Диагностическое занятие по математике для детей 5–6 лет

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Выявить уровень освоения элементарных математических знаний, развития логических приемов мышления, проявления самостоятельности в решении познавательных задач.

Материал:

  1. Карточки на каждого ребенка. На одной карточке нарисованы две перекрещивающиеся цепочки из шести кругов, на другой - их семи кругов.
  2. Две картинки - на одной нарисована цепочка из 6 кругов, на другой - из 7 кругов.
  3. Корзины с яблоками или предметами-заместителями на каждого ребенка, две корзины с яблоками.
  4. Альбомный лист с нарисованными контурами фигур четырехугольной и треугольной формы и наклеенными фигурами из цветного картона (размер должен совпадать с контурами фигур на альбомном листе).
  5. "Ворота" замка Кощея.

Ход занятия

Воспитатель приглашает детей в путешествие, в сказку "Иван-царевич и серый волк".

- В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И был у него сын Иван-царевич. Царь своим царством-государством управлял, а Иван-царевич ему помогал - он на компьютере работал.

Так вот, однажды получает Иван-царевич сообщение: "Попала я в плен к Кощею. Помогите, освободите меня. Василиса Прекрасная".

Прочитал это Иван-царевич и, недолго думая, снарядился в путь - Василису Прекрасную из плена освобождать.

- Ребята, а мы отправляемся вслед за ним, вдруг помощь наша нужна будет. Долго ли, коротко ли он шел, но тут на пути ему встретился волк и говорит: "Пропущу я тебя, Иван-царевич, дальше только в том случае, если ты выполнишь мое задание. В нашей лесной школе висят две картины, на них нарисованы две перекрещивающиеся цепочки из наибольших кругов (первая из 6, вторая из 7). Сколько всего кругов в одной у другой цепочке? В какой больше?" (Смотреть бланк обследования, задание №1).

- Ребята, поможем Ивану-царевичу быстро выполнить задание? (Раздаются карточки с заданием на каждого ребенка. Дети выполняют задание, помогают Ивану-царевичу). Волку понравилась правильно выполненная работа Ивана-царевича, он и говорит: "Хорошо, Иван-царевич. Теперь я тебе хочу помочь, садись на меня, так быстрее получится".

Довез волк Ивана-царевича до яблони, остановился и говорит: "Дальше я идти не могу, здесь владения Гусей-лебедей и Бабы-Яги". Попрощался и был таков. И вдруг видит Иван-царевич, что избушка на курьих ножках идет к яблоне, а в избушке сидит Баба-Яга. Ивану-царевичу она и говорит: "Я знаю, куда ты идешь. Но ты никогда не найдешь Василису Прекрасную, если не выполнишь задание яблони: видишь, под яблоней стоят две корзины. В эти корзины положили яблоки, в первую - 5 яблок, во вторую - 6 яблок. Что надо сделать, чтобы было поровну?". (Смотреть бланк обследования, задание №2).

- Ребята, давайте поможем Ивану-царевичу выполнить задание, ведь ему надо торопиться. (На каждого ребенка выделяется корзина с яблоками, яблоки можно заменить предметами-заместителями. Дети выполняют задание, помогают Ивану-царевичу).

Баба-Яга осталась довольна работой и говорит: "Молодец, Иван-царевич. Подарю я тебе скатерть-самобранку. Может быть, и пригодится в дороге".

И пошел Иван-царевич дальше. А навстречу ему попались три медведя и спрашивают: "Куда путь держишь, Иван-царевич?". Рассказал он о беде Василисы Прекрасной, а Михайло Потапыч и говорит: "Да ты ж, какой маленький, куда тебе?". А Мишутка ему отвечает: "Какой же он маленький, он очень большой!" Задумался Иван-царевич.

- Ребята, помогите Ивану-царевичу разобраться, какой же он по отношению к Михайло Потапычу и к Мишутке. (Смотреть бланк обследования, задание №3). Дети отвечают, можно применить общий опрос детей.

Медведи остались довольны ответом Ивана-царевича и не стали задерживать его больше. Иван-царевич пошел дальше. Шел так долго, что даже проголодался. Вспомнил Иван-царевич про подарок Бабы-Яги, хлопнул в ладоши три раза, и появилась перед ним скатерть-самобранка, а на ней ничего нет, пусто. Скатерть тут и говорит: "Найди, Иван-царевич, мне лоскутки-заплатки четырехугольной и треугольной формы и, если скажешь, чем они отличаются друг от друга, то эти лоскутки-фигурки встанут на свои места и только тогда будет вкусный обед". (Смотреть бланк обследования, задание №4).

- Ребята, надо помочь Ивану-царевичу, а то без еды у него не будет сил и не дойдет он до Василисы Прекрасной. (На каждого ребенка выделяется "скатерть" и геометрические фигуры. Дети выполняют задание, помогают Ивану-царевичу, отвечают 2-3 ребенка, остальным предлагается вопрос "Кто согласен с ответом, а кто не согласен?")

Пообедал Иван-царевич, поблагодарил скатерть-самобранку и пошел дальше. И вдруг увидел вдали замок Кощея. А у ворот стоит стража и не пропускает внутрь Ивана-царевича, говорят: "Пропустим, если выполнишь задание. Встань, Иван-царевич, так, чтобы ворота были справа от тебя". (Смотреть бланк обследования, задание №5). - Ребята, поможем Ивану-царевичу? (Дети выполняют. Можно применить метод-вопрос "Кто с этим не согласен?")

Пропустила стража Ивана-царевича в замок. А кощей в это время отдыхал, телевизор смотрел. Увидел он Ивана-царевича и говорит: "Я с тобой сражаться не буду, знаю, что все равно ты победишь, я про это сказку по телевизору видел. Но ты должен помочь мне. Поможешь - отпущу с миром, нет - пеняй на себя, Василису в жены возьму, а тебя в темницу заточу. Слушай, не помню я, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра?" (Смотреть бланк обследования, задание №6). - Ребята, надо обязательно выручить Ивана-царевича. (Дети выполняют. Можно применить метод голосования). "Ну, что, помог мне вспомнить дни недели, забирай Василису Прекрасную, а еще подарю вам ковер-самолет".

Вернулись Иван-царевич и Василиса Прекрасная домой и мы из сказки вернулись!

БЛАНК ОБСЛЕДОВАНИЯ

МДОУ_________________Группа__________________Дата___________

Фамилия, имя ребенка Месяц и год рождения Номер задания Всего баллов Примечание
1 2 3 4 5 6
1                    
2                    
3                    
4                    
5                    
6                    
7                    
8                    
9                    
10                    
11                    
12                    
13                    

1 задание.

Цель. Выявление уровня знаний о количественном счете и сравнении множеств.

2 задание.

Цель. Выявление уровня умения из неравенства делать равенство.

3 задание.

Цель. Выявление умения сравнивать предметы различной величины.

4 задание.

Цель. Выявление умения анализировать и сравнивать геометрические формы и давать им словесное описание.

5 задание.

Цель. Выявление уровня умения ориентироваться в пространстве.

6 задание.

Цель. Выявление уровня умения ориентироваться во времени