Урок русского языка в 9-м классе по теме "Обобщающее повторение пунктуации сложных бессоюзных предложений"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о постановке знаков препинания в сложных бессоюзных предложениях;
  • умение правильно расставлять знаки препинания в предложениях;
  • работать над развитием речи учащихся;
  • повторение орфограмм.

Оборудование: доска, мультимедийная установка.

Ход урока

Презентация

1. Организационный момент.

Объявляется тема урока и записывается в тетрадь (Слайд №1)

2. Орфоэпическая разминка. Спишите слова, ставя в них ударение.

Бало'ванный, ломо'та, зна'мение, и'конопись, мизе'рный, фо'рзац, ржа'веть, че'рпать, углуби'ть, катало'г, пуло'вер, столя'р.

3. Словарный диктант с самопроверкой. Проверьте свои орфографические навыки. (Слайд №2)

Активный, асфальт, будущее, гигантский, гостиная, комментатор, идеология, деятельный, конспект, прогресс, популярный, мировоззрение, оптимист, ориентир, регулярно, ресурсы, традиция, эффект, чествовать, экология, упорядочить.

4. Блиц-опрос (устно). Фронтальный опрос (Слайд №3,4,5)

5. Синтаксический разбор предложения (у доски)

Полюбуйся: весна наступает, журавли караваном летят, в ярком золоте день утопает, и ручьи по оврагам шумят.

6. Переделать сложные предложения с союзами в бессоюзные сложные предложения. (Слайд №6)

Спектакль кончился, и зрители стали расходиться по домам.

Я знаю, что вы терпеливо преодолеваете трудности.

7. Анализ текста (у каждого на парте).

Его к…бинет всегда был для меня неожиданностью то был к…бинет учёного. В к…бинете пр(е, и)обладали иностранные и старинные книги старые журналы к...зались у него на полках новехонькими. Мне бросились в глаза книги по язык..знанию и я впервые вспомнил что А.Блок по своему образованию филолог. В комнате был уют и покой устойчивой размеренной, надолго загаданной жизн… а он проживающий в ней казался воплощением бездомности не уюта катастрофы и гибели. 

  1. Выразительно прочитайте текст.
  2. Озаглавьте текст.
  3. Определите тип речи текста.
  4. Определите стиль текста.
  5. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

8. Закрепление в форме тестовых заданий (Приложение).

9. Вывод. Итог.

  1. Какие предложения называются бессоюзными?
  2. В каких случаях между частями сложного бессоюзного предложения ставится запятая, точка с запятой?
  3. Когда между частями сложного бессоюзного предложения ставится двоеточие, тире?

Домашнее задание. Найдите текст с бессоюзными сложными предложениями научно-популярного стиля.

10. Оценки.