Программа по дополнительному образованию "Вязание крючком. Волшебные узоры""

Разделы: Технология


Пояснительная записка

Данная программа рассчитана для обучающихся 7-х классов средней общеобразовательной школы и рассчитана на 68 ч. Занятия организуются в целях углубления знаний учащихся в разделе рукоделие в учебном предмете “Технология”. Вязание крючком - один из древнейших видов прикладного искусства. В наши дни стало модным украшать одежду и предметы быта изделиями, связанными коротким крючком и длинным. Данная программа рассматривает практически все виды вязания крючком. Это филейное вязание, ажурное вязание, вязание брюггерского кружева, тамбурное вязание, из которых можно создать различные изделия: салфетки, панно, прихватки, создать узоры для наволочек, манишек, кофточек, платьев, жилетов, пальто.

Задачи:

  1. Освоение техническими и специальными знаниями при изготовлении изделий крючком;
  2. Овладение техникой вязания крючком брюггерского кружева, филейного вязания, ажурного вязания,тамбурного вязания, общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектной деятельности, навыкам безопасности труда.
  3. Развивать познавательный интерес, интеллектуальные, творческие способности.
  4. Воспитывать трудолюбие, терпение, целеустремленность, предприимчивость.

 Данная программа предусматривает изучение приемов вязания брюггерского кружева, ажурного вязания, филейного вязания, тамбурного вязания и применение его в современных условиях. Содержание программы соответствует двум уровням сложности.

Режим проведения занятий – традиционный.
Формы проведения занятий – теоретические, практические, лабораторно- практические, проектная деятельность.
Используемые методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный,
  • репродуктивный,
  • частично-поисковый,
  • метод проекта

Уровни обученности - репродуктивный, новшество, новаторство.

Базовый уровень
Знать
  1. Историю возникновения вязания крючком и его видов.
  2. Сведения о нитках, крючках, используемых для вязания кружева.
  3. Основные элементы вязания крючком.
Уметь
  1. Готовить материалы к работе.
  2. Подбирать нити по цвету.
  3. Читать схемы кружева.
  4. Выполнять простые ажурные кружева; филейную сетку, тамбурное полотно.
Повышенный уровень
Знать
  1. Разновидности вязания крючком (ажурное, филейное, тамбурное вязание.)
  2. Цветовую композицию при выборе ниток;
  3. Методику проектной деятельности.
Уметь
  1. Различать виды вязания крючком;
  2. Выполнять изучаемые виды вязания крючком;
  3. Подбирать нити учетом цветовой композиции;
  4. Оценивать художественные изделия, выявлять особенности;
  5. Выполнять мини-проект

Репродуктивный уровень – обучающиеся знакомятся с историей кружева, его изделиями способами их изготовления.
Новшество – на основе полученных знаний обучающиеся овладевают техникой вязания кружев. Самостоятельно подбирают схемы, материалы, инструменты, оборудование.
Новаторство – обучающиеся выполняют изделия различных кружев самостоятельно по образцам, но с консультацией учителя по необходимости. В процессе теоретического обучения учащиеся знакомятся с историей возникновения вязания крючком и его видами; с соответствием толщины нитки и номера крючка, с правилами безопасности работы с крючком, с видами тесьмы, с понятием гипюрного вязания.
В процессе практического обучения учащиеся знакомятся со схемами видов вязания крючком, с самостоятельным составлением схем, с выполнением различных видов вязания крючком, с овладением способами соединения данных кружев в узоры. Данная программа направлена на формирование знаний и развитие умений, определяющих выбор будущей профессии во всех сферах социально - трудовой деятельности, а также ориентирует на выбор профессий в 10 классе – художественно - эстетический и технологический. Содержание курса разработано с учётом знаний, полученных обучающимися в школьном курсе изучения химии, биологии, экологии, изобразительного искусства и включает в себя межпредметные связи по следующим темам:

  1. Состав и свойства нитей – с биологией, химией.
  2. Гигиенические аспекты готового изделия – с экологией.
  3. Цветовой спектр. Зрительные иллюзии – с изобразительным искусством.

Системы практического обучения:

  1. Предметно - операционная.
  2. Конструкторско-технологическая.

Конечный результат:

  1. Освоение приёмов работы при изготовлении разнообразных кружев
  2. Выполнение - проекта.

Учебно-тематический план

№ п/п Название темы Количество часов
всего теория практика
1. История возникновения вязания.
Инструменты и материалы.
2 1
2. Основные элементы техники вязания крючком 12 3 9
3. Вязание от середины. 2 0.5 1.5
4. Ажурное вязание. Его применения. 14 3 11
5. Обвязывание изделий традиционным кружевом. 8 6
6. Запуск мини - проекта. Основы проектирования.
Кружева из отдельных мотивов.
14 3 11 
7. Декоративные отделки. 8 2 6
8. Ирландское кружево.. 4 0.5 3.5 
9. Подведение итогов. Оформление проектной папки. 4 2 2
10. Проведение выставки.  2 2  
  ИТОГО 68 17 51

Содержание программы

1. История вязания – 2 часа

Урок 1. Вязание один из видов декоративно - прикладного искусства и его роль в быту русской семьи. Ассортимент бытовых изделий (на основе простейшего вязания.). Инструменты и материалы. Виды крючков. Подбор крючков в соответствии с выбором ниток. Подготовка ниток к вязанию.
Урок 2. Санитарно – гигиенические требования и правила безопасности работы с инструментами. Организация рабочего места. Приемы вязания воздушных петель – «косичка». Петли подьема. Вязание столбиков без накида.

2. Основные элементы вязания крючком - 12 часов
Урок 1 (3) Клубок ниток как образ народного творчества. Использование ниток бывших в употреблении. Приемы вязания и условные обозначения петель в схемах. Понятие схемы рисунка. Чтение схем. Расчет петель и вязание образцов по схемам.
Урок 2 - 4 (4 - 6) Вязание полотна. Вязание рядами. Основные способы вывязывания петель (под переднюю стенку, за ножкой и т.д.) Вязание изделий прямоугольной формы (прихватка, коврик, подставка под горячее и т.д.)
Урок 5 - 6 (7 - 8) Основные мотивы традиционных русских орнаментов вязаных изделий. Правила и приемы выполнения столбиков с одним, двумя, тремя накидами. Схемы вязания различных сеточек. Филейное полотно.
Урок 7 - 8 (9 - 10) Расчет петель и вывязывание более сложных образцов по схемам - квадраты в ажуре (вязание рядами). Способы вязания квадратов в зависимости от назначения изделия.
Урок 9 - 10 (11 - 12) Цветовая гамма. Подбор ниток по цветовой гамме. Вязание пышных столбиков, Введение в работу нитки другого цвета. Техника вязания цветных узоров (цветные фестоны, трехцветный узор, двухцветный узор с пышными столбиками).

3. Вязание от середины 2 часа
Урок 1 - 2 (13-14) Общие понятия композиции. Последовательность и правила зарисовки схем вязания по кругу. Два способа вязания по кругу. Плотное вязание по кругу. Правила начала и окончания вязания. Чтение схем. Соединение рядов при вязании по кругу. Ажурное вязание по кругу. Узоры для вязания от середины - розетка с пышными столбиками, звездочка, шестиугольник, ажурный квадрат, роза. Использование отдельных мотивов для изготовления изделий – прихватка, коврик и т.д.

4. Ажурное вязание - 14 часов
Урок 1 (15) Традиционное русское кружево. Виды кружев. Районы художественных промыслов по плетению кружев на коклюшках (Вологда, Вятка, Елец, Волхов). Кружево в традиционном русском костюме (рубаха, передник.) Подбор ниток и крючков для вязания кружев. Правила и приемы выполнения столбиков в набор.
Урок 2 (16) Роль кружева в оформлении столового и постельного белья в русских семьях. Чтение схем. Вязание узкого кружева.
Урок 3 (17) Работа с журналами по вязанию. Запись узоров и их схем. Традиционные продольные кружева - особенности изготовления .Расчет и набор петель начального ряда. Вязание образцов по схемам.
Урок 4 - 6 (18-20) Практическая работа: изготовление продольных кружев. Работа по схемам.
Урок 7 – 10 (21-24) Использование кружева в изделиях для оформления современного интерьера. Традиционные поперечные кружева - особенности изготовления. Чтение схем продольных кружев. Расчет и набор петель начального ряда. Вязание образцов по схемам.
Урок 11 – 14 (25-28) Практическая работа - изготовление кружевных полос. Работа по схемам.

5. Обвязывание изделий традиционным кружевом - 8 часов
Урок 1 - 2 (29-30) Основные правила обвязывания изделий традиционным кружевом. Особенности обвязывания изделий круглой, квадратной или прямоугольной формы. Способы прибавления петель при выполнении кружева. Узоры для обвязывания изделий кружевом. Отделка платочка кружевом. Выбор и подготовка ткани – способы подготовки края ткани.
Урок 3 - 8 (31-36) Отделка платочка кружевом. Выбор, способа подготовки края ткани для отделки платочка. Практическая работа - выполнение кружева.

6. Кружева из отдельных мотивов - 14 часов
Урок 1 - 2 (37-38) Гипюрные кружева или кружева из отдельных мотивов. Использование отдельных мотивов при изготовлении изделий. Виды изделий. Способы соединения мотивов: 1 - соединение кромок уже готовых мотивов в одно полотно иголкой, полустолбиками без накида или столбиками без накида; 2 – соединение мотивов в процессе вязания последнего ряда. Зависимость способа соединения от рисунка.
Урок 3 – 6 (39-42) Квадратные мотивы. Вывязывание квадрата из угла несколькими способами. Изготовление кружева или самостоятельного изделия из квадратных мотивов используя различные способы соединения.
Урок 7 - 10 (43-46) Круглые мотивы. Изготовление кружева или самостоятельного изделия из круглых мотивов, используя различные способы соединения.
Урок 11 - 14 (47-50) Шестиугольные мотивы. Изготовление кружева или самостоятельного изделия, из шестиугольных мотивов используя различные способы соединения.

7. Декоративные отделки - 8 часов
Урок 1 – 2 (51-52) Использование декоративных отделок на трикотажных и сшитых из ткани изделиях. Разнообразие отделок - окантовочные кружева, объемные цепочки, шнуры, оборки. Накладные отделки – схемы, особенности технологии выполнения и соединения с изделием. Виды накладных отделок. Выполнение накладной отделки - мелкий зигзаг.
Урок 3 – 8 (53-58) Накладные отделки. Работа со схемами, техника изготовления. Выполнение накладной отделки - фестончики с ажуром, цветочная гирлянда, спиралька, оборочка. Выполнение отделки окантовками - узелки по краю или пико, закрутка – «рачий (обратный) шаг, обвязка витыми цветными цепочками.

8. Ирландское кружево - 4 часа

Урок 1 - 2 (59-60) Из истории кружева. Суть работы в ирландской технике. Работа с журналами мод. Кружева в одежде на картинах великих художников. Вязание образцов - сеточка: «пико», «чешуйки», «гипюр».
Урок 3 - 4 (61-62) Выполнение мотивов для ирландских кружев: кружочек, клевер, листик, стебель с кружочком, цветочек, розетка, ромашка.

9. Подведение итогов - 4 часа
Урок 1 – 4 (63-66) Окончательная отделка образцов и изделий. Оформление проектной папки.

10. Проведение выставки
Урок 1 – 2 (67-68) Организация и проведение выставки работ учащихся.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Фарафошина Н.В. “Художественное вязание” “Алфавит” 1993.
  2. Еременко Т.И. “Рукоделие” Москва Легпромбытиздат 1989.
  3. Кришталёва В.С. “Вязание узоров крючком” Москва Легпромбытиздат 1989.
  4. Терешкович Т.А. “Школа вязания” Минск “Полымя” 1995.
  5. Терешкович Т.А. ООО «Хэлтон» Минск 2000.
  6. “Модели сезона” №3,4 1992.
  7. “Журнал мод” 2000г. - 2008г.
  8. Ракова С.А. «Академия развития» Ярославль 2002.

Учебно-материальная база курса:

  1. Инструкция по технике безопасности при работе с ручными инструментами.
  2. Инструменты и приспособления – крючки №3 – 5, иглы ручные, ножницы, булавки английские, наперстки.
  3. Нити мулине в пасме, ирис, хлопчатобумажные и шерстяные нити, нитки  швейные № 40.
  4. Ткани х/б, льняные.
  5. Дидактический материал по вязанию крючком.

Перечень примерных мини – проектов:

  • Детский шарфик.
  • Воротник.
  • Детский плед.
  • Салфетка
  • Панно.
  • Наволочка для диванной подушки.
  • Прихватки.