Урок по теме "Япония – страна Восходящего солнца"

Разделы: География


Цели и задачи: познакомить учащихся с Японией, ее географическим положением, рельефом, населением, особенностями национальных обычаев и культуры; развивать интерес к изучению зарубежных стран, продолжить формирование географической картины мира.

Оборудование: Мультимедийная приставка, экран, компьютер, презентация PowerPoint.

ХОД УРОКА

Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие в страну, которую называют очень странно “Страна наоборот”. И для этого есть все основания. В этой удивительной стране пальто подает женщина, руль в машине с правой стороны, здесь пишут сверху вниз, едят палочками, спят на полу, а белый цвет является траурным.

О какой стране идет речь? (О Японии)

По ходу нашего путешествия фиксируйте новые понятия и данные о Японии в “Дневниках путешествия” (рабочих тетрадях).

Приложение (презентация)

Слайд 1.

Слайд 2.

Когда боги Идзанаги и Идзанами по радуге спускались с небес, чтобы отделить земную твердь от хляби, Идзанаги ударил своим богатырским копьем по зыбко колыхавшейся внизу пучине. И тогда с его копья скатилась вереница капель, образовав изогнутую цепь островов.

Древняя легенда о сотворении Японии приходит на память, если смотреть на эту страну из окошек самолета. Изогнутая гряда гористых островов и впрямь похожа на окаменевшие капли.

Ямато (“путь гор”) – древнее имя этой страны. Больше известна как Страна восходящего солнца. Именно под этим именем Япония дала о себе знать западному миру со страниц книги Марко Поло. Японцы называют ее Ниппон или Нихон.

Слайд 3.

Горные цепи тянутся через острова с севера на юг.

Слайд 4.

Высочайшая точка страны – гора Фудзияма (3776 м).

Слайд 5.

Без Фудзи- сан не поймешь Японию, не узнав Японию - не оценишь Фудзи-сан.

Слайд 6.

“Кто ни разу не взобрался на эту гору, тот дурак; но кто вздумал сделать это дважды, тот дважды дурак”.

Слайд 7.

Япония – страна архипелаг, расположенная на 4 крупных островах: Хоккайдо, Хонсю, Сикоку, Кюсю и почти на 4 тыс. мелких островах в Тихом океане.

На востоке и юге омывается Тихим океаном и Восточно-Китайским морем, на севере – Охотским морем и проливом Лаперуза, на западе – Японским морем и Корейским проливом.

Япония – это древнее государство. Однако длительный период ее изоляции привел к тому, что вплоть до XX века она была как бы спрятана от глаз европейцев. Со времен второй мировой войны Япония не имеет мирного договора с Россией. Без достаточных оснований предъявляет претензии России на острова Курильской гряды.

Япония входит в “большую восьмерку”, что говорит о ее высоком экономическом развитии, но не является членом НАТО. Островное положение Японии в центре Азиатско-Тихоокеанского региона открывает ей возможности для участия в международном географическом разделении труда.

Площадь - 377688 км. Государственное устройство – конституционная монархия. Глава государства – император Акихито.

Слайд 8.

Население страны человек, язык – японский, религия – синтоизм, буддизм; средняя плотность 336 чел/км, но фактическая плотность выше;   урбанизация 76%, этнические группы:

- японцы 99,4%
- корейцы 0,5% и др.

I тип воспроизводства.

Япония – нация здоровых людей с самым высоким уровнем продолжительности жизни (мужчины – 76 лет, женщины – 82года).

Япония – страна высокой культуры и сплошной грамотности, где обучению и воспитанию детей уделяют большое внимание с раннего детства. Японцы свято чтут старинные обряды и традиции, к числу которых относятся почитание старых, кимоно, национальные прически, особенности японской кухни, чайная церемония и др.

Слайд 9.

Кимоно – дословно “вещь, которую надевают”.

Покрой кимоно сложился XIV веков назад. Японка кимоно не шьёт, она его конструирует, складывая из кусков ткани, вырезанных в виде прямоугольных фигур. Этому искусству учатся 10 лет.

Слайд 10.

Прически древней Японии отличались своей оригинальностью и сложностью (с высокими валиками и пучками). Для сохранения ярусной прически голову на ночь клали на специальные скамеечки с углублением для шеи. Благодаря этому прическа долгое время оставалась на весу, женщина была красива в течение 2 недель.

На праздник волосы украшали золотыми жгутами. Данные от природы черные волосы никогда не красили. Особенно трепетно за волосами ухаживали гейши.

Они убирали волосы в высокие прически, причем воротничок кимоно позволял оставлять открытой лебединую шею.

Волосы украшали при помощи цветов или шпилек, которые лежали крест – накрест и имели маленькие веры на концах. Это было отличительным знаком гейши.

Слайд 11.

Гейша – дословно “человек искусства”.

Гейша – это искусница развлекать мужчин, причем не только умением петь, танцевать, но и своей образованностью.

Слайд 12.

Всегда красавица, молодая, не старше 20 лет, изысканно одетая, в парике и гриме гейша воспринимается скорее как ожившая кукла, чем как живой человек.

Гейши самые образованные женщины Японии. Они, как правило, приглашаются, чтобы посостязаться с мужчинами в знании поэзии, исполнить церемонный танец.

Слайд 13.

Национальная кухня.

Основа японской кухни - растительные продукты, овощи, рис, рыба. Рис едят палочками – хаси. Из овощей широко используется капуста, огурцы, репа, редис, соя. Очень много блюд готовят из даров моря.

Большинство японских блюд подается обязательно с различными острыми приправами.

Слайд 14.

В Японии часто случаются землетрясения, поэтому здесь, издавна строят легкие дома, при разрушении которых не гибнут люди. Дома сделаны из деревянных планок.

Слайд 15.

Когда впервые видишь внутренность японского дома, больше всего поражает полное отсутствие мебели.

Слайд 16.

Полы покрыты специальными циновками – татами. Днем на них сидят, обедают, а на ночь на них стелют постель.

Слайд 17.

Японский дом рассчитан на лето. Его внутренние помещения хорошо вентилируются во время влажной жары. По вечерам или в пасмурную погоду единственной заменой солнечного обогрева еще недавно была лишь хибати – керамическая корчага с горстью тлеющего древесного угля, которую иностранцы прозвали “призрак очага”.

Слайд 18.

А вот квартал современных многоэтажных домов Токио.

Токио представляет собой самый большой в мире городской агломерат, со своим 26 миллионным населением (включая пригороды).

Пожалуй, нет другой такой крупной столицы, где жизнь была бы столь ослепительной, яростной и дорогой, по крайней мере для приезжих. Постороннему человеку этот город кажется урбанистическим кошмаром.

Слайд 19.

Небоскребы, возвышающиеся в беспорядке.

Слайд 20.

Громады зданий, состоящих из меблированных комнат, где целая семья занимает площадь, равную автомобильному гаражу.

Слайд 21.

Автомобильные заторы в хитросплетении улиц.

Слайд 22.

Ослепительные неоновые джунгли.

Слайд 23.

Природные ресурсы и их использование.

1. Страна бедна минеральными ресурсами.

2. Благоприятные агроклиматические ресурсы позволяют снимать два урожая в год.

3. Леса занимают 2/3 территории страны.

4. Порожистые и короткие реки – источник гидроэнергии и воды для орошения полей.

Слайд 24.

Особый интерес у японцев вызывает японская вишня – сакура. Плоды ее не съедобны. Сакура цветет один раз в год, один день набухают почки, за один день цветки облетают.

Слайд 25.

Весна не приносит на Японские острова того борения стихий, когда реки взламывают ледяные оковы. Долгожданная пора пробуждения природы начинается здесь внезапной и буйной вспышкой цветения вишни. Ее розовые соцветия волнуют и восхищают японцев не только своим множеством, но и недолговечностью.

Слайд 26.

Лепестки сакуры не знают увядания. Весело кружась, они летят к земле от малейшего дуновения ветра.

Слайд 27.

Вот и закончилось наше путешествие по этой удивительной стране. Давайте проверим насколько хорошо вы узнали о Японии.

Блиц-опрос: (проводится письменно на листочках)

  • Древнее название Японии?
  • Самая высокая точка страны?
  • 99% населения Японии составляют…?
  • Название циновок, покрывающих пол?
  • Тип воспроизводства населения Японии?
  • Название палочек, которыми едят рис?
  • Столица Японии?
  • Самый большой остров Японии?
  • Государственное устройство в Японии?
  • Японская вишня?
  • Национальная одежда японцев?
  • В дословном переводе это человек искусства?

Слайд 28.

Ответы (учащиеся меняются своими ответами, проверяют друг друга, фиксируя правильные ответы).

Подведение итогов урока.

Домашнее задание.