Открытый урок по физической географии в 6-м классе. Тема: "Воды. Суши. Ледники".

Разделы: География


Цель:

  • сформировать понятие о ледниках;
  • сформировать понятие о видах ледников, о снеговой линии;
  • совершенствовать умение работать с картой;
  • воспитывать чувство коллективизма ;

Оборудование:

  • физическая карта,
  • атлас,
  • картина с изображением горных вершин покрытых снегами и ледниками,
  • мультимедиа проектор.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, садитесь. Тема нашего урока- Ледники. В конце урока вы должны ответить на вопросы:

  1. Что такое ледник?
  2. Какими бывают ледники?

Проверка домашнего задания. ( таблица)

Один ребенок работает у доски , остальные в тетради ( по таблице). 3 ученика выполняют работу по карточкам.

Название озера На каком материке находится Соленое или пресное Сточное или бессточное Происхождение котловин
1.Каспийское        
2. Виктория        

Работа по карточкам

Подберите к каждому из нижеперечисленных географических понятий соответствующее определение. Например: А-д

А) озеро а) озера , из которых вытекают реки
Б) озерная котловина б) скопление воды в природном углублении на суше
В) старицы в) озера из которых не вытекает ни одной реки
Г) сточное озеро г) углубление, в котором находится озеро
Д) бессточное озеро д) участки бывшего русла реки

III. Новая тема:

План работы на доске.

  1. Снеговая линия.
  2. Ледники.
  3. Горные ледники.
  4. Покровные ледник.

Коллективная работа.

На доске висит картина ( гора) . Учитель задает вопросы , а учащиеся дают ответы.

Что интересного вы увидели?

- Это горы , на вершине которой белеют шапки льда и снега.

Почему у подножия гор тепло , а снег на вершине гор не тает?

- Дело в том , что высоко в горах летом температуры бывают низкими и выпадающие виде снега осадки не успевают стаивать. Линию, выше которой выпавший снег не успевает стаять называют -снеговой линией. ( рисунок горы)

До какой температуры мы должны подняться , чтобы снег не таял?

-До нуля градусов. ( показываем на рисунке)

Чем жарче климат, тем выше находится снеговая граница. И наоборот, чем суровее климат, тем ниже находится снеговая граница.

Выше снеговой линии снег уплотняется и превращается в зернистый, пронизанный порами фирн. В процессе дальнейшего уплотнения и перекристаллизации фирн становится настоящим льдом. Так образуются ледники. ( дополняем схему снег- фирн-лед)

Вывод: Ледники- это подвижные скопления льда на поверхности суши. Лёд обладает способностью под вилянием силы тяжести перемещаться.

Лед покрывает 10% земной суши. Почти весь он находится в Гренландии, Антарктиде, вблизи Северного и Южного полюсов. Остальная часть занимает небольшие площади в высоких горах. В истории Земли были длительные эпохи, называемые ледниковыми периодами, когда климат был настолько холодным, что слоем льда были покрыты значительные более обширные пространства. Последний ледниковый период 10000 лет назад.10000 лет назад вся эта территория была покрыта толстым слоем льда. Климат изменился , стал теплее, лёд растаял , ледник отступил. Сегодня ледник покрывает Гренландию, в Антарктиде. ( На карте показаны области, покрытые льдом во время последнего ледникового периода и в наши дни.)

Мультимедиа ( слайд1,2)

Все ледники суши делятся на горные ( альпийские) и покровные ( материковые).

Работа в группах:

1-я группа - горные ледники:

а) где образуются?

б) формы горных ледников?

в) строение ледника?

г) значение горных ледников?

2-я группа - покровные ледники.

а) где образуются?

б) формы покровных ледников?

г) значение покровных ледников?

Горные ледники.

Горные ледники очень разнообразны по размерам и по форме- в зависимости от рельефа гор. Одни ледники, как шапки , покрывают вершины другие лежат в чашеобразных углублениях на склонах , третьи заполняют горны долины.

Строение ледника: область питания- находится на значительных высотах, где летние температуры низки , а атмосферные осадки обильны и выпадают в виде снега.

Область стока(языки)- от областей питания их языки движутся вниз со скоростью около 80 м в сутки. Ниже снеговой линии находится область таяния ледников. Тающие ледники дают начало ручьям и рекам. У края ледника остаются принесенные им обломки горных пород размером от песчинки до крупного валуна. Эти ледниковые отложения называют мореной.

Самый крупный ледник – ледник Федченко. Его длина почти 80 км. Находится он на Памире.

Значение горных ледников: Горные ледники снабжают реки, многие из которых несут воду в засушливые районы. Например Амударья и Сырдарья.

Мультимедиа ( слайд 3,4,5,6 )

Покровные ледники.

Ледники этого типа занимают 98,5% всей площади ледников на Земле. Они формируются в полярных областях- В Антарктиде и на арктических островах ( Гренландия), где снеговая линия находится очень низко, местами до уровня моря.

Покровные ледники имеют форму щитов, куполов. Рельеф поверхности суши не влияет на их форму. Лед накапливается в средней части щита и медленно растекается в стороны.

Там, где покровный ледник спускается в океан от него откалываются глыбы льда- Айсберги.

Айсберги , образующиеся у ледяных берегов Антарктиды и Гренландии, могут достигать гигантских размеров. Большая часть айсбергов находится под водой, поэтому они очень опасны для судоходства

Значение: Покровные ледники содержат большую часть всех запасов пресной воды на Земле.

Мультимедиа ( слайд 7,8 9)

IV- Закрепление ( по карточкам)

  1. Ледник – это многолетнее скопление льда на суше ?
  2. Скажите лед на реке , это ледник или нет?
  3. Снеговая линия –это граница , выше которой снег не тает.
  4. Фирн – это старый снег?
  5. Горные ледники имеют область питания, область стока, область таяния.
  6. Горные ледники занимают 2% всей площади ледников на Земле?
  7. Покровные ледники содержат большую часть всех запасов пресной воды на Земле?
  8. Большая часть айсберга находится под водой?

V – Домашнее задание.

На контурной карте отметить ледники.Стр.101 зад. № 3