Урок "Мужчина и женщина" при изучении курса "Человек", биология, 8-й класс. Тема "Размножение и развитие"

Разделы: Биология

Класс: 8


ВВЕДЕНИЕ.

Половое воспитание учащихся представляет собой часть единого учебно-воспитательного процесса.

Полноценное воспитание невозможно без того, что каждый школьный коллектив складывается из представителей двух полов рода человеческого. От культуры отношений между девочками и мальчиками, девушками и юношами зависит культура всего общества, счастье будущих поколений. Во взаимоотношениях формируются мужчины и женщины, утверждаются взгляды отцов и матерей. Сейчас не возникает сомнения, что говорить на самые сложные некогда запретные темы просто не возможно. Как это сделать правильно, чтобы не причинить вреда?

Половое воспитание лишенное нравственного аспекта играет отрицательную роль, разрушая и без того низкий уровень духовности нашего общества.

Если у женщин не развито чувство чести и достоинства, то у мужчин процветает нравственное невежество. Достаточно вспомнить «Телка» и т.д.

Методическая тема урока: «Формирование полового сознания и поведения». В учебнике Сонина Н.И тема «Размножения и развития» начинается с демонстрации «некрасивых» рисунков. А хотелось бы начинать тему с высоких и прекрасных представлений о мужчине и женщине.

Оборудование: звуковоспроизводящее устройство, мультимедийное устройство, видеоматериалы (при отсутствии мультимедийных средств), картины художников, таблицы «Эмбриологические доказательства эволюции животных. Сходство начальных стадий эмбрионального развития позвоночных», статуэтка Афродиты, листы «Правил работы в малых группах».

Основная технология урока: работа в малых группах, технологии «Мозгового штурма» (Альтернативные технологии (по Селивко), несколько мною измененные).

Приложение 1. Правила работы в группах.

Примечание к Приложению 1.

С правилами работы в группах можно, если это не делалось раньше познакомиться на предшествующем уроке.

Цели урока:

  1. Осуществлять половое эстетическое воспитание
  2. Формировать эстетические потребности
  3. Формировать коммуникативные способности
  4. Формировать потребности в самореализации

Ход урока:

На фоне появившейся надписи «Мужчина и Женщина» (презентация) звучит музыка Свиридова – романс из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель»

Учитель: Музыка прекрасна и совершенна. Знаете ли вы, что каждый такт ее мелодии соответствует ритму дыхания человека. И это подтверждает то, что самой природой в нашем подсознании заложено стремление к прекрасному.

Хочется привести слова другого известного композитора Глюка «Простота, правда и естественность – вот три великих принципа прекрасного» (презентация).

Человек – часть прекрасного живого мира вокруг.

Человек – один из трех миллионов известных сейчас биологических видов.

(Далее дается тест для повторения систематики человека).

При медленной работе класса можно дать готовую систематику (см. презентация).

Приложение 2. «Тест систематика человека»

Все люди, живущие сейчас на Земле, принадлежат только к одному виду – Homo Sapiens (подвид Homo Sapiens.Sapiens). Этот вид имеет двойственную биосоциальную природу, а в чем оно заключается, нам с вами предстоит узнать на уроке.

(В классе выделяется 3 группы, они получили ранее домашнее задание (материал подбирается детьми самостоятельно, слабым учащимся дается приложение 3).

1 группа – приведите доказательства биологической природы человека.
2 группа – приведите доказательства социальной природы человека.
3 группа – объясните, почему человек – биосоциальный вид.

Дается слово учащимся первой группы.

Какие еще признаки биологической природы человека не упомянуты?

Возможны ответы учащихся:

  • организм человека состоит из клеток;
  • человек потребляет пищу и выделяет продукты обмена;
  • человек, как и все живое, рождается и умирает и способен размножаться;
  • организм человека хорошо приспосабливается к среде обитания и может реагировать на изменения условий окружающей среды;
  • человеку свойственны, избегать опасности, например, защищаться от врагов;
  • человек подтвержден различным заболеваниям.

Формулируем выводы.

Вывод: биологическая природа человека проявляется в сходстве с другими животными, в частности, в стремлении сохранить свою жизнь, обеспечить себе максимум безопасности и комфорта и продолжить жизнь вида путем размножения.

Слушаем вторую и третью группу.

Формулируем выводы.

Учитель: Слушаем определение Человека, приведенное в энциклопедическом словаре. «Человек – это высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно – исторической деятельности и культуры. Отличительной особенностью человека является способность производить орудия труда и использовать их для воздействия на окружающий мир»

Но зачем природе понадобились два пола?

В чем разница мужчины и женщины? (презентация)

Излагаем свои позиции (учитель записывает их на доске или ватмане).

  • телосложение
  • физические особенности
  • физиологические
  • особенности психики

(можно объединить первую и вторую позиции, выбираем три позиции).

Приложение 4, 5, 6 (материалы для работы групп могут быть даны готовыми или в распечатанном виде. Это могут быть задания для работы с компьютером, литературой).

Группы получают задания, материалы, оговаривается время работы (см. приложение материала работы по темам).

После окончания работы в группах.

Учитель: Прежде, чем начнем говорить по выбранным темам, прошу открыть стр. 103 учебника. Помните, мы говорили о Давиде – прекрасный мужской образ, а у меня в руках статуэтка Афродиты – богини красоты.

Я вам зачитаю отрывок о ней. (Афродита по Н.А.Куну).

«Она будит в сердцах богов и смертных любовь. Благодаря этому она царит над всем миром. Высокая, стройная, с нежными чертами лица, с мягкой волной золотых волос, как венец лежащих на ее прекрасной голове.

Афродита – олицетворение красоты и вечной юности. Когда она идет в блеске своей красоты, тогда ярче светит солнце, пышные цветут цветы. Дикие лесные звери бегут к ней из чащи леса: барсы и медведи кротко ласкаются к ней».

Учитель: Мы с ребятами провели небольшую научную работу. Они представляют свой проект. (Приложение 7)

Слушаем 1 группу. Дополняем (используются правила работы в группах).

Учитель: Выдающийся русский писатель и врач Вересаев называл мужчину и женщину двумя галактиками, между которыми существует высочайшее поле напряженности, притяжения, магнетизма. Это два мира. Мужчина и женщина иные друг для друга, тем и постоянно интересны и притягательны. «Нет ничего прекраснее чувства любви» Академик Лихачев (презентация).

А теперь 2 группа познакомит нас с физиологией.

Демонстрируется небольшой видеоряд.

Слушаем 3 группу (Особенности психики).

Демонстрируется видеоряд.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Что самое главное в жизни человека, несмотря на разницу между мужчиной и женщиной?

Ответ достаточно однозначен.

ЛЮБОВЬ. ЖИЗНЬ. СЕМЬЯ. (Презентация)

Могут ли эти понятия существовать отдельно друг от друга? Имеет ли смысл жизнь без любви и семьи.

Вам предстоит все это узнать. Это и есть жизнь, хочется, чтобы у вас все было прекрасно.

И еще, послушайте.

Н. Хисроу (таджикский поэт 1004 – 1090 гг.)

Не забывай о том, что мать вспоила нас,
Отец же воспитал свое родное чадо,
Поэтому страшись в беспечности своей
В их старые сердца пролить хоть каплю яда.
К тому же – минет час: ты старцем будешь сам… 

Начинается этап рефлексии (см. приложение 1).

Список литературы:

  1. Газета «Биология» № 27. 1999 г. (Приложение к 1 сентября). Статья Денисовой Ю.Д
  2. Газета «Биология» № 21. Ноябрь 2005 г
  3. Сухова Г.С, Кучменко В.С «Вопросы пола в системе биологических знаний» М. , «Вентана-Граф» 2001 г
  4. Газета «Биология». 1993 г.

Приложения 1-7
Презентация