Развитие творческой активности детей с нарушением речи посредством изобразительной деятельности

Разделы: Работа с дошкольниками


Развитие творческой активности детей с нарушением речи посредством изобразительной деятельности является неотъемлемой частью в коррекционно-воспитательном процессе. В группе детей с общим недоразвитием речи мы должны включать специфические коррекционные мероприятия, направленные на развитие речи и других высших психических функций в ходе изобразительной деятельности. Материал занятий, связанных с изобразительной деятельностью, по нашему мнению, целесообразно использовать для одновременного развития навыков по изобразительной деятельности и речи детей. Эту работу организует логопед, применяя дифференцированные приемы коррекционного усложнения формы речевой и неречевой деятельности детей.

Процесс овладения навыками и умениями по изобразительной деятельности детьми пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи III уровня отличается от нормы и имеет ряд особенностей. Последние связаны с неточностью зрительного восприятия, недостаточным развитием произвольных форм внимания и запоминания, а также с трудностями самостоятельного обследования образа, планирования, последовательности действий и осуществления контроля. Занятия по изобразительной деятельности должны разрабатываться и проводиться по специальному плану. Приступая к обучению, мы стремимся к созданию положительной мотивации занятий, чтобы вызвать интерес у детей, желание исправить свою речь, научиться выполнять различные задания.

Весь коррекционный процесс строится на недельном тематическом планировании. Как логопед, так и воспитатель целую неделю планирует все свои занятия только по одной теме. Это дает возможность “тянуть повозку в одну сторону”, а не как в басне Крылова “Лебедь, рак и щука”.

Таким образом, воспитатель накапливает на своих занятиях необходимый лексический материал, а логопед работает над грамматическим оформлением.

Формируя перспективные действия, направленные на обследование предмета, мы развиваем зрительное восприятие детей. Использование наглядных опор для развития понимания речи. В ходе обследования дети называли предметы и его части, выделяли их признаки, определяли назначения предмета. Вот вам и пополнение словарного запаса. (Пример: Это пальма. Она состоит из кроны, ствола, корней, плодов. В зависимости от окраски и формы пальмы бывают веерные, финиковые). Все это способствует запоминанию, воссоздающего воображения.

На следующем этапе обучения происходит развитие навыков использования различных типов простых предложений. Как это происходит? Воспитатель организует краткий диалог, а ребенок речью сопровождает выполняемые действия.

Пример:

– Что ты сейчас рисуешь?

– Я рисую ствол пальмы.

– Что ты нарисовал?

– Я нарисовал крону и ствол пальмы.

1.jpg (6123 bytes)

На данном этапе дети могут участвовать в подведении итогов. В дальнейшей работе происходит развитие навыков связного речевого высказывания. Составление детьми плана выполнения задания (сначала с помощью вопросов педагога, а затем самостоятельно), отчета о результатах работы. Побуждение детей (с помощью вопросов, создание игровых ситуаций) к использованию речи для оценки качества выполненных ими работ. На занятиях по изобразительной деятельности сложно проводить работу по “словообразованию”. Пример: Образование имен существительных. Жили два брата ИК и ИЩ. У каждого было свое жильё. ИК имел домик. ИЩ – домище. Дети рисуют двух братьев и два дома.

Вопросы:

  • Какой дом имел ИЩ? (Домище)
  • Какой дом имел ИК? (Домик)

– Теперь я расскажу, какими были эти братья. А вы мне будете помогать.

У одного брата был носище, а у другого…(носик). У одного – ротище, а у другого … (ротик).

После разбора внешнего вида братьев детям предлагается самим, рассказать и зарисовать какими были братья.

2.jpg (6002 bytes)

Образование имен существительных при помощи суффиксов “ИК” и “ИЩ”

Другой пример: “Употребление приставочных глаголов”. По теме “Зимние забавы” нарисовать лыжника и его путь с горы, в гору, в лес, около дома. Дальше спросите, куда поедет лыжник. Ответ: С горы съехал, по дороге поехал, вокруг дома объехал, в лес заехал, из леса выехал и домой уехал.

3.jpg (5996 bytes)

 “Зимние забавы”.

Для развития связной речи хороши комплексные занятия с использованием ТРИЗ.

а) Бином фантазии.

Задание: надо соединить два слова “кот”, “суп” и составить небольшой рассказ. Дети составляют. Фрагменты из этого рассказа дети зарисовывают.

б) “Что было потом?”

Придумывают новый конец сказки и зарисовывают.

в) “Салат из сказок”.

Предложить детям нарисовать рисунок, где будут изображены герои двух сказок, а потом к ним придумать рассказ или сказку.

г) “Сочинить свою сказку”.

Нарисовать к ней картинки и сделать книжку. 

4.jpg (5695 bytes)

5.jpg (6147 bytes)

Жили-были кот и корова. Однажды их хозяин пошел на рыбалку. В большом озере жил красивый карась. Карась увидел огромную медузу и улыбнулся ей. И даже не заметил, как попал на крючок

6.jpg (6231 bytes)

7.jpg (6948 bytes)

Хозяин отправился с карасем домой. А в это время около дома кот рыл яме. В яме он нашел оловянного солдатика. Он хотел подарить его сыну хозяина. Но вдруг кот услышал, как кто-то рычит. Это был большой оранжевый лев

8.jpg (6492 bytes)

9.jpg (5875 bytes)

Кот увидел льва, который хотел съесть корову. Корова очень испугалась и замерла. Кот не испугался и вцепился прямо льву в спину. Он сильно его царапал и лев (сильно) испугался и убежал в лес.

10.jpg (6108 bytes)

11.jpg (7292 bytes)

 Хозяин все видел и подарил карася коту. Кот не стал, есть карася. Он пошел к озеру и отпустил его в воду. Карась вынырнул и улыбнулся коту. С этого дня кот, корова и карась стали Друзьями.

Я привела несколько примеров, как можно развивать речь на занятиях по изобразительной деятельности, используя основной принцип от простого к сложному, проявляя творчество, как воспитателей, так и самих детей. Используя морфологический метод, по теории ТРИЗ можно проводить следующие занятия, например, тема: “Животные. Что кошка может делать?”. Цель: обогащать словарь словами-действиями.

Чертится таблица (кошка сидит, играет, лакает, поймала мышку, проснулась). Предлагаем детям самостоятельно творчески выбрать, чем изобразить и как изобразить данный объект.

  Кошка сидит с котенком Кошка играет Кошка лакает Кот поймал мышку Кошка проснулась
  14.jpg (2823 bytes) 15.jpg (3026 bytes) 16.jpg (2632 bytes) 17.jpg (2635 bytes) 18.jpg (3360 bytes)
Рисование (свечка, палец, ладонь и т.д.)          
Аппликация (коллаж)          
Лепка (глина, пластилин)          

Как мы знаем, наши дети плохо запоминают буквы, а использование приема “дорисуй букву” способствует лучшему запоминанию. Детям нравится такое рисование, они с интересом рассказывают о том, что изображают и это развивает память, речь и детское творчество.

Конспект фронтального занятия по изодеятельности в старшей логопедической группе

Тема: “Пальма”

Лексическая тема: “Животные жарких стран”

Методика: “Рисуем ладошками”.

Программное содержание:

Коррекционные задачи:

  • вспомнить названия животных наших лесов и южных стран;
  • вспомнить названия деревьев наших лесов и южных стран;
  • продолжать учить отвечать на вопросы полными предложениями;
  • развивать внимание, мышление, мелкую моторику.

Общеобразовательные задачи:

  • формировать навыки самоконтроля за речью;
  • развивать зрительную наблюдательность, способность видеть цвет и форму в природе;
  • продолжать закреплять навыки рисования ладошками.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать умение вежливо встречать гостей, соблюдая элементарные правила поведения;
  • вызывать желание помочь другу, научить его чему-то новому и интересному.

Материал: цветная Буга формат А4 на каждого ребенка; цветная гуашь, веерная и финиковая пальмы, игрушка жираф, кассета с музыкальной записью песни “Чунга-Чанга”.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришел жираф Ник. Кто скажет мне, откуда приехал Ник?

Дети: Из жарких стран. Из Африки.

Воспитатель: Каких животных вы еще знаете, которые живут в жарких странах.

Дети: Тигренок, львенок, слоненок и другие.

Воспитатель: Почему эти животные не живут в наших лесах?

Дети: У нас холодная зима. Они любят жару.

Воспитатель: Ребята, Ник впервые приехал к нам в Сибирь, в Кузбасс и ему, конечно же, хотелось бы узнать, какие животные живут в нашей Кемеровской области. Поможем ему?

Дети: Да. У нас живут животные – волк, заяц, лиса, ёжик, белка, медведь и т.д.

Воспитатель: А где обитают животные?

Дети: В лесу, тайге.

Воспитатель: Какие деревья растут в Сибири?

Дети: Тополь, клен, кедр, сосна, ель, береза, дуб и т.д.

Воспитатель: Отгадайте загадку: “Что за дерево: и зиму и лето зелено”

Дети: Ёлка

Воспитатель: Ребята, покажем Нику, как располагаются веточки у елочки. Куда растут ветки. (Показ методом эмпатии)

Дети: Книзу (показ руками)

Воспитатель: Отгадайте еще загадку:

“На лесной опушке
Стоят подружки
Платьица белены
Шапочки зелены”

Дети: Береза

Воспитатель: Изобразим березку кудрявую, вспомните, куда у нее тянутся ветки, как они качаются на ветру. (Дети показывают руками методом эмпатии.)

Жираф: Ой, и пальмы у вас растут!

Воспитатель: Ребята, у нас в Сибири растут пальмы? А где они могут расти?

Дети: В жарких странах, а в Сибири они замерзнут.

Воспитатель: Посмотри, Ник, у нас в природном уголке растут две пальмы. Узнаешь их?

Жираф: Да, а ребята знают их названия, так же , как свои деревья?

Дети: Да! Это финиковая и веерная пальмы.

Жираф: Что-то мне взгрустнулось и захотелось на Родину посмотреть на свои любимые пальмы.

Воспитатель: Ребята, поможем Нику очутиться в жаркой Африке?! Он увидит свои любимые пальмы и сразу перестанет грустить!

Дети: Да!

Воспитатель: Ник, мы очень хотим поднять тебе настроение! И сейчас мы нарисуем для тебя твои любимые пальмы ладошками и пальчиками.

Жираф: А разве такое возможно?

Воспитатель: Давай спросим у ребят.

Дети: Да!

Объясняют последовательность работы методом эмпатии. Затем последовательность изображения пальмы в цвете.

  1. Крону рисуем ладошкой – зеленой краской.
  2. Ствол – большим пальчиком – коричневой краской.
  3. Бананы – большой стороной мизинчика – желтой краской.
  4. Травку – мизинчиком – зеленой краской.

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в нашу мастерскую (рисуют дети стоя) . Посмотри на цветную бумагу и выберите для своих работ фон.

Дети: Красный, розовый.

Воспитатель: Почему вы выбрали такой фон?

Дети: В Африке жарко, всегда светит солнце.

Работа детей. Во время работы воспитатель говорит с жирафом:

Воспитатель: Ник, тебе понравилась идея ребят, нарисовать пальму ладошками и пальчиками?

Жираф: Очень, очень! Я с большим нетерпением буду ждать ваших результатов!

В конце занятия дети дарят свои рисунки Нику.

Воспитатель: Ник, тебе понравились наши подарки? Похожи наши пальмы на твои, которые растут в Африке?

Жираф: О, да! Очень понравились! Как они похожи! Спасибо вам, ребята! У меня появилось хорошее настроение! Какие вы молодцы!

Воспитатель: Ник, а чтоб у тебя было всегда хорошее настроение мы приглашаем тебя на танец.

(Игрушку ставят в центр круга и дети танцуют танец “Чунга-Чанга”.)