Урок математики (2-й класс) по теме "Сложение и вычитание в пределах 20"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: формирование вычислительных навыков.

Задачи:

  • закрепить знания нумерации чисел в пределах 20;
  • совершенствовать навыки табличного сложения и вычитания в пределах 20;
  • совершенствовать умение решать простые и составные задачи;
  • развивать логическое мышление, математическую речь;
  • воспитывать самостоятельность.

Форма урока: урок – путешествие.

Оборудование: рисунки планет, ракет, домиков, карта путешествия, наборы геометрических фигур (индивидуальные), сигнальные карточки, карточки с заданиями, перфокарточки, схемы-опоры.

См. Приложение

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель:

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

2. Сообщение темы урока

Сегодня на уроке мы повторим и закрепим знания по теме “Сложение и вычитание в пределах 20”.

– Скажите имя и фамилию человека, который первый полетел в космос.

– А кто из вас мечтает побывать на космическом корабле и увидеть нашу Землю из космоса?

– Все хотели бы? Замечательно. Но сначала мы должны доказать что готовы стать космонавтами. Это мы проверим, когда выполним задания:

3. Устный счет

Запишите число, в котором 6 д. 4 ед., 3 д. 7 ед., 8 д.

– Сколько десятков и единиц в числах: 46, 72, 29.

Игра “Рассели числа в домики”. Состав чисел 11, 12, 13. <Рисунок 4>.

Игра “Математическая цепочка”. <Рисунок 3>.

Занимательная рамка. <Рисунок 1>.

– В кружках этой рамки расставьте цифры так, чтобы сумма их на каждой стороне составила число 12.

Магический квадрат. <Рисунок 2>.

– Какой квадрат называется магическим?

(В таких квадратах сумма по строкам, столбцам и с угла на угол равна.)

– Проверьте, является ли этот квадрат магическим?

Игра “Молчанка”

Учитель показывает карточку с примером на “Сложение и вычитание”, а учащиеся поднимают карточку с числом (ответом).

– Молодцы! Вы доказали, что могли бы стать космонавтами, но нам нужно выбрать маршрут нашего путешествия. Для этого решим круговые примеры. Маршрут известен, ракета готова, знания есть.

– Первая станция “Яблочная”.

– На старт! 3, 2, 1. Пуск!

4. Повторение и закрепление пройденного материала

Планета “Яблочная”.

– Кто хотел бы попробовать яблочко с этой планеты? Мы сможем взять яблочко, если выполним два задания.

1). Запишите числовое выражение, прочитайте его правильно и решите его.

(9 +5) – 7 =

(12 – 4) + 9 =

( 14 – 7) + 5 =

(14 – 9) + 7 =

7 + (12 – 6) =

5 + (12 – 3) =

2). Проверьте правильность вычислений.

8 + 6 – 4 = 9

6 + 5 – 3 = 9

18 – 9 + 4 = 12

– Молодцы! Берем яблоко и летим дальше.

– Следующая планета “Морковия”. На старт! 3, 2, 1. Пуск!

– Планета “Морковия”.

– Кто хотел бы попробовать с этой планеты морковку?

– Открываем конструкторское бюро.

Работа в парах

Из набора геометрических фигур постройте космическую ракету.

– Из каких геометрических фигур состоит ракета?

– Запишите числа, которые написаны на геометрических фигурах в порядке возрастания.

– Проверим.

– Составьте из этих чисел три примера на сложение. Проверяем.

– Молодцы. Убрали геометрические фигуры в конверты.

– Следующая планета “ Музыкальная”.

5. Физкультминутка

Под музыку дети исполняют танец “Кря-кря”.

Гимнастика для глаз.

  1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4–5 раз.
  2. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2 раза.
  3. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1–4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.
  4. Посмотреть на переносицу и задержать взор на 1–4. До усталости глаза не доводить. Открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.
  5. Не поворачивая головы, посмотреть направо, зафиксировать взгляд на счет 1–4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1–6. Аналогичным образом проводится упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вниз, вверх. Повторить 3–4 раза.
  6. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо-вверх – налево-вниз, потом прямо вдаль на счет 1–6. Затем налево-вверх – направо-вниз и посмотреть вдаль на счет 1–6.

– Следующее созвездие “Озадаченное”.

– Мы сможем взять звездочку на память об этом созвездии, если правильно выполним задание.

–Составьте задачу по схеме и решите ее.

– Измените, вопрос так, чтобы задача решалась двумя действиями.

– Молодцы!

– Следующая планета “Земля”. На старт! 3, 2, 1. Пуск!

– Планета “Земля”.

– Благодаря дружной работе мы снова на земле.

– Пока нас не было, к нам пришла почта.

Игра “Почтальон”

Кто стучится в дверь ко мне.
С толстой сумкой на ремне?
Это он, это он
Лувеньгский почтальон.

– На партах домики с номерами. Выбираем почтальонов. Они, решая на конверте пример, доставляют почту – задание адресату. Самостоятельная работа. (Перфокарты).

Обменяйтесь листочками, проверьте работу товарища и оцените ее.

(Дети показывают сигнальные карточки. Зеленый – без ошибок, желтый – 1-2 ошибки, красный – 3 и более ошибок.)

6. Итог урока

Для чего надо знать таблицу сложения и вычитания?