Занятие кружка "Калина красная". Кружок естественно-научного направления "Кладовая здоровья"

Разделы: Химия


Формы проведения: лекции, беседы, лабораторные опыты, практические занятия, конференции, презентации.

В результате работы кружка должны:

1. Познакомиться с историей применения лекарственных растений;
2. Узнать правила сбора и сушки лекарственных растений;
3. Подобрать из письменных источников и сети Интернет информацию о лекарственных растениях лесов;
4. Познакомиться с лекарственными растениями болот и водоёмов, лугов;
5. Узнать о лекарственных сорняках;
6. Осуществить сбор и заготовку лекарственных растений на зиму;
7. Подобрать методики химического эксперимента по исследованию качественного состава растений;
8. Провести серию опытов по определённым методикам;
9. Подобрать рецепты использования растений в лекарственных целях;
10. Представить результаты исследований на конференциях разного уровня.

Разделы программы

Раздел программы Количество часов
Всего Теория Практика
1 Вводное занятие. Техника безопасности. Знакомство с планом работы кружка 2 2  
2 Понятие о лекарственных растениях: историческая справка, применение, способы заготовки 10 10  
3 Поиск и охрана лекарственных растений 26 4 22
4 Лекарственные растения лесов 26 5 21
5 Лекарственные растения болот и водоёмов 26 7 19
6 Лекарственные растения лугов 26 4 22
7 Лекарственные сорные растения 24 10 14
  конференция 4   4
  всего 144 42 102

Цель: знакомство с лекарственным растением нашей местности – калиной.

Образовательные задачи:

  1. Получить информацию об особенностях строения растения;
  2. Повторить из курса “Ботаники” тему “ Органы растения”;
  3. Закрепить знания из курса неорганической химии о качественных реакциях на ионы;
  4. Закрепить знания по органической химии о характерных реакциях на сахара, специфических реакциях на фенолы и pi-связь;
  5. Получить информацию из разных источников о целебных свойствах растения;
  6. Ознакомиться со сроками сбора и хранения лекарственного сырья;
  7. Обобщить полученную информацию.

Развивающие задачи:

  1. Продолжить развитие наблюдательности, внимания;
  2. Развивать умения анализировать, синтезировать информацию, обобщать по теме;
  3. Развивать умения применять полученные знания на практике;
  4. Отработать практические умения и навыки при проведении химических опытов;
  5. Отработать практические умения и навыки при создании гербария;
  6. Отработать практические умения при работе в поисковой системе сети Интернет.

Воспитательные задачи:

Продолжить воспитание:

  1. Внимательного, доброго отношения к одноклассникам и учителям;
  2. Бережного отношения к окружающей среде, в первую очередь, к растениям;
  3. Аккуратности при проведении химических опытов и изготовлении гербария.

Формы: экскурсия, работа с гербарием, беседа, практическая работа в химической лаборатории, поиск информации в сети Интернет, работа с письменными источниками.

Оборудование:

Компьютеры с выходом в Интернет, микроскопы, спиртовки, держатели, стеклянные палочки, трубки, пробирки, предметные стёкла, пинцеты, гербарии, карточки-инструкции по проведению опытов.

Химические реактивы:

Дистиллированная H2O , HCl, C6H4(OH)2, CuSO4, NaOH, K3 [Fe(CN)6], K4 [Fe (CN) 6], BaCl2, AgNO3, KMnO4, I2 спиртовой раствор, мыло.

Этапы работы Время
1. Экскурсия 0,5ч
2. Работа с гербарием 0,5ч
3. Практическая работа 2,0
4. Поиск информации в сети Интернет и работа в библиотеке с письменными источниками 2,0
5. Систематизация материала и обобщение по теме 1,0

1. Экскурсия на пришкольный участок.

Знакомство с растением.

Рассмотреть: ствол, листья, плоды. Отметить особенности.

Взять материал для исследования и для приготовления гербария.

В кабинете.

Работа с готовым гербарием.
Изготовление нового экземпляра гербария.

Заслушивание 1 ученика с небольшим сообщением по теме.

* Калина – это русское обрядовое растение, символ девственности и чистой любви. Растёт повсеместно в лесной европейской части в подлеске смешанных и лиственных лесов, в зарослях кустарников, по оврагам и берегам рек, полянам и по вырубкам. Весной калина покрыта кружевом крупных белых цветков. А в красных сочных плодах: одна-единственная косточка в форме сердечка.

Опыт. На предметном стекле аккуратно разрежьте ягоду калины.

Найдите косточку, рассмотрите её форму.

2. Работа в сети Интернет.

В поисковой системе найдите информацию о применении калины как лекарственного средства.

* Калина издавна применялась в качестве лекарственного средства. Плоды калины повышают мощность сердечных сокращений, увеличивают диурез, улучшают работу кишечника. Калина применяется как кровеостанавливающее средство. Ягода калины назначают выздоравливающим больным как общеукрепляющее средство, а также при отёках сердечного и почечного происхождения, при гастритах, колитах и заболеваниях печени. Ягоды калины входят в многочисленные сборы, рекомендованные при болезнях сердца, горла, печени, сосудов. Они полезны при гипертонии и атеросклерозе. При осипшем голосе, кашле и простудах хорошо помогает настой из калины.

Такое обильное применение калины говорит о том, что в её составе есть много различных химических веществ. Проведём серию опытов по обнаружению в соке плодов неорганических и органических веществ. Так как неорганические вещества, содержащиеся в соке, являются электролитами, то часть опытов будет посвящена определению ионов.

3. Открытая лаборатория “Кладовая здоровья”.

Подготовка материала для исследования.

Отжать сок из ягод, используя марлю или бинт. Часть сока разбавить дистиллированной водой для уменьшения интенсивности окраски. Исследовать приготовленный материал согласно методикам.

Методики исследования.

1. Универсальным индикатором определите pH среды. Сделайте вывод: сок плодов имеет: кислую, щелочную или нейтральную реакцию среды?

2. Стеклянную палочку обмакните в сок и поместите в верхнюю часть пламени спиртовки. По цвету пламени предположите наличие ионов металлов.

Ион Цвет пламени
Ион Li+ Карминово-красное окрашивание
Ион Na+ Жёлтое окрашивание
Ион K+ Фиолетовое окрашивание
Ион Са2+ Кирпично-красное окрашивание
Ион Sr2+ Карминово-красное окрашивание
Ион Ва2+ Жёлто-зелёное окрашивание

3. Ионы железа определяем с помощью реактивов красной кровяной соли K3 [Fe(CN)6 ] и жёлтой кровяной соли K4 [Fe(CN) 6 ].

На предметное стекло внесите 2 капли разбавленного сока. В первую каплю добавьте красную кровяную соль. Рассмотрите в микроскоп результат химической реакции. Выпадение синего осадка свидетельствует о наличии ионов Fe2+

Во вторую каплю добавьте жёлтую кровяную соль. Рассмотрите в микроскоп результат химической реакции. Выпадение синего осадка свидетельствует о наличии Fe3+

4. Ионы алюминия можно определить с помощью щёлочи. На предметное стекло внесите каплю разбавленного сока, добавьте NaOH. Результат рассмотрите в микроскоп. Белый осадок свидетельствует о наличии ионов алюминия. По обилию осадка можно судить о количестве алюминия. Аl3+ + 3OH- = Al(OH)3

5. Определение анионов.

На предметное стекло нанесите 1 каплю сока растения, добавьте 1 каплю хлорида бария BaCl2.

Появление белого осадка говорит о наличии сульфат ионов.

Ba2+ + SO42- = BaSO4

6. Определение ионов ионов галогенов.

На предметное стекло нанесите каплю разбавленного раствора сока растения, добавьте туда AgNO3.

Белый творожистый осадок говорит о наличии Cl-: Ag+ + Cl - = AgCl
Cветло - жёлтый осадок свидетельствует о наличии Br-: Ag+ + Br - = AgBr
Или о наличии фосфат-иона: 3Ag+ + PO43- = Ag3PO4
Жёлтый осадок говорит о наличии I- : Ag+ + I - = AgI

7. Наличие карбонат – ионов CO32- и сульфит –ионов SO32- можно определить с помощью сильной кислоты.

На предметное стекло нанести каплю сока растения, добавить 1 каплю соляной кислоты HCl. Появление пузырьков выделяющегося газа, свидетельствует о наличии СО32-.

2H+ + CO32- = H2O + CO2

Появление характерного запаха SO2 – о наличии сульфит-ионов

2H+ + SO32- = H2O + SO2

8. Наличие сахара глюкозы можно определить с помощью свежеприготовленного осадка гидроксида меди (II).

В пробирке смешайте разбавленный сок растения (1 мл) и свежеприготовленный осадок гидроксида меди (II) Cu(OH)2

(CuSO4 + NaOH).

Содержимое пробирки перемешайте, нагрейте до кипения. Появление оранжевого окрашивания или вкраплений оранжевого цвета (образуется оксид меди (I) Cu2O ), свидетельствует о наличии глюкозы.

9. Реакция на фруктозу. В пробирке смешайте 1мл разбавленного сока растения, добавьте крупинку сухого резорцина и 2 капли концентрированной соляной кислоты. Нагрейте только до начала кипения. Постепенное появление красного окрашивания говорит о наличии фруктозы.

10. Наличие дубильных веществ (фенолов и фенольных кислот) можно проверить с помощью хлорида железа (III)

На предметное стекло каплю раствора сока + каплю FeCl3 – синее окрашивание.

11. С помощью слабого раствора марганцовки KMnO4 можно предположить вещества, в молекулах которых есть pi-связи: арены или аскорбиновая кислота.

12. 1 мл исследуемой жидкости смешать в пробирке с небольшим количеством растворенного мыла, добавить несколько капель йода и нагреть на пламени горелки, при наличии метанола образуется осадок желтого цвета, специфический запах.

13. Наличие крахмала проверяют с помощью спиртового раствора йода. При взаимодействии фильтрата с этим реактивом должно появиться тёмно-синее окрашивание. При отрицательном результате заключаем, что растение крахмал не содержит.

Проведённые опыты говорят о большом качественном составе сока растения.

Плоды калины содержат:

Cахара (до 32%), дубильные вещества, пектин, гликозид амигдалин, гликозид вибурнин, соли фосфора, кальция, железа, филлохинон, витамины А, С, В9, К, Е.

По данным методикам исследовать отвар коры калины.

Сделать вывод о содержащихся в коре веществах.

4. Работа в сети Интернет.

* Определить сроки сбора лекарственного вещества. Правила сбора, сушки. Сроки хранения заготовленного впрок вещества. Противопоказания.

- Ягоды калины надо собирать в сухую погоду, в октябре, после первых заморозков, когда они почти теряют горечь. Удалить из ягод горький привкус можно в домашних условиях: надо подержать ягоды на 6-7 минут в кипящей воде. Оптимальный вариант – срезать ягоды вместе с плодоножками, чтобы не повредить их нежную мякоть. Затем плоды необходимо рассыпать тонким слоем, некоторое время провяливать их на воздухе, после чего досушить в духовке при температуре 40-60°C. Только после сушки ягоды следует очистить от плодоножек, и хранить в полотняном или бумажном мешочке в прохладном сухом месте. Срок хранения заготовленных таким образом плодов калины не ограничен.

* Заготавливают также кору и плоды. Сроки заготовки: август, сентябрь, октябрь.

- Всесоюзный научно-исследовательский институт охраны природы проводит работы по рациональному использованию калины, совмещающему заготовку коры с мерами повышения продуктивности плодоношения калиновых популяций путём осветления, расчистки, обрезки. С изъятых во время обрезки побегов снимается попутно и кора. Её получается мало, зато побеги становятся более сильными и хорошо плодоносят.

Срок хранения коры 3 года.

Противопоказания при применении калины в качестве лечебного средства.

Из-за высокого содержания пуринов плоды калины противопоказаны при гипотонии, повышенной кислотности желудочного сока, артрите, подагре, мочекаменной болезни и во время беременности плоды калины противопоказаны.

5. Поиск информации по письменным источникам.

Подберите рецепты использования калины в качестве лекарственного средства по книгам, имеющимся в школьной библиотеке.

Поливитаминные сбор:

1. Плоды калины 50 г + плоды шиповника 50 г;
2. Брусника 50 г + плоды калины 50 г.

Одну столовую ложку смеси залить 0,5 л кипятка, кипятят 10 минут. 3-4 часа настоять в плотно закрытой посуде, процедить и пить по полстакана 3 раза в день.

Настой цветков полезен при доброкачественных новообразованиях различной локализации

Столовую ложку сухих измельченных цветков залить 1 стаканом крутого кипятка, настоять, укутав, 30 минут, процедить. Принимать по 1 стакану 3 раза в день за 15 минут до еды.

Средство от кашля.

* Стакан плодов залить 1 л горячей воды, кипятить 10 минут. Процедить. Добавить 3 столовые ложки мёда.

Принимать по 1 / 2 стакана 3-4 раза в день.

* При кашле и бронхиальной астме можно употреблять немного по-другому приготовленный настой калины: растереть 40 г плодов, залить их 200 мл горячего меда, настоять 2 часа, принимать по 1 ст. л. 4 раза в день после еды.

Кровоостанавливающее средство.

4 чайные ложки измельченной коры залить стаканом воды. Кипятить 0,5 часа. Долить воду до первоначального объёма. Принимать по столовой ложке 3 раза в день до еды.

Отбеливающее средство.

Сок из свежих ягод калины широко распространен как косметическое средство: он способствует выведению веснушек, лечению угрей, отбеливает кожу. Для достижения более заметного эффекта свежий сок можно смешать со сметаной в равных частях, нанести получившуюся маску на лицо на 20 минут, после чего смыть водой.

6. Обобщение. Сделайте вывод по теме, ответьте на тестовые вопросы.

Замечательное растение нашей местности – калина в своём составе имеет много химических веществ. Благодаря этому она нашла широкое применение в медицинской практике.

Тест

1) “Кладовой здоровья” в калине является:

а) корень;
б) ствол;
в) кора;
г) цветок.

2) Время сбора лечебной калины:

а) март;
б) август;
в) ноябрь;
г) февраль.

3) Калина является фитопрепаратом при лечении:

а) ангины;
б) бронхита;
в) гипертонии;
г) гипотонии.

4) Жёлтая кровяная соль является реактивом на ионы:

а) Сl-
б) PO43-
в) Fe2+
г) Fe2+

5) Качественной реакцией на сульфат – ионы является реакция с реактивом:

а) C6H4(OH)2
б) BaCl2
в) AgNO3
г) KMnO4

6) Реактив на глюкозу:

а) Cu(OH)2
б) BaCl2
в) AgNO3
г) KMnO4

7) Реактив на фруктозу:

а) C6H4(OH)2
б) BaCl2
в) AgNO3
г) KMnO4

8) Качественной реакцией на ?- связь является взаимодействие объекта исследования с реактивом:

а) C6H4(OH)2
б) BaCl2
в) AgNO3
г) KMnO4

9) С помощью реактива AgNO3 можно определить наличие ионов:

а) Fe2+
б) Fe3+
в) Br -
г) Al3+

10) Электролит в соке калины:

а) Fe2(SO4)3
б) C6H12O6
в) C6H4(OH)2
г) H2O

По результатам работы сделать презентацию /Приложение 1/

Литература:

  1. Данников Н. Исцеление возможно - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1997;
  2. Лечение без лекарств под ред Степановой Р., -М.: Родник, 1994;
  3. Рево А.Я. , Зеленкова В. В. Малый практикум по органической химии- М. :Высшая школа, 1980;
  4. сеть Интернет;
  5. Стахеев А.Ю. Вся химия в 50 таблицах, - М.: РОСТ, 2000;
  6. Сотник В.Ф. Кладовая здоровья- М.: Лесная промышленность, 1990;
  7. Химия: Справ. изд / Шретер В. , Лаутеншлегер, Бибрак Х.: пер с нем- М .: Химия ,1989;
  8. Я познаю мир: Дет. Энциклопедия: Растения .- М. АСТ, 1994.