Программа дополнительного образования "Формула успеха"

Разделы: Внеклассная работа


В современном  быстро меняющимся мире, который требует от людей широкого кругозора, высокой культуры, способности быстро переключаться на различные  виды деятельности и принимать оптимальные решения  в критических ситуациях ,перед образовательными учреждениями стоят особо сложные задачи. При этом главнейшей из них является та, которая  будучи с формированной в ст. 29.п.1 « Конвенции о правах ребёнка», гласит: «Образование ребёнка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме».
Современная реформа образования в России вызвала ряд серьёзных изменений в привычной для нас практике обучения и воспитания детей. Решение проблемы непрерывного образования как одного из главных факторов развития личности на протяжении всей её жизни достигается двумя тесно связанными процессами:

  • воспитанием у детей потребности в приобретении знаний, умения ими
  • распоряжаться во благо человека;
  • обеспечением возможностей для получения полноценного образования через создание новых образовательных структур и совершенствование традиционных образовательных услуг.

В  законе Российской Федерации « Об образовании» подчёркивается гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности и любви к Родине.
В целях  наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей детей в систему образования в качестве одного из звеньев введено дополнительное образование.
К нему отнесены  образовательные программы  различной направленности за пределами основных образовательных программ.
В системе дополнительного образования предусматривается два направления: внеурочное и внешкольное.
Внеурочное дополнительное образование детей осуществляется в школе через предметные кружки, факультативы, различные образовательные мероприятия, проводимые в определённой системе(циклы лекций, экскурсий, олимпиад, предметных недель, конкурсов и т.д.),т.е.через все формы, способствующие развитию познавательной активности школьников, расширению их кругозора.

Внешкольное дополнительное образование имеет два варианта:

  • регулярные занятия в объединениях по интересам (клубы, театр, ансамбль, секция и  пр.)
  • массовые мероприятия ,способствующие пробуждению интереса к деятельности и последующим знаниям в объединении основных образовательных программ.

Одним из важных признаков дополнительного образования является:
мотивированность ( «мне это интересно», «Я хочу это знать»,» мне нравиться этим заниматься», «мне это надо»).
Другим важным признаком дополнительного образования является то, что оно личностно ориентированное, т.е. ориентированно не столько на социальный заказ сверху, сколько на потребности личности, выраженные на образовательные услуги.
Сегодня дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано и требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, что нашло отражение в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Федеральной программе развития образования. 
Организуя дополнительное образование, мы стремимся к органичному сочетанию видов досуга с различными формами образовательной деятельности. Задача школы- построить учебно-воспитательный  процесс так, чтобы естественные потребности ребёнка в движении, подражании , игре удовлетворялись и развивали его. А это значит, что для полноценного развития ребёнка необходимо погрузить его в различные виды творческой деятельности: музыки, театра, живописи, танца, прикладного искусства и др.

Структура дополнительного образования
в школе    № 3

В сфере дополнительного образования школа считает главным:

  • создание условий для развития способностей, интеллектуальных и  творческих возможностей учащихся, их самовыражения и самоопределения;
  • повышение и поддержание познавательного интереса детей;
  • свободный выбор учащимися дополнительных образовательных программ и направлений;
  • признание права на пересмотр возможностей в самореализации;
  • создание ситуации для успешной деятельности каждого, учитывая, что не все дети обладают одинаковыми способностями и возможностями.

Цель программы : развитие и реализация индивидуальных интеллектуальных и творческих способностей учащихся в пространстве Нурлатской общеобразовательной  школе №3
С целью интеллектуального развития учащихся и развития интересов в различных областях знаний:
Предметные кружки и факультативы.
Элективные курсы.
День школы.
Конкурсы: «Умники и умницы», «Что? Где? Когда?»
Научное общество учащихся
Практика применения знаний по иностранным языкам:
Участие школьников в постановке и проведении спектаклей по произведениям иностранной (английской и французской) литературы для учащихся школы, их родителей. Недели иностранных языков.
С целью воспитания интереса к истории Отечества, чувства патриотизма, уважения к традициям своего народа, а также расширения знаний в образовательной области «Обществознание»:
День Конституции.
Линейки.
Поздравление жителей микрорайона.
День защитника Отечества
Правовой  брей - ринг
День Победы.
Тематические классные часы.
Уроки мужества
Расширение объема культурологических знаний, формирование интереса к изучению достижений национальной культуры, ориентации в архитектурных и художественных памятниках Татарстана

  • Цикл экскурсий в города Татарстана: Казань, Елабуга, Альметьевск, Булгары, Набережные Челны.
  •  курс «История Татарстана и татарского народа»;
  • Смотр фольклорного праздника (с участием всех классов)
  • Тематические экскурсии в музей города
  • Краеведческий кружок «Истоки»
  • Тематические экскурсии в музей школы

Для реализации творческих потребностей, ориентации в мире профессий и своих профессиональных возможностей:

  • Театральное объединение «Аншлаг»
  • Карт - клуб
  • Школа ритма
  • Выставки рисунков, плакатов, стенных газет, проектов и моделей по различным темам.
  • Проведение конкурсов чтецов, музыкантов, фотоконкурсов, конкурсов танцев, песен, частушек в рамках школьного смотра.
  • Литературная гостиная
  • Школьный театр миниатюр
  • Объединение « Рукотворное чудо»
  • Пресс-центр по выпуску «Своя газета»

С целью формирования  у учащихся сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, воспитанию здорового образа жизни:

  • Программа «Здоровье»
  • Турпоходы
  • Дни защиты детей
  • Дни здоровья
  • Спортивные праздники.
  • Театр Здоровья
  • Спортивные олимпиады и соревнования
  • Спортивные секции

Для развития и реализации творческих способностей учащихся:
Годовой цикл школьных праздников (День знаний, День учителя, День рождения  школы, Встреча с выпускниками «В кругу друзей» др.).
С целью воспитания экологически грамотного поведения:

  • Циклы лекций
  • Проведение недели естествознания
  • Проведение экологических исследований
  • Участие в городских, региональных  и Республиканских экологических проектах и конференциях

Для развития навыков коммуникативной культуры и опыта организаторской деятельности:

  • Тренинги.
  • Организационно-деятельные игры.
  • Участие в городских и районных проектах
  • Трудовые десанты.
  • Участие в подготовке коллективного творческого дела.

Задачи программы :

  • Развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей
  • Приобщение к основам художественной, коммуникативной , артистической культуры.
  • Формирование опыта социального воздействия, веры в свои возможности.
  • Формирование опыта организации социального досуга.

Программа рассчитана на три года:

1 этап- 2007-2008 учебный год
2 этап- 2008-2009 учебный год
3этап -2009-2010 учебный год

Участники программы:

  • Руководители дополнительного образования
  • Учащиеся
  • Педагоги
  • Психолог школы
  • Детский юношеский центр

Основные направления деятельности дополнительного образования:

  • Удовлетворение потребностей и интересов детей;
  • расширение кругозора;
  • предоставление  возможностей для самореализации, самоутверждения личности в творческом процессе;
  • воспитание чувства коллективизма;
  • создание комфортных условий, бесконфликтных отношений;
  • создание условий для неформального общения;
  • отсутствие шаблона;
  • доступность;
  • разнообразие видов деятельности;
  • отсутствие жёсткого режима.

Принципы деятельности  кружковых объединений:

  • гуманистическая направленность, добровольность, творчество;
  • самоуправление;
    Наименование
    Руководитель.
    Цели Ожидаемые результаты Индикаторы результатов
    «Пресс-центр»

    педагог
    дополнительного
    образования

    Богословская Н.И

    Овладение современными методами получения информации Подготовка детей, которые могут работать в городских средствах СМИ.
    Создание условий для продолжения образования в сфере журналистики.Проф-
    ориентация. Участие в городских и районных конкурсах школьных газет и участие в районном конкурсе «Компьютер-мой  друг»

     

     

    Участие в городском конкурсе школьных газет, посвящённый 70-летию газеты «Дружба».
    Участие в  Республиканском
    конкурсе газет по профилактике наркомании и вредных привычек.
    Драматический
    «ШТЭМ»
    педагог
    дополнительного
    образования
    Лукьянова М.А..
    Воспитание потребности в общении.
    Развитие эстетического вкуса.
    Развитие сценических способностей, дикции, речевой культуры.
    Знакомство с искусством кино
    театра.
    Создание единого сценического коллектива.
    Раскрытие личностного потенциала учащихся.
    Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми.
    Выступление с постановками перед уч-ся школы.
    Участие в городских и районных смотрах драматических постановок.
    Участие в городском  конкурсе театров «Здоровье»-2место
    «Рукотворное   

    чудо»

     

    педагог
    дополнительного
    образования

    Монахова М.А.

     

     

     

     

    Развитие способностей детей
    путём освоения различных видов декоративно-прикладного творчества.
    Приобретение  знаний, умений,навыков,необ-ходимых
    Для реализации декоративно-приклад-ной деятельности.
    Изучение традиций народного края и воплощение их через костюмы.
    Овладение технологией работы с соломкой.
    Массовое изготовление герба города Нурлат для реализации на выставках- продажах.
    Изготовление национальных  костюмов.
    Выполнение панно из элементов,связанных крючком.
    Возможность попробовать себя в различных областях человеческой деятельности, профессиональное самоопределение.
    Участие в районных выставках декоративно-прикладного творчества.
    Изготовление герба г.Нурлат и реализация на выставке-продаже.
     

    Краеведчес-
    кий «Истоки»

    педагог
    дополнительного
    образования
    Щербакова А.А.

     

    Формирование патриотического сознания учащихся.
    Развитие навыков культурной самодеятельности,воспитание любви и уважения к своему краю, к самому себе.
    Совершенствование содержание,форм и методов поисковой,собирательной,исследовательской,экспозиционно-выставочной деятельности.

     

     

    Приобретение опыта презентации собственной экспозиции в культурно-
    оформленном пространстве музея.
    Организация  и проведение экскурсий в школьном музее.
    Обучение приёмам самостоятельной исследовательской работы.

     

    Исследовательская работа,посв.1000-летию Казани.
    Исследовательская работа в рамках историко-краеведческой экспедиции «Тайны родного края».Республика.
    Поисково-исследовательская работа участников туристско-краеведческого движения «Отечество» в номинации «Земляки.Родосло-вие».

  • соуправление;
  • открытость;
  • самообслуживание;
  • получение и отдача;
  • эффективное взаимодействие с другими заведениями.

Деятельность кружковых объединений

 Ожидаемые результаты

  • Развитие творческих  способностей учащихся.
  • Выявление талантливых и способных воспитанников.
  • Представление возможности для общественного признания, оценки, самореализации учащихся.
  •  Представление возможности попробовать себя в различных областях человеческой деятельности, профессиональное самоопределение.
  • Успешные выступления на районных конкурсах и смотрах.
  • Увеличение  количества учащихся, занимающихся в кружках, клубных       объединениях.
  • Сокращение числа учащихся, стоящих на учёте в ПДН и на внутришкольном контроле.

Используемая литература:

  • Н.Нефёдова «Воспитательный потенциал детских объединений системы дополнительного образования школы».
  • «О методической работе в школе» В.М.Лизинский. Москва: 2001г,Центр « Педагогический поиск.
  • «Теория и практика управления методической работой в общеобразовательной школе».  Пособие 2003 г. Автор Л.П.Ильенко Москва:    Управление ГОУ.
  • Журнал « Дополнительное образование» ЗАО «Витязь»,2002.
  • «Деловое совещание в школе» Пособие « В помощь администрации школы». 2005год.Издательство «Учитель», Волгоград.