Интегрированный урок (внеклассное чтение + музыка) в 4-м классе по теме "Наша армия родная"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Формирование знаний об истории российской армии, её роли в жизни народа, через литературные и музыкальные произведения;
  2. Развивать ОУУН: работать с текстом, монологическую речь, умения слушать и анализировать музыкальные произведения, точно передавать мотив песен;
  3. Воспитывать патриотизм, эстетический вкус, чувство долга, ответственности.

Тип: комбинированный.

Вид: литературно-музыкальная композиция.

Технология: интегрированный урок.

Оборудование:

  • выставка книг об армии;
  • картина “Богатыри”, план работы с картиной;
  • раздаточные карточки с текстами;
  • магнитофон;
  • аудиозаписи;
  • рисунки детей, эпиграф.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. (Проверка готовности к уроку)

2. Сообщение темы урока.

Сегодня у нас необычный урок: урок внеклассного чтения и музыки.

Мы будем говорить о нашей армии, о том, кто и как охранял покой людей, и кто сейчас заботится за наши жизни.

Будем читать произведения о нашей армии, слушать героическую музыку, повторим песни на военную тематику и разучим новую песню. В конце урока должны будем ответить на вопрос, который прозвучит в песне.

3. Звучит песня в исполнении учителя музыки “Хотят ли русские войны?” На какой вопрос мы должны будем ответить в конце урока? Как вы думаете, хотят ли русские войны? Какую роль выполняла и выполняет сейчас наша армия родная?

4. Зрительный диктант Федоренко. (В зрительном диктанте используются пословицы и поговорки об армии)

5. Слушание и анализ музыки. Отрывок из оперы М.И. Глинки “Жизнь за царя”.

Какое чувство вызывает прослушанная музыка?

К какому типу относится данная музыка? Из скольких частей состоит произведение? Как определили? Что позволило композитору передать героический характер музыки?

6. Беседа.

Наша страна имеет многовековую, богатую историю. С давних времён запечатлённую в русских народных сказках, песнях, былинах и других произведениях фольклора, где каждая страница вещает нам о героическом прошлом.

Почему историю нашей Родины называют героической? (Много подвигов совершено людьми во имя нашей Родины)

Русский народ во все времена любил и почитал своих защитников и называл их богатырями святорусскими.

7. Проверка домашнего задания.

Дома вы читали о богатырях русских. Расскажите о прочитанном.

  1. “Первый бой Ильи Муромца”.
  2. “Как Илья поссорился с князем Владимиром”.
  3. “Илья Муромец и Калин-царь”.
  4. “Алёша Попович и Тугарин Змеевич”.
  5. “ Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча”.

Какую роль выполняли богатыри?

Хотели ли они войны?

Сами ли они стремились воевать? (Нет. Они сами не нападали первыми. Они освобождали людей из плена, земли русские от захватчиков)

8. Самостоятельная работа в парах.

Рассмотрите картину Виктора Васнецова “Богатыри”.

Приготовьте рассказ по картине по плану:

  1. Кто изображён на картине?
  2. Какими изобразил художник богатырей?
  3. Какие краски использовал художник и почему?

(Отчёт каждой пары)

9. Исполнение песни “Бравые солдаты”.

Народ с большой любовью и гордостью относился к своим богатырям и когда герои проезжали по освобождённым землям, городам, мальчишки, мечтавшие стать такими же героями, весёлой гурьбой бежали за ними.

Об этом мы сейчас исполним песню.

10. Физпауза под музыку об армии.

11. Продолжение работы в парах над литературными произведениями.

Шли годы. Российская армия росла и крепла. Немалую роль в укреплении русской армии сыграл великий и деятельный русский царь Пётр I.

Прочитайте рассказы о наших воинах в Петровские времена.

Каждый читает свой рассказ и пересказывает друг другу.

Обобщение: За что боролись наши солдаты во главе Петра I? (За то, чтобы наша страна была великой, могущественной державой, за расширение российских земель, так как необходим был выход к Чёрному и Балтийскому морям)

2-й урок

1. Сообщение целей на 2-й урок.

Продолжаем изучать литературные и музыкальные произведения о нашей доблестной армии.

2. Исполнение песни “Солдатушки – бравы ребятушки”.

Русские солдаты уходили на войну с боевым бодрым настроем, они верили в победу, поэтому слагали весёлые маршевые песни, которые помогали им преодолевать большие расстояния, тяготы военных походов.

Одну из таких песен мы с вами сейчас исполним, и покажем, как маршировали наши воины. (Маршируют и при этом поют)

3. Работа над анализом литературного произведения. Прошло много лет. И вновь на нашу страну вероломно напал враг.

В 1941 году злой и сильный враг – фашистская Германия – вторглась на территорию нашей многострадальной Родины. Так началась Великая Отечественная война.

4 долгих года наша армия защищала народ и освобождала земли от фашистских варваров.

О героических подвигах советских воинов в годы ВОВ написано много рассказов, стихов, песен, музыки.

Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.

Прочитайте рассказ Льва Кассиля “Памятник советскому солдату”. (Читают самостоятельно)

О чём говорит такой поступок солдата?

Как называет этого солдата писатель? (Один солдат наш, добрая душа)

Почему автор говорит, что советский воин уберёг от фашистов всех на свете детей? (Потому что наша Советская армия освободила от фашистов не только нашу Родину, но и другие страны)

Кем являлся наш солдат в годы Великой Отечественной войны? (Освободителями)

Хотели ли русские воины войны? (Нет)

Назовите ветеранов войны, почётных жителей нашего села? (Перечисляют)

4. Разучивание современной народной песни “Шёл ленинградский паренёк”.

Наш народ слагал песни не только в стародавние времена. Существуют и современные народные песни. Немало таких песен сложено о героях ВОВ.

Одну из таких песен мы с вами сейчас разучим.

5. Беседа.

Давно закончилась Великая Отечественная война. Но и в наше время российская армия продолжает надёжно защищать свою Родину. Так же как и раньше продолжает бороться за счастливую, спокойную жизнь её граждан, т.е. за нашу с вами мирную жизнь.

Мы все помним подвиг нашего замляка – Галдина Алексея – погибшего в Чечне. А сколько таких ребят (минута молчания).

6. Работа над стихотворением.

А сейчас послушайте стихотворение Михаила Исаковского “У самой границы” (читает учитель).

На защите чего стоит наш российский солдат?

Какие чувства возникли при слушании?

По телевидению идёт передача “Служу России”, которая рассказывает о достижениях нашей армии. В этой передаче часто звучат посвящения нашим доблестным воинам.

Давайте представим, что мы стали участниками этой телепередачи и посвятим это стихотворение всем воинам. (Дети выразительно читают стихотворение перед аудиторией)

7. Исполнение “Песни о пограничнике”.

Программа продолжается и для наших земляков, служащих сегодня в рядах вооружённых сил нами исполняется “Песня о пограничнике”.

8. Подведение итогов урока.

Мы проследили историю армии с былинных времён до наших дней через литературные и музыкальные произведения, через произведения народные и авторские.

Ответьте на поставленный в начале урока вопрос:

Хотят ли русские войны?

Какую роль выполняла и выполняет сейчас наша родная армия?

Какую музыку сложил народ о героях – воинах в разные времена? Что общего у всех этих произведений?

Почему солдаты, уходя на войну, пели задорные, весёлые песни?

9. Знакомство с выставкой книг.

10. Домашнее задание.

Прочитать любое произведение об армии, запомнить и приготовить исполнение разученной песни “Шёл ленинградский паренёк”.