Дополнительное образование и его роль в выборе будущей профессии школьниками

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Если вы думаете на год вперёд – сейте зёрна,
Если вы думаете на 10 лет вперёд – сажайте деревья,
Если вы думаете на 100 лет вперёд – воспитывайте человека!

Китайская мудрость

Процесс принятия решения о профессиональном выборе является сложным по своей структуре и включает следующие основные этапы: эмоционально-мотивационный; рационально-продуктивный; рефлексивно-созидающий.

Нами был проведён опрос среди педагогов дополнительного образования структурного подразделения Центра внешкольной работы и их воспитанников. Проанализировав результаты опроса, можно сделать определённый вывод.

Для руководителей наших объединений не является первостепенной задачей подготовить учащихся к выбору профессии. Практически все педагоги считают, что должны работать с каждым ребёнком, и неважно, проявляет ли он интерес, имеет ли творческие способности. Цели работы наших педагогов направлены на подготовку воспитанников к добросовестному труду, не связанному с какой-либо определённой профессией. Однако многие педагоги стараются помочь ребятам выбрать профессию.

Опрос школьников о значимости профессиональной ориентации показал, что ребята, занимающиеся в Центре, в большинстве случаев определились с выбором будущей профессии и ориентированы на получение высшего профессионального образования каждый в своей области.

Как показал анализ анкет школьников, на мотивацию профессионального выбора влияют следующие факторы: престижность профессии, возможность карьерного роста, уровень заработной платы, возможности для саморазвития и др. Интересен тот факт, что многими старшеклассниками занятия в объединениях Центра признаны важными и оказывают влияние на выбор их будущей профессии.

Дополнительное образование – это звено, которое обеспечивает развитие личности и её раннюю профессиональную ориентацию. Сегодня нельзя ограничиваться только базовым образованием, оно всё больше нуждается в поддержке неформального дополнительного образования.

Успех дополнительной образовательной деятельности школьника определяется его активным участием в непрерывном дополнительном образовании, одной из важных задач которого становится создание мотивации к профессионально-личностному развитию, готовности к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию.

Как правило, дети, занимающиеся в объединениях Центра внешкольной работы, значительно отличаются от своих сверстников: они в большей степени активны, дисциплинированны, свободны от комплексов, способны к продуктивной совместной деятельности, ответственны, имеют хорошо развитый художественный вкус.

Дополнительное образование позволяет обеспечить специализацию образования и затрагивает те области знаний, к которым подростки и их родители проявляют устойчивый интерес, а общеобразовательная школа не может обеспечить в силу объективных причин. Образовательные программы дополнительного образования не дублируют ни один из вариантов учебных программ общеобразовательной школы и носят личностно-ориентированный характер, позволяющий учитывать интересы и склонности учащихся, создавать условия для развития детского творчества.

Особую роль в организации работы объединений играет проектная деятельность школьников, развивающая самостоятельность при принятии решений, умения планировать деятельность, отстаивать свою точку зрения. Метод проектов активно включает в организацию деятельности объединений Центра педагог дополнительного образования Лелекова Марина Николаевна. Результатом проектной деятельности стало участие школьников в 2003 году в областном конкурсе “Юный модельер”. Весной 2007 года за проектную работу девушки театра моды “Грация” были отмечены кубком и дипломом второй степени на областной конференции в ОЦТТ (г. Благовещенск).

В объединениях Центра внешкольной работы педагоги стараются приблизить школьников к возможному выбору профессионального профиля, а также удовлетворить их индивидуальный образовательный интерес. На базе нашего учреждения открыты различные кружки и спортивные секции для 3-6 лет, среди них: театр моды “Грация”, творческая мастерская “Теремок”, школа раннего развития “Буратино”. Дошкольники, освоившие программы соответствующих кружков, могут продолжить своё обучение в изостудии “Сувенир”, совершенствую свои умения и навыки, развивая творческие способности.

Таким образом, дополнительное образование обеспечивает реальную возможность организовать для школьников разного возраста социально-приемлемые виды деятельности, в которых раскрываются творческие способности ребёнка, умения общаться, сотрудничать, формируются представления о будущей профессии. Годы, проведённые в нашем образовательном учреждении, останутся приятными воспоминаниями о месте, где провёл детство, о педагоге, о первых достижениях, обо всём том, что стало началом успеха в жизни.