Урок по теме "Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения и их регуляция"

Разделы: Биология


Задачи урока:

  1. Дать представления о легочном дыхании и обмене газов между кровью и тканями.
  2. Познакомить с механизмом вдоха и выдоха, процессом регуляции дыхательных движений.
  3. Сформировать понятие о жизненной емкости легких.

Личностная значимость изучаемого для школьника:

У тренированного человека жизненная емкость легких больше.

Оборудование: таблицы “Схема кровообращения”, “Органы дыхания”, лента с сантиметровым делением.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Определение темы, планирование работы

Записывается тема урока (слайд № 1, см. Приложение). Учитель знакомит учеников с задачами урока.

III. Изучение нового материала

  1. Включается слайд № 2 (см. Приложение), где представлена таблица “Содержание газов во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе”. Учитель сообщает о необходимости изучить данную таблицу и сделать вывод.
  2. Предлагается рассмотреть рисунок “Газообмен в легких и тканях” (стр. 162–163, учебник) и ответить на вопросы (слайд № 3, см. Приложение), используя таблицы “Схемы кровообращения”, “Органы дыхания”.
  3. Учитель обращает внимание учеников на то, что легочное дыхание осуществляется путем чередования вдоха, во время которого атмосферный воздух, насыщенный кислородом, поступает в альвеолы, и выдоха, при котором воздух, обогащенный углекислым газом, удаляется в окружающую среду. Легкие не имеют мышц, однако при дыхании они расширяются и сжимаются, пассивно следуя за грудной клеткой. В связи с этим предлагается в течение одной минуты подготовить рассказ о механизмах вдоха и выдоха, используя информацию, предоставленную на слайде № 4 (см. Приложение). Схемы “Механизм вдоха” и “Механизм выдоха” ученики переписывают в тетради.
  4. Включается слайд № 5 (см. Приложение). Учитель предлагает пронаблюдать за движениями своей грудной клетки. Измерить лентой с сантиметровым делением, насколько изменяется окружность груди при вдохе и выдохе, при спокойном и глубоком дыхании. Полученные данные записать в тетрадь. Сделать вывод.
  5. Учитель знакомит учеников с понятием “Жизненная емкость легких (ЖЕЛ)” (слайд № 6, см. Приложение). Информацию ученики переносят в тетради.
  6. Включается слайд № 7 (см. Приложение). Учитель просит учеников проанализировать средние показатели ЖЕЛ разных людей и сделать выводы.
  7. Прочитав статью учебника “Регуляция дыхания” (стр. 166), ученики смогут ответить на вопросы слайда № 8 (см. Приложение).

IV. Домашнее задание (слайд № 9, см. Приложение)

Слайд № 1

Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения и их регуляция

 Слайд № 2

Содержание газов во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе

Воздух

Содержание газов (в %)

Кислород Углекислый газ Азот Пары воды
Вдыхаемый

Выдыхаемый

20,96

16, 40

0,04

4,10

79,0

79,5

немного

насыщен

Слайд № 3

Рассмотрите рисунок “Газообмен в легких и тканях” (стр. 162–163) и ответьте на вопросы:

а) Какими значками на этой схеме обозначены молекулы углекислого газа и кислорода?
б) Каким образом кровь из сердца попадает в легкие?
в) Почему она называется венозной?
г) Почему углекислый газ из капилляров малого круга проникает в легочные пузырьки, а кислород из легочных пузырьков – в кровь?
д) Почему кровь, которая течет от легких к сердцу, называется артериальной?
е) Каким образом кровь из легких попадает в ткани?
ж) Какой газ кровь отдает в межклеточное вещество?
з) Какой газ кровь забирает из межклеточного вещества?
и) Почему в межклеточном веществе много углекислого газа?
к) Почему кровь, которая течет от органов тела к сердцу, называется венозной?

Слайд № 4

Механизм вдоха

сокращение наружных межреберных мышц (подъем концов ребер, выдвижение грудины вперед) и опускание купола диафрагмы

увеличение объема грудной полости и полости легких

уменьшение давления в грудной полости и полости легких

засасывание атмосферного воздуха через воздухоносные пути

Механизм выдоха

сокращение внутренних межреберных мышц (опускание грудины) и подъем купола диафрагмы

уменьшение грудной полости и полости легких

увеличение давления в легких

выталкивание части воздуха наружу

Слайд № 5

Пронаблюдайте за движениями своей грудной клетки. Измерьте лентой с сантиметровым делением, насколько изменяется окружность груди при вдохе и выдохе, при спокойном и глубоком дыхании. Полученные данные запишите в тетрадь.

Спокойное дыхание:

Вдох _____________________ см

Выдох ____________________ см

Вывод:

Глубокое дыхание:

Вдох _____________________ см

Выдох ____________________ см

 Слайд № 6

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) – наибольшее количество воздуха, которое можно выдохнуть после максимального вдоха.

ЖЕЛ = дыхательный объем + резервный объем вдоха + резервный объем выдоха

  • Дыхательный объем – количество воздуха, которое человек вдыхает и выдыхает при спокойном дыхании.
  • Резервный объем вдоха – количество воздуха, которое человек может дополнительно вдохнуть после спокойного вдоха.
  • Резервный объем выдоха – количество воздуха, которое человек может дополнительно выдохнуть после спокойного выдоха.
  • Остаточный объем – количество воздуха, оставшееся в легких после максимально выдоха

Слайд № 7

Проанализируйте средние показатели ЖЕЛ разных людей. Как можно объяснить разницу в величине ЖЕЛ? Сделайте выводы.
  Показатели ЖЕЛ, мл
Подростки, 15–16 лет 2700
Неспортсмен 3300
Штангист 4000
Футболист 4200
Гимнаст 4300
Легкоатлет 4700
Пловец 4900
Гребец 5500–6000

 Слайд № 8

Прочитайте статью учебника “Регуляция дыхания” (стр. 166), найдите ответы на вопросы:

а) Где находится дыхательный центр?
б) Каковы его функции?
в) Откуда и какая информация поступает в дыхательный центр?
г) Какое влияние оказывает на работу дыхательного центра углекислый газ?
д) Можно ли сознательно изменить глубину и скорость дыхания? О чем это свидетельствует?

 Слайд № 9

Домашнее задание.
  1. Стр. 163–170 (учебник)
  2. Вопросы к § (стр. 170)
  3. Выполните задание № 116, 117 (Рабочая тетрадь)
  4. Сообщения “Грипп”, “Бронхит”, “Бронхиальная астма”, “Рак органов дыхания”.

Приложение

Литература

  1. Н.И.Сонин, М.Р. Сапин. “Биология. Человек” 8 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2008.
  2. Н.И.Сонин. Биология 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику “Биология. Человек”. 8 класс. – М.: Дрофа, 2008.
  3. Г.Л. Билич, В.А. Крыжановский. Биология. Полный курс. В 3–х т. Том 1. Анатомия. – М.: Издательство Оникс, 2007.
  4. Пепеляева О.В., Сунцова И.В. Поурочные разработки к учебным комплектам “Биология. Человек”, 8 (9) класс, Д.В.Колесова, Р.Д.Маша, И.Н.Беляева; А.С.Батуева и др; А.Г. Драгомилова, К.Д.Маша.– М.: ВАКО, 2005.
  5. Анисимова В.С., Бруновт Е.П., Реброва Л.В. Самостоятельные работы учащихся по анатомии, физиологии и гигиене человека: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1987.