Урок истории по теме "От Руси к России"

Разделы: История и обществознание


Учебная цель: повторить и обобщить знания по данной теме.

Вступительное слово.

После смерти Дмитрия Донского, согласно его завещания, перед московскими князьями стояла важнейшая задача: собирание земель русских.

Дмитрий Донской оставил сильное княжество, которое вскоре и стало ядром складывающегося единого Русского государства.

Княжение Василия I и Василия II ознаменовалось укреплением Московского княжества, более того возникли предпосылки для создания единого Русского государства. (Приложение).

Сложный и длительный процесс образования единого Русского государства завершился при Иване III и его сыне Василии III.

Выросшие размеры государства требовали совершенно нового подхода к вопросам управления. Была необходима реформа системы управления. Ее начал Иван III, продолжил Василий III, а Иван IV, прозванный Грозным, в конце жизни установил жесткую личную диктатуру, подобно которой Россия еще не знала.

Особую роль в этот период сыграли Софья Палеолог. Вопрос: кому и кем она приходится? (Ответ: жена Ивана III).

Вопрос: кому и кем она приходится? (Ответ: жена Василия III).

Задание № 1.

(Устно)

В чье правление ....?

  • Происходит зарождение бюрократии и складывание системы взяточничества (Василий III).
  • Появляется титул государь всея Руси (Иван III).
  • С этим именем связана надежда римской церкви на утверждение в Москве униатской церкви и распространение католичества (Софья Палеолог).
  • Окончательно сложилась система приказов (Иван IV).
  • Появляется царский титул (Иван IV).
  • Сложилась идеологическая теория "Москва – Третий Рим" (Иван III).
  • Проведена финансовая реформа, введена новая полновесная монета – знаменитая копейка (Елена Глинская).
  • Сложилась система местничества (Василий III).
  • Представители элиты, и дворяне, и простой люд считали себя холопами великого государя (Василий III).
  • Произошло освобождение от ордынского ига (Иван III).

Задание № 2

(Устно)

Выберите любую дату (таблички с датами на доске), ответьте на вопрос “Что произошло?”

  • 1462 г. – вступление Ивана III на московский престол.
  • 1480 г. – освобождение от монголе – татарского ига.
  • 1497 г. – принят первый кодекс законов единой России.
  • 1550 г. – принят новый "Судебник".
  • 1558 г. – 1583 гг. – Ливонская война.
  • 1565 г. – введение опричнины (неограниченная диктатура Ивана Грозного).
  • 1598 г. – смерть Фёдора Ивановича. Конец династии Рюриковичей.

Задание № 3.

(Устно)

По какому принципу составлены эти группы дат?

1. 1471 г., 1477 г., 1478 г. – (подчинение Новгорода)

2. 1492–1494 гг. – (война с Литвой)
1500–1503 гг.

3. 1497 г.
1550 г. – (этапы закрепощения крестьян)
1581 г.

Задание № 4.

(Письменно)

Найдите ошибку.

  • 1480 г. – освобождение от монголо-татарского ига.
  • 1462 г. – принят новый “Судебник”.
  • 1558–1583 гг. – смерть Федора Ивановича. Конец династии Рюриковичей.
  • 1550 г. – вступление Ивана III на московский престол.
  • 1565 г. – введение опричнины (неограниченная диктатура Ивана Грозного).
  • 1497 г. – принят первый кодекс законов единой России.
  • 1598 г. – Ливонская война.

Задание № 5.

Вспомните основные термины, ключевые слова, возможны исторические личности на первую букву темы сегодняшнего урока. Дайте определение или раскройте сущность.

(Примерные ответы, возможно несколько вариантов).

От Руси
п е  е л а в
р л  г о м а
и е  е ж о н III
ч п  н е д
н н  т н е
и е     и р
н в    е ж
а –        е
   О       ц
   б
   о
   л
   е
   н
   с
   к
   и
   й
к  России
о  е п у о з я
л  ф п д б б м
о  о о е о р с
н  р з б р а к
и  м и н н о
з  а ц и н й
а    и к а
ц    я     я
и Р
я у о     Рада
   б п
к л е
о ё к
р в у
м   н
л    с
е     к
н    и
и    й
е
      с
      о
      в
      е
      т
  1. Политика Ивана IV, направленная на усиление центральной власти и борьбу с боярами – сепаратистами.
  2. Князь, фаворит Елены Глинской, помощник в борьбе с опекунским советом.
  3. Временный правитель при монархе.
  4. Согласно этому документу вотчина в военном отношении приравнивается к поместью.
  5. Независимый правитель.
  6. “Собиратель земель русских”.
  7. Заселение пустующих земель на окраинах собственной страны.
  8. Преобразование, изменение, переустройство.
  9. Захарьин, Глинский, Шигона и др., помогавшие Елене Глинской и Ивану IV управлять государством.
  10. Кодекс законов.
  11. Так назван по количеству глав-статей из ответов на вопросы Ивана IV о церковном строении.
  12. Совет при монархе, так называемая Ближняя дума.
  13. Приказ, ведавший почтовой службой.

Задание № 6.

(Письменно).

Соотнесите термины, понятия и их сущность.

1 . Россия 1 . Система распределения служебных мест в Русском государстве XIV–XV вв. При назначении на воинскую службу учитывалось происхождение и знатность рода.
2. Боярская дума 2. Греческое византийское наименование Руси.
3. Местничество 3. Совет при монархе, по сути дела, это была так называемая Ближняя дума, составленная из особо приближенных к царю членов большой Боярской думы.
4. Судебник 1497 г. 4. Высший государственный орган в России с XV в., осуществляющий законодательные, судебные и военно-административные функции. Упразднена Петром I с образованием Сената.
5. Юрьев день 5. Представительный орган при царе. Сословное совещание, состоявшее из Боярской думы, представителей духовенства и феодалов (в дальнейшем, и городских верхов)
6. Пожилое 6. Первый кодекс законов единой России – закрепил единое государство и управление в государстве.
7. Регент 7. Правило, ограничивающее выход крестьян: их переход от одного владельца к другому разрешался только один раз в течение недели до и недели после Юрьева дня.
8. Избранная рада 8. Крестьян-выходцев обязали платить владельцу деньги за двор, хозяйственные постройки.
9. Земский собор 9. Временный правитель вместо монарха.

Проверка заданий № 4, 6 возможна сразу же на уроке, или выборочно взять тетради в конце урока.

Задание № 7.

Успешно выполнив предыдущие задания, продолжите мою фразу.

  • В 1462 г. на московский престол вступил Иван III. Восшествие 22-летнего правителя не потребовало... (одобрения Орды.)
  • Иван III мобилизовал все силы тогдашней Руси против Новгорода. Историческое сражение произошло в 1471 г. на реке... (Шелонь.)
  • 8 октября 1480 г. ордынцы предприняли попытки обрушиться на русский лагерь и форсировать реку... (Угру.)
  • За годы правления Ивана III резко изменилась политическая карта Северо-Восточной и Северо-Западной Руси. Появилось крупное, единое, самостоятельное государство... (Россия.)
  • Создание централизованного управления страной было завершено принятием в 1497 году ... (Судебника.)
  • Единение страны и централизацию её правления продолжил сын Ивана III... (Василий III.)
  • При Иване III они появлялись от случая к случаю, при Василии III возникла прочная система управления страной, это система... (Приказов.)
  • 16 января 1547 г. под колокольный звон всех подмосковных церквей состоялось... (Венчание на царство Ивана IV.)
  • Сразу же после утверждения Ивана IV в качестве самостоятельного правителя началась борьба за... (Казань.)
  • В честь победы над Казанским ханством был построен собор Покрова Богородицы, который позднее стал называться... (Храмом Василия Блаженного.)
  • С присоединением к России Поволжья и Приуралья, она всё более превращалась в... (Евразийскую державу.)
  • • В 1581 г. правительство Ивана Грозного провозгласило заповедные годы. С тех пор и идет поговорка "...." ("Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!")

В заключение урока назовите основные явления XV–XVI вв.

Примерные ответы:

  • преодоление последствий монголо-татарского ига;
  • внутренняя колонизация земель;
  • закрепощение крестьян;
  • формирование многонационального государства;
  • укрепление централизованной власти;
  • опричнина.

Заключительное слово:

Благодаря деятельности Василия I, Василия II, Ивана III, Василия III было создано достаточно сильное централизованное государство с новой системой управления.

Однако Иван IV оставил после своей смерти довольно сложную социально-экономическую и политическую ситуацию в стране. О чем мы будем говорить на последующих уроках.

3. Оценки за урок.

Задание на самоподготовку.