Урок технологии в 8-м классе по теме "Подготовка материалов для выпиливания. Перевод хантыйского орнамента"

Разделы: Технология, Общепедагогические технологии


Цель: ознакомление учащихся с особенностями подготовки материалов для выпиливания и составления и перевод хантыйского орнамента.

Задачи:

  1. Обучающая: ознакомить учащихся с подготовкой материала к работе по выпиливанию; с видами национальных орнаментов народов Ханты и Манси.
  2. Развивающая: формировать начальные умения и навыки в составлении орнамента, умение творчески мыслить.
  3. Воспитательная: воспитание художественного вкуса у учащихся.

Оборудование урока:

а) для учителя: медиапроектор, компьютер, презентация, листы оценочной деятельности учащихся по этапам, листы с критериями оценивания, листы для наглядного отображения заработанных баллов учащимися.

б) для учащихся: карандаши, линейки.

Ход урока

1. Организационный момент (2 мин.)

Проверка учащихся готовности к уроку. Сообщение формы и организации урока.

2. Актуализация знаний учащихся (13 мин.)

С помощью кроссворда. (приложение 3).

3. Оценивание кроссворда.
4. Сообщение и изложение нового материала(20 мин.)

4.1. Технология выбора материала.

Чаще всего люди стремились украсить своё жилище ажурными наличниками окна домов, ажурными полосами козырьки крыш, украшать выпиленным орнаментом всевозможные изделия: это и мебель, и декоративные панно, и разнообразные мелкие изделия бытового назначения: шкатулки, книжные полки, вешалки для полотенец и одежды, всевозможные рамки для картин, зеркал и фотографий, вазы для фруктов и кондитерских изделий, хлебницы и подобные вещи. Для выпиливания подходила доска различных пород древесины. Она должна быть сухой, не иметь различных пороков (слайд 2 в презентации). Пороки делятся: по строению древесины, по природным характеристикам, по биологическим и т. д. (слайд 3 в презентации).

4.2. Технология подготовки основы для выпиливания.
4.3. Орнамент, его виды.

Орнамент встречается очень часто. Мы видим орнамент на одежде, на фронтонах зданий и в помещении, на предметах быта. Любой из вас может сказать, что орнамент – это узор, украшающий некоторую поверхность. Но слепое украшательство вещи не сделает её красивой. Необходимо задумываться над тем, какую деталь украсить, а какую нет, украсить выбранную деталь целиком или частично? Здесь учитывается назначение вещи и место, которое ей приводится среди других вещей. Она должна гармонировать с окружающей обстановкой.

Орнамент украшает изделие и не может быть самостоятельным художественным произведением. Он способен перевоплощать реально существующие вокруг нас формы и предметы в условные изображения на плоскости. Орнамент отражает предметы, выделяя только самое характерное для них.

Вот некоторые из них:

Геометрический орнамент. Основу составляет строгое чередование геометрических элементов в строгом порядке.

Растительный орнамент самый распространенный после геометрического и самый излюбленный в резьбе. У разных народов были свои растительные мотивы. В средневековье популярными были виноградная лоза и трилистник; во времена барокко - тюльпан и пион; в период модерн - лилия и т.д. Сегодня растительный орнамент использует самый многочисленный комплекс мотивов, а разных вариаций этих мотивов существует бесконечное множество. Мотив может быть, как приближён к натуре, так и изменён до неузнаваемости.

Каллиграфический орнамент. Может состоять как из отдельных букв, так и из предложений. Причина в том, что алфавит некоторых языков очень пластичен, например арабский. Русский алфавит также пластичен, а если ещё и с растительным орнаментом, то получится значительный декоративный эффект.

Фантастический орнамент. В его основе лежат изображения мифических существ. Таких как драконы, единороги, жар-птицы и др.

Животный орнамент. Здесь используются приближённые к реальным и упрощённые изображения животных. Этот орнамент прекрасно сочетается с растительным орнаментом.

Геральдический орнамент. Его элементами могут быть гербы. Атрибуты войны – оружие, доспехи. Атрибуты музыкального искусства – лиры, трубы, маски и т.п. Выполнение этого орнамента - чрезвычайно кропотливое и ответственное дело. Применение геральдического орнамента уместно при орнаментации изделий, например шкатулок, предназначенных в качестве подарка военному, артисту или музыканту.

Основной принцип построения орнамента:

Симметрия является одним из важнейших признаков красоты форм. Существует множество принципов построения орнамента, но остановимся на важнейшем из них – принципе симметрии. Он является самым простым. Примером симметрии является отражение предмета в зеркале. Например, фигуры можно изобразить также. Здесь фигуры разделены линией симметрии. При зеркальной симметрии возникает ощущение неподвижности. Обе фигуры вместе соотносятся друг с другом, как левая и правая рука. Поэтому одну из них называют левой, другую - правой. Если же орнамент имеет только ось симметрии, он обычно вызывает ощущение движения. Орнамент, построенный по такому принципу, называют динамичным.

Довольно часто центральную часть детали украшают розеттой - орнаментом, мысленно вписанным в круг и построенным путём деления круга примерно на равные части. В большинстве случаев края плоских поверхностей изделия имеют орнаментальные украшения в виде различных полос. Основная часть таких полос состоит из одинаковых элементов, повторяющихся в определённом порядке вдоль прямой или замкнутой кривой линии.

При составлении орнамента нужно придумать мотив - это главная часть орнамента. Мотив может состоять из одной элементарной фигуры или нескольких фигур, соединённых в единое целое. Рисунок мотива зависит от фантазии художника, но повторение мотива всегда обязательно. Повторяющийся рисунок, состоящий из мотива и расстояния до соседнего мотива, называется раппорт. В сложных композициях раппорт содержит несколько мотивов. Здесь важно соблюдать пропорции между мотивами, так чтобы они дополняли друг друга. Пропорция – это определённое соотношение минимум двух элементов орнамента. Средством композиции орнамента является ритм – это закономерное чередование и повторение элементов орнамента. Ритм является организатором любой композиции и вносит динамику. Ритмичные движения могут быть прямолинейными и криволинейными. Ритм может задаваться разным расстоянием между элементами, а также изменением размеров. Ритмичное закономерное строение украшений всегда радует глаз.

В практической работе над орнаментом неоценимую услугу может оказать закон трёхкомпонентности, то есть для выразительности движения орнамента достаточно показать три различных признака, периодически их повторяя. В растительном орнаменте таковыми являются: побег, закручивающийся завиток и отпочкование от побега или завитка. В качестве подобных признаков могут быть три разных размера, три разных поворота, три разных интервала между мотивами и т.п. Всё это позволяет показать разнообразие явлений в природе.

Распределение орнамента по изделию.

При составлении орнамента учитывается то, что он должен соответствовать изделию, использование орнамента определяется назначением, внешним видом изделия и композиции в целом. Исходя, из того, что середина плоскости и её края воспринимаются по-разному, руководствуются следующим: по краям повторяют или чередуют избранные мотивы; внутреннюю часть разбивают на элементарные геометрические фигуры и заполняют их розеттами или иным видом симметрии. Это способствует восприятию всей композиции, и взгляд останавливается на основных частях. Для красоты композиции необходимо придерживаться одного стиля в украшении. Перед составлением орнамента необходимо продумать, что должно быть в центре композиции. Центр композиции – это место сосредоточения основных связей между всеми ее элементами. Вот несколько закономерностей, знание которых поможет выделить композиционный центр и подчинить ему другие части композиции:

  • Та часть целого, которая больше по величине и объему, будет выделяться, и доминировать над остальными частями;
  • Какая – то часть будет главенствовать над другими, если в её пользу изменить масштабное соотношение. Этим приемом следует пользоваться осторожно, чтобы не нарушить гармонию.

Итак, приступая к разработке орнамента для изделия, прежде всего, представьте, как будет смотреться орнамент. Главное назначение орнамента – повышение художественных достоинств изделия. В орнаменте хорошо обобщаются листья, имеющие характерные очертания. Из животных легче поддаются обобщению такие как:

  • насекомые (жуки, бабочки);
  • птицы (голуби, чайки, совы и др.);
  • морские животные (рыбы, дельфины, крабы, гребешки);
  • млекопитающие (львы, кони, олени и т.п.).

При обобщении не желательно стремиться к фотографической точности. Потом определяется мотив, ритм раппорта, пропорции и масштабы. Только после этого приступайте к зарисовке эскиза, а затем к подробной проработке орнамента. Например, изобразите пруток с завитком, затем добавьте отпочкование и еще завитки. Таким образом, вы получите простотой узор. Недопустимо, чтобы орнамент продолжался за пределы поверхности. Он должен иметь законченные края по своим углам.

4.4. Презентация орнаментов коренных народов Севера (приложение1)

И мы с вами, живя на территории ХМАО должны интересоваться культурой этих народов, которые в свою очередь тоже имеют свои орнаменты. Ими украшают одежду, посуду, жилище, инструменты и т.д.

Каждый орнамент несёт свою характеристику и обозначение (слайд 4 в презентации).

5. Оценивание за работу на уроке (по конкретному предложению, ответу и т. д.).

6. Самостоятельная работа (15 мин.) (Приложение1)

Вам даны на слайдах виды орнаментов коренных народов Севера. Они состоят из геометрических фигур (треугольников, квадратов, ромбов и т.д.). Вам необходимо на листах формата А4 придумать свои орнаменты, по правилам Хантыйского орнамента (повторение элементов, отображение сверху вниз и т.д.).

7. Оценочная деятельность самостоятельной работы (15 мин.) (Приложение2).

(рейтинговая оценка коллективного мини-проекта, трехсторонняя).

8. Подведение итогов урока: (10 мин.)

а) Оценочная деятельность за все этапы урока (суммирование баллов поэтапно).
б) Выставление отметок.
в) Сообщение Д/з.