Урок биологии в 10-м классе по теме "Сходство и различие в строении клеток растений, животных, бактерий и грибов"

Разделы: Биология


Оборудование: микропрепараты: растительная клетка, вольвокс, инфузория туфелька, чешуя лука, эвглена зеленая, животная клетка. Микроскопы, цифровой микроскоп, компьютер, мультимедиа. Таблицы: “Растительная клетка”, “Животная клетка”, “Бактериальная клетка”, “Грибы”.

Ход урока

I. Организационный момент.

(приветствие учителя)

II. Актуализация знаний.

Слово учителя:

- На прошлом уроке вы познакомились с особенностями строения прокариотических и эукариотических клеток, нашли сходство и различия в их строении.

Давайте обсудим следующие вопросы.

1. Работа по карточкам.

(Карточки раздаются 4 учащимся)

Карточка 1.

В чем особенность ДНК прокариот?

Карточка 2.

Чем в клетке бактерий заменены отсутствующие органоиды?

Карточка 3.

В чем биологическое значение спорообразования?

Карточка 4.

Что общего в строении клеток эукариот и прокариот?

2. Фронтальная работа.

Биологический диктант.

(Класс делится на 3 варианта. Учитель читает текст, на экране этот текст дублируется)

(Слайд 1)

1 вариант. Выпишите организмы, ведущие паразитический способ питания.
2 вариант. Выпишите организмы, ведущие сапрофитный способ питания.
3 вариант. Выпишите организмы – хемосинтетики.

Представители:

(Слайд 2)

1 – возбудители тифа,
2 – молочнокислые бактерии,
3 – гнилостные бактерии,
4 – серобактерии,
5 – железобактерии,
6 – возбудители ангины,
7 – холерный вибрион,
8 – азотобактерии,
9 – уксуснокислые бактерии,
10 – возбудители чумы.

Поверка выполнения задания.

(Устные ответы обучающихся)

(Слайд 3)

Задание 2:

На экране вы видите микропрепараты. Ваша задача - определить их название, к какому Царству они относятся.

На экране проецируются через цифровой микроскоп микропрепараты:

(1 – растительной клетки, 2 – вольвокса, 3 – инфузории туфельки, 4 – чешуи лука, 5 – эвглены зеленой, 6 – животной клетки, 7 – сенной палочки, 8 – дрожжей)

Поверка выполнения задания.

(Устные ответы обучающихся)

(Слайд 4, 5, 6)

Слово учителя

- Мы вспомнили особенности строения клеток прокариот и эукариот, нашли сходство и различия в их строении. Выяснили, что все живое состоит из клеток.

III. Изучение нового материала.

Слово учителя

- Перечислите основные положения современной клеточной теории.

(Устные ответы обучающихся)

Слово учителя

- На уроке мы остановимся на одном из них. Как вы думаете, на каком из них?

(Устные ответы обучающихся)

Слово учителя

Верно. Тема урока “Сходство и различие в строении клеток растений, животных, бактерий и грибов”.

(Слайд 7)

Сегодня на уроке вам необходимо сравнить строение растительной, грибной, бактериальной и животной клетки.

У вас на столах лежат инструкции по выполнению лабораторной работы.

Лабораторная работа (Слайд 8)

“Изучение строения растительной, грибной, бактериальной и животной клеток под микроскопом”

Цель: закрепить умение готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить особенности строения клеток различных организмов, сравнивать их между собой.

Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, стаканы с водой, стеклянные палочки, лук репчатый, разведенные дрожжи, культура сенной палочки, микропрепараты клеток многоклеточных животных.

Ход работы (Слайд 9)

  1. Приготовьте микропрепараты кожицы лука, дрожжевых грибов, бактерии сенной палочки, рассмотрите их под микроскопом.
  2. Зарисуйте клетки в тетрадях и обозначьте видимые в световой микроскоп органоиды.
  3. Рассмотрите готовый микропрепарат клеток многоклеточного животного
  4. (клетки эпителиальной ткани).
  5. Сопоставьте увиденное с изображением объектов на таблицах.
  6. Сравните между собой эти клетки. Ответьте в выводе на следующие вопросы:
  7. В чем заключается сходство и различие этих клеток?
  8. Каковы причины сходства и различия.

Поверка выполнения задания.

(Слайд 10)

IV. Первичное закрепление изученного материала.

Слово учителя

- Перед вами лежат задания для каждой группы. На эту работу вам отводится 5 минут.

(Слайд 11)

Задание 1. Найдите сходства и отличия в строении у растительной и животной клетки.
Задание 2. О чем свидетельствует сходство в строении клеток различных организмов?
Задание 3. О чем свидетельствует различие в строении клеток различных организмов?
Задание 4. Докажите, что клетка является основной структурной и функциональной единицей живого.

Поверка выполнения задания

(Ответы обучающихся)

(Слайд 12, 13)

Слово учителя

- Какой вывод можно сделать?

(Ответы обучающихся)

(Слайд 14, 15)

V. Подведение итогов урока

Итак, мы расширили свои знания о строении клетки и пришли к выводу, что единство клеточного строения организмов находит подтверждение не только в сходстве строения различных клеток, но и в сходстве химического состава и метаболических процессов. Нуклеиновые кислоты, белки, процессы их синтеза и превращений универсальны и принципиально близки в клетках всех живых организмов.

VI. Выставление отметок.

Учащиеся сдают тетради с выполненной лабораторной работой.

VII. Домашнее задание.

Подготовить сообщения и презентации на темы:

"Строение и жизнедеятельность растительной клетки", "Строение и жизнедеятельность животной клетки ", "История создания клеточной теории".