Статья "Метод проектов в работе с дошкольниками"

Разделы: Работа с дошкольниками


Одним из важнейших аспектов внедрения метода проектов в деятельность ДОУ является подготовка кадров. Поэтому нами был  разработан комплекс консультаций и семинаров, позволяющих повысить творческий потенциал каждого педагога, создать условия для формирования педагогического сообщества, основными характеристиками которого являются интеграция, сотворчество, сотрудничество на основе гуманистических отношений внутри коллектива.

Аспекты внедрения метода проектов в деятельность дошкольного учреждения.

Под использованием метода проектов в деятельности ДОУ мы подразумеваем весь комплекс дидактических, психолого-педагогических и организационно-управленческих средств, позволяющих создать условия для формирования проектной деятельности воспитанников в процессе последующего школьного обучения.

Родоначальником метода проектов принято считать Дж. Дьюи. Согласно его воззрениям, истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества. Считалось, что путь стихийных поисков характерен и  наиболее естественен для ребенка. Опыт и знания ребенок должен приобретать путем «делания». Обучение должно проходить как преимущественно игровая и трудовая деятельность, в которой развивается вкус ребенка к самообучению и самосовершенствованию. Педагог же будет только помогать в познании того, что заинтересовало ребенка, а не предлагать для изучения что-либо сверх того. Однако, учитывая возраст наших воспитанников, эта технология не универсальна. Поэтому проектная деятельность используется не вместо систематически организованной регламентированной деятельности, а наряду с ней, как компонент системы образования, вариант организации совместной и самостоятельной деятельности. На начало учебного года корректируется тематическое планирование ДОУ, в зависимости от тематики проектов. Проектная деятельность планируется нами в двух вариантах. Во время каникул: осенних, зимних, весенних, летних. В это время не проводятся занятия, поэтому к работе над проектами, наряду с родителями привлекаются специалисты. Второй вариант – творческие проекты, связанные с подготовкой к праздникам (дизайн помещений, подготовка костюмов, театрализованных программ).

Модель развития дошкольника в проектной деятельности.

Проект (В.Кильпатрик) – любая деятельность, выполненная «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом.

Проект - это самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе ее лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Уровни развития проектных умений у дошкольников

(по Е.Евдокимовой)

1. Подражательно-исполнительский уровень (с 3,5-4 до 5 лет):

  • интегрирующее начало, определение проблемы, отвечающей потребностям детей;
  • постановка цели, ее мотивация;
  • привлечение детей к участию в планировании деятельности;
  • совместная реализация намеченного плана, движение к намеченному результату;
  • совместный анализ выполнения проекта, переживание результата.

2. Развивающий уровень проектирования (с конца 5 года жизни):

  • выделение проблемы, отвечающей потребности детей;
  • совместное определение цели проекта, мотива деятельности, прогнозирование результата;
  • планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослого; определение средств реализации проекта;
  • выполнение детьми проекта; дифференцированная помощь взрослого;
  • обсуждение результата, хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач;
  • совместное определение перспективы развития проекта.

3. Творческий уровень проектирования (цель развития проектных умений)

  • постановка детей в определенные условия, выделение проблемы;
  • самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата;
  • планирование предстоящей деятельности детьми, определение средств реализации;
  • выполнение детьми проекта, решение творческих споров, достижение договоренности, взаимообучение и помощь друг другу;
  • обсуждение результата
  • определение перспектив развития проекта.

Уровни развития проектных умений у дошкольников.

Педагог ведет ребенка к соучастию постепенно: от наблюдений за его деятельностью к эпизодическому участию, затем к партнерству. Соучастие в деятельности – это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Проектная деятельность – личностно- ориентированное развивающее обучение. Через осмысление и принятие проблемы проекта ребенком самостоятельно организуется его собственная мотивированная личностно-значимая цель работы. А значит, возникает индивидуальный маршрут познавательной деятельности, продвижение по маршруту происходит в результате рефлексии на всех этапах работы над проектом. В ходе реализации проекта происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности.  Коллективная работа детей в подгруппах дает возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Работа над проектом проходит несколько этапов:

  • постановка цели,
  • поиск формы реализации,
  • разработка содержания всего воспитательного процесса на основе тематики проекта,
  • организация развивающей, познавательной, предметной среды,
  • определение направлений поисковой и практической деятельности,
  • организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности,
  • работа над частями проекта, коррекция,
  • коллективная реализация проекта, его демонстрация.

Этапы

проекта

Задачи деятельности педагога

Деятельность педагога

Деятельность детей

1

Заинтересовать детей, создать яркие положительные эмоции, мотивировать детскую деятельность

  1. Формирует проблему (цель), определяет продукт проекта
  2. Вводит игровую (сюжетную ситуацию)
  3. Формирует задачу
  1. Вхождение в проблему
  2. Вживание в игровую ситуацию
  3. Принятие/постановка задач
  4. Дополнение задач проекта

2

Стимулировать умственную активность детей

  1. Помогает в решении задач
  2. Помогает спланировать деятельность
  3. Организует деятельность
  1. Объединение детей в рабочие группы
  2. Распределение амплуа

3

Оказать помощь в решении индивидуальных задач развития

  1. Практическая помощь (по необходимости)
  2. Направляет и контролирует осуществление проекта

 Формирование специфических знаний, умений, навыков, компетенций.

4

Обеспечить рефлексию, показать рост каждого ребенка.

  • Подготовка к презентации
  • Презентация
  • Продукт деятельности готовят к презентации
  • Представляют продукт деятельности (зрителям или экспертам)

Структура проекта обязательно включает:

  • насыщение детей наглядным материалом (видео, иллюстрации, репродукции, экскурсии, и т.д.);
  • активизацию прошлого опыта детей в различной форме (беседы, драматизации, изодеятельность);
  • ежедневные рефлексии
  • обязательное участие родителей (беседы с детьми дома, запись сказок, высказываний детей, рисование, пение, просмотр рекомендованных фильмов, спектаклей, изготовление костюмов, подарков, совместное участие в презентациях)
  • презентация с показом того, что научились делать дети.

Алгоритм включения родителей в педагогический процесс ДОУ на основе метода проектов. (Приложение)

Этапы работы с семьей:

  • создание общей установки на совместное решение задач воспитания,
  • разработка общей стратегии сотрудничества,
  • реализация единого согласованного индивидуального подхода к ребенку с целью максимального развития его личностного потенциала.

Внедрение метода проектов позволяет обеспечить насыщенное безопасное жизнепроживание, событийность, связанность взрослого и ребенка в образовательном процессе. Это становится достижимым на основе профессионально – личностного роста гуманистически ориентированного педагога. Педагог должен научиться видеть целый день и ребенка в этом дне; обрести новое педагогическое мышление: свободное и раскрепощенное, нестандартное и оригинальное. То есть развить свой творческий потенциал.  

Условия, обеспечивающие развитие воспитателя.

  • образовательная программа В.И.Логиновой «Детство»: обеспечить самообразование педагога средствами самого педагогического процесса, педагогического общения.
  • мотивация творческого развития: развивать образовательные потребности педагогов на основе повышения степени заинтересованности в собственном развитии.
  • индивидуализация и дифференциация комплекса мероприятий по развитию профессиональной компетентности.

В ходе подготовки к внедрению инновации был разработан и проведен ряд обучающих методических мероприятий, обеспечено взаимопосещение педагогов в ходе реализации проектов, проведен их анализ. Методическая служба  ДОУ практикует непрерывный  семинар по вопросам реализации проектов (действует накануне и вовремя осуществления проектов). Деятельность педагогического Совета позволяет корректировать  и развивать данное направление деятельности. В целях повышения мотивации творческого развития администрацией ДОУ проводятся различные конкурсы, связанные с темой проектов. Разработана система стимулирования и поощрения педагогов, творчески внедряющих метод проектов.