Личностно-ориентированное обучение на уроках литературы. Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме "Проблема воспитания личности в комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль"

Разделы: Литература


Ход урока

Этап

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Объявление темы урока

Проблема воспитания личности в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»

Объявляет

Слушают

Целеполагание

 

Фиксирует на доске

Формулируют:

  1. Узнать, почему возникла проблема воспитания личности?
  2. Исследовать текст, представить мир, в котором возможны конфликтные отношения.
  3. Найти пути решения проблем, связанных с воспитанием личности.

Беседа

- Каковы, на ваш взгляд, человеческие ценности?

 

 

 

 

- Какие из этих ценностей самые важные?

Спрашивает

Отвечают:

- трудолюбие,

- культура,

- интеллект,

- те, что заложены в

Божественном откровении

(«Почитай отца своего и матерь свою», «Не произноси на другого ложного свидетельства», другие)

Выбирают, делают выводы:

- Все эти ценности свойственны будут правильно воспитанному человеку.

Работа с толковым словарём

- Что такое воспитание, каково лексическое значение этого слова?

Задаёт вопрос

Находят ответ в словаре:

«Воспитание – навыки поведения, привитые семьёй, средой и проявляющиеся в общественной жизни.

Воспитать – вырастить, дав образование, обучив правилам поведения»

Диалог

- С какого возраста нужно заниматься воспитанием?

 

 

 

 

 

- Что такое личность?

Интересуется

 

 

Подытоживает:

- Детство- начало жизни, когда закладывается фундамент формирующейся личности. Это очень ответственная пора. Качества, воспитанные в детстве, во многом определяют дальнейшее воспитание личности.

Спрашивает

Отвечают:

- С детства.

- Пока ребёнок «поперёк лавки лежит»

 

 

 

 

Высказываются:

- Это человек, имеющий своё лицо, не похожий на других.

- Это индивидуальность.

Дискуссия

- Каждого ли человека можно считать личностью?

Следит за ответами

 

 

 

 

Подытоживает:

- Драматург В.С.Розов по этому поводу говорил: «Личность ты уже с рождения. А вот сотрёшься, как пятак, или нет – от тебя зависит».

Спорят:

- Только тех, кто хорошо воспитан.

- Тех, кто достиг чего-нибудь в жизни.

- Только тех, кто известен, прославился в чём-то.

- Каждый человек является личностью.

Запись вывода в тетрадь

Личность – это отношение к самому себе, другим людям, отношение, выраженное в поступках, деятельности.

Читает

Записывают

Исследование текста комедии. Составление таблицы

Как герои комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» относятся к себе, другим людям, как поступают, действуют?

Консультирует, помогает

Исследуют текст, заполняют таблицу (См. приложение)

Театрализация

Инсценируется эпизод «Митрофанушка на уроках» (Д.3, явл.7)

Наблюдает

Играют роли

Образное рисование

- Каковы ваши ассоциации, связанные со словом «воспитание»?

Побуждает к ассоциативному мышлению

Предлагают:

Вос – ПИТАНИЕ

Беседа

- О каком «питании» идёт речь в комедии? Кто и о какой пище заботится?

Слушает

Говорят:

- О духовной пище (общении с людьми, труде, чтении книг) заботятся Правдин, Стародум, Милон, Софья. По принципу «насыщение через желудок» живут г-жа Простакова, Митрофан, Скотинин.

Строение модели среды воспитания личности

- Каково окружение, в котором воспитывался Митрофан? Каковы приёмы воспитания? Какова речевая среда?

Сотрудничает с учениками

Создают модель:

Мать                      Отец

             МИТРОФАН

 

Скотинин         Учителя

            Еремеевна

Беседа

- Сколько лет Митрофану?

 

 

- Опоздала ли мать с воспитанием сына?

 

 

- Развивается ли Митрофан как личность?

 

 

- В финале комедии сын бросат мать. Как оцените такой выбор? Осознает ли Митрофан свой поступок?

 

- Кто виноват в таком поведении Митрофана?

Задаёт вопрос

 

 

Слушает

 

 

 

 

 

 

Слушает

Цитируют:

«Г-жа Простакова: «Ведь вот уж ему шестнадцать лет исполнится около зимнего Николы»).

- Да, но она этого не понимает, потому что считает сына маленьким ребёнком, несмотря на его возраст.

Выражают свои мнения:

- Развития нет. Он как личность деградирует, не работает над собой.

- Он находится в безнравственном омуте.

- Митрофан впервые в жизни сделал выбор самостоятельно. Такой выбор одобрить нельзя. Митрофанушка, возможно, не поймёт, что совершил преступление по отношению к матери.

- Виновата мать, БЕЗумно любившая сына

Решение проблемы

- В чём проблема воспитания личности?

 

- В неумном подходе к делу воспитания и обучения ребёнка как личности.

Подведение итогов

- Почему возникла проблема воспитания личности?

 

 

- Каков мир, в котором возможны конфликтные отношения?

- Каковы пути решения проблем, связанных с воспитанием положительной личности?

Слушает

- В семье Простаковых, где отношения строятся на грубости, неуважении друг к другу, воспитать порядочную личность невозможно.

- Мир = безнравственный омут.

 

- Изменить среду, самосовершенствоваться, многому нужно учиться, жить по законам нравственности.

Рефлексия

- Я – УЧЕНИК.

- Я – ЧИТАТЕЛЬ.

- Я – исследователь.

- Я – АКТЁР.

- Я – ЗРИТЕЛЬ.

- Я – СЛУШАТЕЛЬ.

В какой роли вы выступали на уроке?

Каковы впечатления?

Задаёт вопросы

Отвечают. Делятся впечатлениями.

Домашнее задание

Написать эссе «Как самим стать хорошими мамами-папами?»

 

Записывают

Приложение.

 

ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ

ОТНОШЕНИЕ К ДРУГИМ

ДЕЙСТВИЯ, ПОСТУПКИ

МИТРОФАН

Нет своего «Я» («Ты ж меня взманила, вот я сел…»)

К матери: «Жаль стало тебя, матушка, ты так устала, колотя батюшку»

- Бегает на голубятню.

- Жалуется Еремеевне: «Мамушка, заслони меня»

- Часто и много ест.

- Повторяет за матерью.

- Хочет жениться.

- Ничего, по словам учителей, не перенял.

- Бросает мать.

Г-ЖА ПРОСТАКОВА

«Ах. Я дура бессчётная», «Ах я, собачья дочь, что я наделала!»

К Тришке: «А ты, скот…воровская харя»

К Еремеевне: «Ведьма»

К крестьянам: «Всё, что ни было, мы отобрали».

К брату: «Ты не впилась братцу в харю?»

К мужу: «Сам ты мешковат», «Телёнок»

К сыну: «Одна моя забота, одна моя отрада», «За сына вступлюсь. Не спущу отцу родному», «Нашед деньги, ни с кем не делись», «Не учись этой дурацкой науке», «Старались воспитывать Митрофанушку. Троим учителям денежки платим», «Дай позавтракать ребёнку».

-«С утра до вечера то бранюсь, то дерусь».

-Вырывает письмо у Софьи.

-Нежит сына.

-Безумно любит его.

СКОТИНИН

«Ну, будь я свиной сын…»

К сестре: «Я и сам зашвырну её так, что целой деревней в неделю не отыщут».

К Митрофану: «Ах ты чушка проклятая»

-«Мастерски оброк собирает».

-Хочет жениться на Софье.

-Любит свиней.

-«Я отроду ничего не читывал».

-Гуляет на скотном дворе.

-Своих поросят завести хочет.

-Бродит.

Продолжение

СТАРОДУМ

«Лучше вести жизнь у себя дома, нежели в чужой передней».

Есть свой расчёт.

К отцу: «Отец мой воспитал меня по-тогдашнему. Воспитание дано наилучшее».

К семье Простаковых: «Тут себя любят».

К богатству: «Глупому сыну не в помощь богатство».

-Советует Софье: «Остережёт совесть».

-Беседует о благонравии, о дворянине, семейных отношениях, о любви, счастье.

-Читает книги («Очки мои на столе в книге»).

-Прощает Простакову.

ПРАВДИН

Держится достойно, придерживается законов

С уважением

-Говорит о воспитании.

-Берёт под опеку имение Простаковых.

СОФЬЯ

Познаёт себя

«Бессовестные мои свойственники».

К Митрофану: «Достиг совершенства и дале не пойдёт».

К Стародуму: «Ваша воля будет мой закон».

-Читает книжку о воспитании девиц.

-Беседует со Стародумом.

МИЛОН

Любит

Любит

Любит