Миссия районного Центра детского творчества в сельском социокультурном комплексе Тимирязевского поселения

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Для решения основных задач образования: повышения качества, эффективности и доступности, а также выполняя Постановление Правительства РФ «О реструктуризации сети образовательных учреждений села» в нашем поселке Тимирязевский Чебаркульского района, Челябинской области, создан сельский социокультурный комплекс, который объединил все образовательные учреждения села и Челябинский научно-исследовательский институт сельского хозяйства, находящийся на нашей территории.

Сельский социокультурный комплекс – образовательная организация, реализующая программы дошкольного и общего образования, программы дополнительного образования, обеспечивающая образование и воспитание учащихся, проживающих в сельской местности, и обладающая сетью внеклассных занятий в системе дополнительного образования (музыкальное, художественное, спортивное, иное), а также материальной базой, позволяющей использовать в процессе образования и воспитания современные телекоммуникационные технологии (из «Концепции реструктуризации сети общеобразовательных учреждений РФ, расположенных в сельской местности»).

Создание сельского социокультурного комплекса обусловлено следующими причинами:

  • недостаточная материально-техническая база учреждений дополнительного образования детей, теперь мы имеем возможность использовать в своей работе материально - техническую базу всех образовательных учреждений села;
  • вторая причина - отсутствие современных коммуникаций и транспортных средств. Структурное подразделение щколы - Межшкольный методический центр в комплексе обеспечивает повышение ИКТ - компетентности педагогов, и становиться доступным для воспитанников учреждений дополнительного образования детей.
  • 3-я причина- отсутствие возможностей у средней образовательной школы предоставить широкий спектр дополнительных образовательных услуг, а в комплексе эту задачу выполняют учреждения дополнительного образования детей.

Также актуальной проблемой всех образовательных учреждений остается сокращение численности учащихся.

В сельский социо-культурный комплекс вошли все образовательные учреждения села.

  • Центр детского творчества,
  • Детские сады
  • Спортивный клуб «Стронг»
  • Дом культуры
  • Библиотека
  • Детская школа искусств
  • Общеобразовательная школа – является базовым ресурсным центром комплекса.

Руководство осуществляет координационный совет, в который входят руководители всех образовательных учреждений села.

Все образовательные учреждения (ОУ), оставляя за собой статус юридического лица, работают в структуре СКК на договорной основе, при этом каждое ОУ имеет свою программу развития.

Цель нашей инновационной программы развития Центра детского творчества – формирование социально-адаптированной личности через реструктуризацию сети образовательных учреждений сельского социума.

Самое главное для нас изменить миссию нашего образовательного учреждения дополнительного образования. Она заключается в следующем: реализация совместных образовательных программ для детей в возрасте от 3 до 17 лет в многомерном образовательном пространстве села через обучение и воспитание.

В течение 2-х лет в посёлке апробируется модель социокультурного комплекса, если она даст положительные результаты, в неё войдут и другие районные учреждения образования.

И так, что нового появилось в работе отдела в процессе реструктуризации сети образовательных учреждений села?

Педагогами Центра разработаны совместные программы с детскими садами, средней общеобразовательной школой, библиотекой, научно-исследовательским институтом по развитию творческих способностей учащихся на основе свободного выбора многообразных видов и форм творческой деятельности. И только система дополнительного образования может предоставить возможность для развития творческих способностей сельского ребёнка в различных видах деятельности, т.к. внеурочная деятельность общеобразовательной школы ограничена базисным учебным планом.

Сегодня Тимирязевский отдел Центра работает по следующим направлениям: предшкольное воспитание, научно-исследовательское, социально-педагогическое, художественно-эстетическое, физкультурно-оздоровительное. Более подробно остановлюсь на двух первых.

Предшкольное воспитание. Уже 2 года отдел обеспечивает 100% охват неорганизованных детей на территории посёлка по подготовке их к школе, используя материальную базу детских садов и школы: актовый зал, спортивный и тренажёрный залы, спортплощадка, компьютерный центр стали доступными для всех детей села. Мы проводим занятия по разработанным образовательным программам студии «Солнышко», «В мире сказок», «Пчелка». Для детей предшкольного возраста создаём условия для раскрытия творческого потенциала маленькой личности, которые будут способствовать достижению значимого результата.

Другим интересным направлением является научно-исследовательская работа с учащимися. Благодаря созданному комплексу широко используется материально-техническая база не только образовательных учреждений, но и научно-исследовательского института сельского хозяйства.

В нашем Центре педагогом Фокиной Ольгой Вячеславовной создана инновационная комплексная образовательная программа проектно-исследовательской деятельности учащихся, включающая развитие исследовательских способностей детей на всех ступенях общеобразовательной школы: начальной, основной и средней.

Программа имеет практическое применение в модели социокультурного комплекса, востребована детьми, родителями, педагогами и включает в себя три самостоятельные программы.

В начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности, и реализуется программа исследовательского обучения младших школьников «Почемучки» (автор А.И. Савенков). Занятия проводятся на базе общеобразовательной школы во всех начальных классах по 1 часу в неделю. Эта программа объединяет три относительно самостоятельных блока: «Тренинг», «Исследовательская практика», «Мониторинг». В учебно-методический комплекс входят:

  1. Программа исследовательского обучения младших школьников.
  2. Рабочая тетрадь «Я - исследователь». Автор Савенков А.И.
  3. Методика исследовательского обучения младших школьников.

Получив первоначальную подготовку в научно-исследовательской и проектной деятельности, учащиеся, имеющие определённый успех в этом направлении, продолжают развитие своих исследовательских способностей, занимаясь теперь на базе Центра детского творчества по программе «Юные исследователи природы». Целью данной программы является углубление и расширение знаний о жизнедеятельности растительного и животного мира, формирование естественнонаучной картины мира через организацию исследовательской работы учащихся среднего звена.

С учащимися 9-11 классов проводится индивидуальная научно-исследовательская деятельность по программе «Юный растениевод». Программа содействует профессиональной ориентации личности, формирует общественную активность ребенка, поднимает на более высокий уровень его коммуникативные способности. Экспериментальная и исследовательская работа для них организована на базе Челябинского научно-исследовательского института сельского хозяйства под руководством научных сотрудников этого учреждения.

Благодаря такой системной работе в СКК с 1-го по 11-й класс у ребенка появляется возможность реализовать себя и добиться хороших результатов в научно-исследовательской деятельности. Об этом свидетельствуют следующие результаты:

В 2006-2007 учебном году воспитанники Тимирязевского отдела Центра принимал участие в:

  • Международном детском экологическом форуме «Зелёная планета» (конкурс исследовательских проектов)- и стали ЛАУРЕАТАМИ, награждены дипломом II степени;
  • Всероссийской научно-практической Конференции одарённых школьников INTEL-АВАНГАРД 2007, получен специальный диплом за лучший текст работы и воспитанница удостоен денежногогранта;
  • в Российской открытой конференции учащихся «Юность, наука, культура – Урал, Сибирь», получен дипломом I степени, дипломом за лучшую работу на секции «Биологии» и удостоены звания ЛАУРЕАТА;

Фамилия Ольги Золотарёвой за высокие результаты в исследовательской деятельности внесена в энциклопедию « Одарённые дети - будущее России», которая является приложением к Энциклопедии « Лучшие люди России»;

По итогам участия в Национальной образовательной программе «Интеллектуально-творческий потенциал России» в 2006-2007 г.г. Золотарёва Ольга вошла в состав 100 наиболее результативных учащихся России (среди учащихся 9-11 классов). Она получила сертификат, и её фамилия занесена в сборник «Ими гордится Россия».

Пять воспитанниц нашего отдела стали дипломантами Всероссийского конкурса «Человек на Земле». Одна из них: ученица 5 класса призёр 3-х региональных конкурсов исследовательских работ.

Для обеспечения реализации личностных возможностей развития каждого ребёнка совместно со школой создана программа «Индивидуальные образовательные траектории развития школьников в сельском социокультурном комплексе». Необходимо было изучить индивидуальные способности учащихся, провести мониторинги образовательных запросов родителей и интересов детей, заполнить индивидуальные карты развития учеников, разработать программы индивидуальных «образовательных маршрутов» учащихся во всех образовательных учреждениях комплекса.

Теперь отслеживается развитие каждого ребёнка, это мы делаем совместно с педагогами общеобразовательной школы.

Отделом разработаны методические рекомендации по активизации саморазвития личности учащегося, предложены индивидуальные образовательные программы для личностного роста ученика по всем направлениям работы нашего педагогического коллектива.

Благодаря новой для нас деятельности в новой модели образовательных учреждений, действительно меняется роль дополнительного образования в обучении и воспитании ученика. Теперь мы ведём работу не только с воспитанниками наших коллективов, но и обеспечиваем занятость всех детей села, что очень важно для формирования социально – адаптированной личности. Именно в этой деятельности мы ещё раз подтверждаем выполнение своей новой миссии в созданном едином образовательном пространстве социума.

Презентация.