Урок русского языка в 4-м классе по теме "Наречие как часть речи"

Разделы: Начальная школа


Методическая цель: показать приёмы и методы, используемые педагогом для формирования рефлексивных способностей обучающихся.

Образовательные цели:

  1. Дать детям первоначальное представление о том, что такое наречие и его грамматические признаки.
  2. Развитие рефлексивных умений и ответственности за свои действия.
  3. Умение слышать и слушать, умение взаимодействовать друг с другом и педагогом.

Ход урока

1. Организационный момент.

Ну-ка проверь, дружок,
Готов ли, ты, начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Ручка, книжки и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку “5”?

2. Актуализация знаний.

Посмотрите на доску, что записано?

И свежо, морозно, вкусно заскрипел капустный лист.

Что умеете делать с предложениями?

Спишите. Разберите по членам предложения и частям речи.

Какие части речи встретились в предложении? (Дети перечисляют)

Что вы знаете об имени существительном, прилагательном, глаголе, наречии? (Учитель по мере ответов учеников ведет запись на доске)

Существительное – часть речи, изменяется по числам, падежам, имеет род, в предлож. – подлежащее, дополнение, обстоятельство.
Прилагательное – часть речи, изменяется по числам, падежам, родам, в предлож. – определение.
Глагол – часть речи, изменяется по числам, временам, в наст.вр. – по лицам, в прош. вр. – по родам, в предлож. – сказуемое.
Наречие – ?

3. Целеполагание.

А что бы вы хотели о нем узнать?

(по родам, по числам, падежам, временам, лицам)

Значит цель нашего урока узнать…..

Что для этого нужно?

Получите задания.

4. Исследовательская работа в группах (каждая группа получает свою карточку).

На столах: ватман, маркеры, критерии для оценивания работ, карточки с заданиями.

I карточка.

Данные словосочетания изменить по числам:

Пою громко, закончу завтра, иду наверх, пишу плохо, висел высоко, читал медленно.

II карточка.

Изменить словосочетания по родам:

Пришёл рано, светил далеко, пел громко, плясал весело.

III карточка.

Изменить данные слова по падежным вопросам:

Рано, смело, быстро.

IV карточка.

Изменить словосочетания по временам и лицам:

Высоко подниматься, петь громко.

5. Презентация исследовательской работы каждой группой.

Критерии оценивания работы групп:

  1. Аккуратность выполненной работы на ватмане.
  2. Уверенное, четкое выступление от группы.
  3. Полнота ответа.
  4. Умение ответить на незапланированные вопросы.
  5. Поддержка выступающего группой.

Мы изменили словосочетания по ... и увидели, что …

После выступления каждой группы схема на доске меняется и в конце выглядит так:

Какой же вывод можем сделать?

Наречие – неизменяемая часть речи.

6. Физкультминутка проводится в форме игры.

Если слышим наречие – хлопаем, если другие части речи – топаем:

читал, снизу, умный, поздно, громко, около, наивный, медленно, щедро, сердито, грозно, озёра, весна, быстро, вперед, встаешь, долго, рано.

7. Продолжение работы по новой теме.

Что мы с вами сегодня узнали о наречии? (Наречие – неизменяемая часть речи)

Давайте посмотрим на нашу схему: все ли мы узнали о наречии?
На какие вопросы отвечает наречие, хотите узнать?

Тогда спишите словосочетания, вставьте вопросы.

Задание на доске.

Встать ( ) рано, читать ( ), быстро, ехать ( )вправо, увидеть ( ) издалека, появились ( ) всюду, получить ( ) сейчас, учиться ( ) отлично, повернуть ( ) налево, вернуться ( ) зимой.

Самопроверка работы, выставить отметку на поле.

Проверьте себя. Оцените.

У кого были трудности?

Что вы узнали, выполняя это задание?

Наречие – часть речи, которая отвечает на вопросы: как? где? куда? откуда? когда?

Так что теперь можем сказать о наречии?

Наречие – неизменяемая часть речи, которая отвечает на вопросы: как? где? куда? откуда? когда?

На все ли, поставленные вопросы, мы сегодня ответили?
Значит над чем будем работать на следующем уроке?

(Роль наречия в предложении, что обозначает)

8. Рефлексия.

Рефлексия проводится с помощью диагностической методики “Метод пяти пальцев”.

Кто хочет поделиться своими мыслями?

9. Домашнее задание.

Приложение.