Информационная карта урока в 8-м классе по теме "Генетическая связь между классами неорганических соединений"

Разделы: Химия


Цели:

  • Обобщение и систематизация знаний о классах неорганических соединений; ознакомление с понятиями “генетическая связь” и “генетические ряды”.
  • Развитие умения классифицировать соединения и умения устанавливать связи между соединениями.
  • Воспитание интереса к предмету через использование элементов сказки.

Виды работ учащихся:

  • Анализ учебной сказки и химического эксперимента в форме диалога.
  • Самостоятельная работа.

Оборудование: таблицы “Классификация неорганических соединений”, “Взаимосвязь неорганических соединений”, химические реактивы и оборудование (сера, кальций, фенолфталеин, лакмусовая бумага, лабораторная посуда), универсально-дидактические карточки.

Этапы урока.

  1. Организационный момент.

Объявление темы урока, цели, девиза. Слова А.С. Пушкина: “Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой”. “Евгений Онегин”.

  1. Актуализация знаний. Самостоятельная работа по УДК, вопросы 1, 2, 3.

Учебно-дидактическая карточка “Неорганические соединения”

Варианты
I II III IV
1 CO2 K2O H2CO3 Na2O
2 Ca3(PO4)2 H2O BaCl2 H2O
3 Ca(OH)2 KOH Ba(OH)2 NaOH
4 CaO SO3 BaO CO2
5 H2O K2SO4 H2O NaNO3
6 H2SO4 K SO2 Na
7 Ca H2SO4 Ba HNO3

Вопросы:

  1. Распределите по классам неорганических соединений вещества вашего варианта и назовите их.
  2. Составьте уравнение химической реакции между кислотой и основанием Вашего варианта.
  3. Составьте пары веществ, способных реагировать друг с другом.
  4. Составьте генетические ряды соединений Вашего варианта и составьте уравнения соответствующих реакций.
  5. Составьте генетический ряд любого неметалла. Покажите взаимосвязь генетических рядов неметалла и металла.
  1. Изучение нового материала.
  1. Постановка учебной задачи с помощью сказки.

Сказка “Волшебные превращения”.

На замечательной планете Химия было два царства – государства: царство Металлов и царство Неметаллов. В царстве Металлов родился принц Кальций. От рождения он был смел, активен и вспыльчив. А в царстве Неметаллов появилась на свет Сера, хрупкая и нежная, как настоящая принцесса. Принц и Принцесса знали, что им суждено встретиться однажды. Но прежде им нужно было познакомиться с великим волшебником Кислородом. Когда это произошло, Сера засветилась голубым пламенем, а Кальций активно засиял белым огнем. Они стали взрослее и почувствовали еще большую необходимость встречи друг с другом. Когда час свидания настал, разразился гром и пошел дождь. Волшебница Вода поглотила их немедленно. Только любовь их продолжала жить. Именно поэтому чувства принца окрашивали фенолфталеин в ярко-малиновый цвет, а лакмусовая бумага краснела от любви принцессы. Ничто не могло помешать влюбленным. Их чувства слились в единое целое. Фенолфталеин обесцветился, а в водном растворе родилась Соль. Ярко засияло солнце. И теперь каждый знает, почему соль и солнце – однокоренные слова. Солнце дарит свет и тепло, а соли лечат, строят и даже кормят. Великая слава вечной любви!

  1. Демонстрация превращений, описанных в сказке.
  2. Решение учебной задачи. Учащиеся составляют схемы генетических рядов металла и неметалла, устанавливают взаимосвязь генетических рядов под руководством учителя в ходе беседы.
  • Сравните ряд металла и ряд неметалла.
  • Что общего и что различного в этих рядах?
  • Что можно назвать генетической связью?
  • Что показывают генетические ряды?
  • Какие вещества из разных генетических рядов могут взаимодействовать друг с другом?
  • Как вы могли бы составить генетические ряды, в которых оксиды не растворяются в воде?
  • Составление генетических рядов меди и кремния.
  • С какими соединениями могут реагировать основные и кислотные оксиды? (с кислотами и со щелочами)
  • Подумайте, как из солей можно получить гидроксид меди (II) и кремниевую кислоту?
  1. Выделение главного. Вывод.

Вещества генетических рядов металла и неметалла противоположны по свойствам, противоположность проявляется в их взаимодействии друг с другом.

  1. Закрепление новых знаний.

Самостоятельная работа по УДК.

Вопросы 4, 5.

  1. Итоги урока.
  • Объясните, чем определяется название темы урока.
  • Как Вы думаете, зачем выбран данный девиз к уроку?

Домашнее задание.