Методические рекомендации для проведения внеаудиторской самостоятельной работы студентов по дисциплине "Основы философии", специальность "Преподавание в начальных классах"

Разделы: Общепедагогические технологии


Самостоятельная работа №1

Философское мировоззрение, его особенности.

Цели:

  • Формировать умение анализировать философские тексты4
  • Умение работать с терминологией.

План.

Прочитайте фрагменты текстов милетских философов( 610-540вв д.н.э.) и поэта Гесиода (8-7 вв д.н.э)

Сравните космогонические представления Гесиода, Анаксимандра и Анаксимена.

Заполните таблицу.

проблемы Гесиод Анаксимандр Анаксимен
Как возник мир      
Как возникли небесные тела      

Определите общее в воззрениях древних греков

Определите существенное различие

Сформулируйте особенности философского мировоззрения

Литература.

  1. Кесседи Ф.Х. от мифа к логосу. М., 1972г. С.119.

Самостоятельная работа №2

Мировоззрение Н.А.Бердяева.

Цели:

  • формировать умение определять понятие по его существенным признакам
  • умение вычленять из текста философские понятия.

План.

Познакомьтесь с фрагментом работы Н.А Бердяева 2Мое философское миросозерцание".

Выпишите в тетрадь определения понятий: микрокосм, микротеос, примордиальный, иррациональная свобода, эволюция, детерминизм.

Ответьте на вопросы:

Что такое мировоззрение? Каковы его структура?

Каковы взгляды Бердяева , его представления о человеке

Что является для автора непреходящей ценностью?

В чем смысл жизни человека?

Элементы каких исторических типов мировоззрения присутствуют во взглядах Бердяева?

Напишите небольшое эссе на тему " Мое философское мирвоззрение".

Требования :

Свободная композиция

Индивидуальность суждения

Допустимо цитирование, афоризмы, характеристики

Объем- 102 рукописных страницы А4.

Литература.

  1. Н.А.Бердяев Самопознание, Л., 1991, с.3-18.
  2. Самостоятельная работа №3

    Восточная философия.

Цели:

  • Формировать умение систематизировать материал учебный,
  • Оперировать философскими понятиями

План.

Познакомьтесь с основными философскими школами Востока.

На основе изученного материала систематизируйте в виде таблицы

учение представители Система философских идей

Сконструируйте предложения со следующими понятиями: чарвака, буддизм, аскеза, нирвана, сансара, медитация, духовное начало, Упанишады, жэнь, гармония Дао.

    Литература.

  1. П.С. Гуревич Основы философии, М, Гардарики, 2004,-с.87-94.
  2. К.Е. Халин. Философия, 2004г, с8-10.

Самостоятельная работа №4

Античная философия.

Цели:

  • Формировать умение систематизировать материал учебный,
  • Оперировать философскими понятиями

План.

Прочитайте учебный материал об основных течениях античной философии.

Систематизируйте материал в виде таблицы

эпикурейцы кинизм стоицизм

Подготовьте сообщение о любом античном философе.

Структура.

Обоснование выбора

Биографическая справка

Основные философские идеи

Литература.

  1. П.С. Гуревич Основы философии, М, Гардарики, 2004,-с.94-105.
  2. К.Е. Халин. Философия, 2004г, с 14-39

Самостоятельная работа №5

Философский анализ природы( 2 часа)

Цель:

формировать умение оперировать понятиями натурфилософии;

План.

Посмотрите фильм "Путь медведя"

На основе впечатлений от фильма и основных современных концептуальных идей напишите эссе

"Моя натурфилософская концепция".

Литература.

  1. П.С. Гуревич Основы философии, М, Гардарики, 2004,-с.276-286

Самостоятельная работа №6

Философская антропология. ( перформанс)

Цели:

  • Формировать умение философствовать на объектах;
  • Умение связывать абстрактные понятия с предметами окружающей действительности.

Алгоритм.

Задумайтесь, что больше всего вас затрагивает как человека, личность, философа.

По любой из философской проблеме выберите идею, афоризм, совпадающие с вашим мировоззрением в данный момент, в данное время и данном пространстве;

Перенесите эмоции свои и вычлененную вами идею на объект окружающей действительности.

Опишите на основе идеи и объекта ваше мировоззренческую позицию, эмоциональные ощущения, выбор объекта.

Литература.

  1. П.С. Гуревич Основы философии, М, Гардарики, 2004,-.
  2. К.Е. Халин. Философия, 2004г,

Самостоятельная работа №7

Человек и религия. Символы христианской философии.

Цели:

  • Формировать умение анализировать религиозно- философский текст;
  • Умение проводить аналогии с современной действительностью
  • Умение нравственные идеи переносить, изображать в виде символов.
  • Умение оперировать философскими понятиями.

План.

Прочитайте фрагмент книги Сантуччи "Земной путь Христа" с. 51-59

На материале с.57-59. Ответьте на вопросы:

Что символизирует акт крещения?

Для Иисуса; для любого человека

В чем состояло испытание Иисуса?

Про каких 2зверей2говориться в тексте- свяжите с символом.

Что противопоставляет Иисус Чуду?

Что противопоставляет власти?

Что ассоциирует автор с понятием власть -::. Продолжите ряд.

Напишите эссе, взяв за основу любой их нравственных постулатов.

Условие: оперирование философскими понятиями.

Литература.

  1. // Наука и жизнь № 9 1993 год, с 51-59.