мотивирующим средством к занятиям УИД.

В городе Самара сложилась система организации и психолого-педагогической поддержки интеллектуального развития  школьников. Для учащихся 1 - 7 классов уже в течение десяти лет  проводится городская межшкольная конференция «Первые шаги в науку», на которой юные исследователи представляют результаты своей работы, приобретают опыт публичного выступления, получают возможность непосредственного общения с научными деятелями города. Подготовка к участию в конференции  оптимально стимулирует учащихся и педагогов к занятию учебно-исследовательской деятельностью.

Инициаторами организации конференции выступили Департамент образования администрации города Самары, Центр развития образования г.о. Самары. У истоков первой конференции стояли: лицей философии планетарного гуманизма, гимназия «Перспектива», МОУ школа № 10 "Успех",  МОУ школа «Дневной пансион»-84.

С каждым годом число участников конференции возрастает, что свидетельствует о важности и значимости этого мероприятия для учащихся, их интересе и желании заниматься учебно-исследовательской деятельностью.

О том, насколько широк диапазон интересов школьников, свидетельствует количество секций конференции: «Диалог культур», «Искусствознание», «Русский язык», «Английский язык и английская филология», «Литературоведение», «Литературное творчество», «Краеведение», «История Отечества», «Всеобщая история», «Культурология», «Немецкий язык», «Французский язык», «Социология и философия», «Экономика»  «Математика», «Физика», «Астрономия», «Информатика»,  «География»,  «Зоология», «Ботаника», «Экология»; «Валеология», «Химия», «Психология».

 Самыми многочисленными являются секции «Искусствознание», «Русский язык», «Английский язык и английская филология», «Литературоведение», «Краеведение», «История Отечества», «Всеобщая история», «Культурология», «Математика», «Физика», «Астрономия», «География»,  «Зоология», «Ботаника», «Экология».

Разнообразна и тематика детских исследовательских работ. Вот некоторые из них: «Морская  фауна Самарского края в доисторический период» (Сташенков Дмитрий, МОУ № 3, 3 класс), «История происхождения моей фамилии» (Хавдей Екатерина, МОУ № 6, 3 класс), «Российский и американский менталитет: в сравнении на примере мультфильмов» (Косарева Александра, МОУ № 10, 3 класс), «Старая-старая сказка о Малыше и Карлсоне. Фольклорные корни авторской сказки» (Курганова Дарья, МОУ № 44, 4 класс), «История школы № 63: факты и вымысел» (Семенычева Екатерина, МОУ № 63, 2 класс), «Социологический взгляд на «Классный журнал» (Тимченко Даниил, МОУ № 96, 3 класс) «Получение электромагнитного тока с помощью катушки с магнитом» (Барабанов Владимир, гимназия № 1, 2 класс), «Числа простые и удивительные. Гипотеза Христиана Гольдбаха» (Глушков Алексей, лицей авиационного профиля, 4 класс) и др.

Школьников  волнуют самые разные проблемы. Важно  чтобы в процессе увлекательного поиска они смогли реализоваться как исследователи, раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки.

Учитывая то, что конференция - это своеобразный творческий отчет о результатах исследований детей, делающих самые первые шаги в науке, а не соревнование, в целях избежания стрессовых ситуаций экспертные комиссии не присуждают участникам призовых мест. Школьники, выступающие на конференции, уже прошли районный отборочный этап, поэтому на заключительном городском этапе все они становятся лауреатами городской межшкольной конференции «Первые шаги в науку».

Лучшие работы отмечаются в различных номинациях: «Глубина исследования», «Практическая направленность работы», «Оформление работы», «Риторическая и научная культура выступления», «Эрудиция автора», «Оригинальность и ценность познавательного материала», «Логика изложения материала». По итогам голосования гостей и участников на каждой секции присуждается «Приз зрительских симпатий».

В состав экспертных комиссий конференции входят ведущие преподаватели, доктора и кандидаты наук СамГУ, СГПУ, СФ МГПУ, СГАКИ, опытные педагоги ОУ, что позволяет повысить качество экспертизы работ учащихся. Благодаря их вдумчивому, целенаправленному, неформальному подходу, вниманию к каждому юному исследователю заседания секций конференции проходят в доброжелательной, творческой атмосфере, что отмечается в листах «Отзывов и пожеланий» педагогами и родителями участников конференции.

По мнению членов экспертной комиссии, большинство выступающих демонстрируют увлеченность проблемой исследования, глубину проникновения в его тему, достаточно высокий уровень речевой культуры, а также сформированность начальных навыков ведения научной дискуссии. Все это свидетельствует о хорошей подготовке докладчиков и серьезной работе их научных руководителей на подготовительном этапе конференции.

Несомненно, что исследовательские умения, являясь в то же время обще-учебными умениями, формируются и в процессе непосредственной учебной деятельности. Однако процесс их формирования значительно ускоряется при организации УИД младших школьников.

Для определения уровня сформированности исследовательских умений были разработаны методики в тестовой форме, в которых использовались задания, предлагаемые А.И. Савенковым, Л.Ф. Тихомировой, и проведено исследование, позволившее выявить уровень сформированности исследовательских умений у младших школьников. Общую выборку исследования составили 1322 учащихся, 173 педагога, 317 родителей младших школьников

Исследование среди учащихся 2-4 классов образовательных учреждений г. Самары уровня сформированности исследовательских умений младших школьников, показало, что у учащихся, вовлеченных в занятия УИД, он значительно повысился, по сравнению с теми учащимися, которые этой деятельностью не занимались.

Таблица 1

Сравнение уровней сформированности исследовательских умений младших школьников, вовлеченных и не вовлеченных в занятия УИД

 

Уровень

Класс

Учащиеся, занимавшиеся УИД

Учащиеся, не занимавшиеся УИД

нулевой

начальный

средний

нулевой

начальный

средний

2 класс

8%

48%

44%

42%

46%

12%

3 класс

4%

38%

58%

27%

46%

27%

4 класс

2%

31%

67%

17%

52%

31%

Предлагаемые в таблице результаты дают возможность увидеть, что младшие школьники, занимавшиеся в течение учебного года УИД, к окончанию начальной школы практически все имеют начальный или средний уровень сформированности исследовательских умений. При этом, если у второклассников возрастание количества детей со средним уровнем сформированности исследовательских умений происходит за счет снижения количества детей с низким уровнем сформированности, то у учеников третьих и четвертых классов это происходит за счет снижения количества детей и с нулевым, и с начальным уровнем.

Оценка  степени выраженности познавательной активности младших школьников определялась по методике А.А. Горчинской. Примечательно, что у 55% второклассников с нулевым уровнем сформированности исследовательских умений, связанных с познавательной деятельностью, наблюдается познавательный интерес сильной выраженности, а познавательная активность сильно выражена у 43%. В третьем и четвертом классах эти показатели заметно снижаются. Познавательный интерес сильной выраженности наблюдается лишь у 30% третьеклассников с нулевым уровнем сформированности исследовательских умений, связанных с познавательной деятельностью, сильно выраженная познавательная активность – у 24%. У четвероклассников  с нулевым уровнем сформированности умений, связанных с познавательной деятельностью сильно выраженный познавательный интерес наблюдается лишь у 17%, а сильно выраженная познавательная активность – у 9%.

Диаграмма 1

Снижение познавательной активности и познавательного интереса у младших школьников с нулевым уровнем сформированности исследовательских умений

Как демонстрирует диаграмма, проявляемые младшими школьниками познавательный интерес и познавательная активность, зависят от уровня сформированности умений, связанных с исследовательской деятельностью.

В прошлом году среди участников конференции  и их родителей было проведено анкетирование с целью выявления отношения к учебно-исследовательской деятельности.

На вопрос «Вы сами выбрали тему исследования или она была предложена Вашим научным руководителем?» 49 % младших школьников ответили, что выбрали тему сами. В среднем звене самостоятельно выбрали тему исследования 62 % учащихся.

96% учащихся считает, что занятия исследовательской деятельностью помогают им в учебе и не являются лишней нагрузкой.

96% учащихся планирует продолжить занятия исследовательской деятельностью.

100% опрошенных родителей считают, что навыки исследовательской деятельности помогают в учебе и хотят, чтобы их дети продолжили эти занятия.

На вопрос: «Какие изменения в связи с занятиями учебно-исследовательской деятельностью произошли с Вашим ребенком?» родители участников конференции ответили: 90 % - «узнал много нового»; 43% - «появилась логика мышления»; 76% - «стал активнее и увереннее в общении с детьми»; 84% - «стал более ответственным и дисциплинированным».

Ответы родителей и самих участников конференции позволяют считать, что организация и проведение конференции «Первые шаги в науку» развивает познавательный интерес учащихся, формирует исследовательскую мотивацию, коммуникативные умения и навыки (умение выступать с докладами и дискутировать).

Занятия со школьниками учебно-исследовательской деятельностью в процессе подготовки к участию в конференции «Первые шаги в науку» открывают им широкую дорогу поиска в различных областях знаний, помогают наиболее полно раскрыть свои способности, дают возможность осознать свою значимость, знакомят с методами научной и творческой работы, стимулируют их интеллектуальное развитие.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гальперин П.Я. Поэтапное формирование как метод психологического исследования // Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. – М.: Изд-во МГУ, 1978.- С. 93-110.

2. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. – М.: «Школа-Пресс», 1995.  – 448 с.

3.  Мой дом. Мой край. Мой мир. – Самара: АНО «Издательство СНЦ РАН», 2003. с. 13

4. Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального образования – на основную. // Письмо МО РФ № 14-51-140/13 от 21.05.2004 / Начальная школа № 8, 2004. – С. 10-20.

5. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. 2-е изд., исправл. и дополн. -  Самара: Изд-во «Учебная литература», 2006. – 208 с.

6. Савенков А.И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников: Методическое пособие для школьных психологов. – М.: Генезис, 2005.  – 160 с.

7. Соловьева О.В. Развитие познавательных способностей школьников. – М.: Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2002 – c 384.

8. Умом и сердцем: Мысли о воспитании. – 4-е изд. М.. 1986. С. 85