Урок-мастерская "Познание истории через слово" (9-й класс, литература)

Разделы: Литература

Класс: 9


Цели урока:

  • когнитивная - создание условий для познания истории через слово,
  • креативная - творческая самореализация учащихся,
  • практическая - создание условий для самостоятельной работы учащихся.

1. Вступление. Учитель (читает):

Юрий Ракша
МОЕ "ПОЛЕ КУЛИКОВО"

Я проснулся от крика ранней птицы и не мог вспомнить. Стекла машины запотели, ничего нельзя было разобрать. Протер их ладонью - снова белая пелена. Да, это белый туман. Видны только травы, высокие, влажные, подступившие к самому стеклу.

Я на Куликовом поле. Конечно, давно паханы-перепаханы эти места. Но остались те плавные горизонты, которые оглядывал когда-то князь Дмитрий с товарищами. Осталась та славная, политая кровью и вечная земля.

И вот, находясь здесь, ты начинаешь по-новому проникаться этим событием, его памятью.

Но как охватить это событие?.. Как подойти к нему из наших восьмидесятых годов двадцатого века?

Теперь я знал, это будет триптих. Форма триптиха позволит мне показать события в развитии, во времени, я смогу охватить главные, решающие моменты этой народной драмы. Боковые части триптиха ясны - "Благословение Дмитрия на битву" (прощание с Родиной) и "Проводы ополчения" (плач жен).

А центр? И я выбираю момент, когда Дмитрий со своими товарищами стоит, освещенный первыми лучами солнца, и смотрит навстречу ему, туда, где стоят войска Мамая. Еще туманы стелются в низинах, еще полна росы высокая осенняя трава, а дружины уже выстроились в боевые порядки, и только потерянный жеребенок в предощущении страшного мечется между ними. Вдали за спиною воинов блестит Дон, а за Доном святая Родина - Русь, которую надо отстоять. Я объединю все части триптиха одним горизонтом, и пусть пейзаж сольется в одно целое, станет темой Родины. Я высвечу глаза и лица героев, и зритель увидит их в момент собирания духа, в решительный час предстояния перед битвой. Я так и назову центральную часть триптиха - "Предстояние".

Так день за днем оживает мое полотно. Заселяется. Дышит. Искрится. А что же главное? Ради чего я взялся за эту работу, в чем вижу я ее смысл?

Битва на поле Куликовом, ставшая днем рождения большой Руси Московской, имеет непреходящее значение в веках. Это наше начало, наши истоки, наша гордость. И в трудные для Родины времена, в час испытаний всегда будет светить над ней гордая слава поля Куликова. "И вечный бой! Покой нам только снится..." - эти вещие строки А. Блока стали так созвучны моим мыслям.

К своему зрителю, современнику и соотечественнику, я бы хотел обратиться этой картиной именно с такими словами. Вот почему эта работа для меня очень современна, важна, необходима. Это - мое поле Куликово, мой передний край.

Учитель: Почему через много веков это событие так тревожит, заставляет сопереживать и рождает мысль? Что же произошло на Куликовом поле?

2. Анализ текстов. Мини-сочинение.

Чтобы ответить на эти вопросы, познакомимся с отрывком из "Сказания о Мамаевом побоище" и с научной статьей из энциклопедии об этом событии.

Задание 1:

Прочитать текст№1, подчеркнуть слова, отражающие ход битвы.

Куликовская битва

Летом 1380 г. Дмитрий Иванович, узнав о движении ордынского войска к Москве, обратился с призывом о сборе русского ополчения для отпора врагу. В Коломне (ставке Дмитрия Ивановича) собралось до 200 000 воинов, основное ядро которых составляли москвичи, а также украинские и белорусские отряды. Русское войско на битву с Мамаем благословил преподобный Сергий Радонежский, основатель и игумен Троице-Сергиевского монастыря.

Утром 8 сентября 1380 г. русские полки переправились с левого на правый берег Дона у впадения в него реки Непрядвы и расположились на Куликовом поле. Впереди стоял Передовой полк, за ним - Большой полк, рядом на флангах полки Правой и Левой руки, за ними - резерв (конница). В близлежащем лесу ("в дубраве") расположился Засадный полк во главе с князем Владимиром Андреевичем Храбрым и боярином Дмитрием Боброком-Волынским. Переход Дона означал решимость Дмитрия Ивановича сражаться до конца, так как возможность для отступления сильно осложнялась тем, что в тылу русского войска находились реки Дон и Непрядва, а также глубокие овраги. В то же время такая позиция затрудняла обходные действия татаро-монгольской конницы. Войско Мамая стояло развернутым строем без резервов, в первой линии располагалась конница, во второй - пехота.

Битва началась поединком двух богатырей Пересвета и Челубея. В этом поединке погибли оба. Сразу после гибели поединщиков татарская конница, смяв Передовой полк, начала теснить Большой полк. Русское войско понесло большие потери. Дмитрий Иванович в одежде рядового воина бился в рядах того же полка. Натиск монголо-татар в центре был задержан вводом в действие резерва. Мамай перенес главный удар на левый фланг и начал теснить русские полки. Неожиданный мощный удар свежих сил Засадного полка в тыл и фланг татаро-монгольскому войску и наступление других русских полков привел к сокрушительному разгрому Мамаевой рати, остатки которой русские полки преследовали и уничтожали на протяжении 50 верст от Куликова поля. [3]

Задание 2:

Прочитать отрывок из "Сказания о Мамаевом побоище", подчеркнуть (одной чертой) слова, описывающие состояние войска,

(после выполненного задания) подчеркнуть слова (волнистой чертой), характеризующие Дмитрия Донского,

(после выполненного задания) подчеркнуть слова (двойной чертой), рисующие состояние природы.

Примечание: после каждого задания слова читаются вслух разными учениками, каждый ученик дополняет свой список выделенных слов.

"Сказание о Мамаевом побоище"

И князь великий приказал войску всему через Дон переправляться.

А в это время разведчики поторапливают, ибо приближаются поганые татары. И многие сыны русские возрадовались радостью великую, чая желанного своего подвига, о котором еще на Руси мечтали.

Многие люди из обоих войск печалятся, предвидя свою смерть.

Осень тогда затянулась и днями светлыми еще радовала, была и в ту ночь теплынь большая и очень тихо, и туманы от росы встали.

Когда же настал, месяца сентября в восьмой день, великий праздник Рождества святой богородицы, на рассвете в пятницу, когда всходило солнце и туманное утро было, начали христианские стяги развеваться и трубы боевые во множестве звучать. И вот уже русские кони взбодрились от звука трубного, и каждый воин идет под своим знаменем.

Когда же наступил второй час дня, начали звуки труб у обоих войск возноситься, но татарские трубы словно онемели, а русские трубы загремели громче. Полки же еще не видят друг друга, ибо утро было туманное. А в это время, братья, земля стонет страшно, грозу великую предрекая на восток вплоть до моря, а на запад до самого Дуная, и огромное то поле Куликово прогибается, а реки выступали из берегов своих, ибо никогда не было стольких людей на месте том.

Уже близко друг к другу подходят сильные полки, и тогда выехал злой печенег из большого войска татарского, перед всеми доблестью похваляясь, видом подобен древнему Голиафу: пяти сажен высота его и трех сажен ширина его. И увидел его Александр Пересвет, монах, который был в полку Владимира Всеволодовича, и, выступив из рядов, сказал: "Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться!" И был на голове его шлем, как у архангела, вооружен же он схимою по велению игумена Сергия. И сказал: "Отцы и братья, простите меня, грешного! Брат мой, Андрей Ослябя, моли бога за меня! Чаду моему Якову - мир и благословение!" - бросился на печенега и добавил: "Игумен Сергий, помоги мне молитвою!" Печенег же устремился навстречу ему, и христиане все воскликнули: "Боже, помоги рабу своему!" И ударились крепко копьями, едва земля не проломилась под ними, и свалились оба с коней на землю и скончались.

И сошлись грозно обе силы великие, твердо сражаясь, жестоко друг друга уничтожая, не только от оружия, но и от ужасной тесноты под конскими копытами испускали дух, ибо невозможно было вместиться всем на том поле Куликове: было поле то тесное между Доном и Мечею. На том ведь поле сильные войска сошлись, из них выступали кровавые зори, а в них трепетали сверкающие молнии от блеска мечей. И был треск и гром великий от преломленных копий и от ударов мечей, так что нельзя было в этот горестный час никак обозреть то свирепое побоище. Ибо в один только час, в мановение ока, сколько тысяч погибло душ человеческих, созданий божьих! Воля господня свершается: час, и третий, и четвертый, и пятый, и шестой твердо бьются неослабно христиане с погаными половцами.

Когда же настал седьмой час дня, по божьему попущению и за наши грехи начали поганые одолевать. Вот уже из знатных мужей многие перебиты, богатыри же русские, и воеводы, и удалые люди, будто деревья дубравные, клонятся к земле под конские копыта: многие сыны русские сокрушены. И самого великого князя ранили сильно, и с коня его сбросили, он с трудом выбрался с поля, ибо не мог уже биться, и укрылся в чаще и божьею силою сохранен был. Много раз стяги великого князя подсекали, но не истребили их божьей милостью, они еще больше утвердились.[5]

Учитель:

По какому источнику вы узнали точные сведения о битве? Почему?

Какой источник позволил почувствовать настроение войска, атмосферу битвы и авторскую оценку происходящего? Почему?

Задание 3: опишите кратко (5-10 предложений) Куликовскую битву, какой вы ее представили, используя те слова, которые вы отметили в текстах. Назовите свой текст.

Примечание: на работу дается 10 минут.

После написания мини-сочинений ребята читают свои тексты в группах из 4 человек, выбирают один текст, который будет представлен всему классу.

3. Анализ стихотворения.

Учитель:

Значение Куликовской битвы имеет непреходящий смысл. В XX веке накануне революции, серьезных изменений в жизни России, в период первой мировой войны А. Блок обращается к далекому историческому событию - Куликовской битве. Почему? Какой урок может дать это историческое событие современникам?

Показ презентации. Приложение 1

Цикл стихотворений "На поле Куликовом" (1908). Литературоведы отмечают, что в этом шедевре Блок выразил себя как великий национальный поэт, ставший в один ряд с титанами - Пущкиным, Лермонтовым, Тютчевым.

Перед чтением учитель настраивает на восприятие текста. Какие картины вы видите?

Чтение стихотворения учителем.

Александр Блок
НА ПОЛЕ КУЛИКОВОМ

Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.

О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь - стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.

Наш путь - степной, наш путь - в тоске безбрежной -
В твоей тоске, о, Русь!
И даже мглы - ночной и зарубежной -
Я не боюсь.

Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
Степную даль.
В степном дыму блеснет святое знамя
И ханской сабли сталь...

И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль...
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль...

И нет конца! Мелькают версты, кручи...
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!

Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь...
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!
7 июня 1908

Анализ стихотворения.

Учитель:

1. Перечитайте первые 4 строчки . Обратите внимание на эпитеты и метафоры: "река раскинулась", "грустит лениво", "над скудной глиной желтого обрыва в степи грустят стога". Если бы вы были художником, что бы вы нарисовали? Какие краски выбрали бы?

2. Оправдан ли резкий переход от этого пейзажа к лирическому монологу в следующих строфах: Если оправдан, то чем?

(Остановимся на восклицании "О, Русь моя! Жена моя!" Чтобы облегчить его понимание, приведем слова Блока: "Чем больше чувствуешь связь с Родиной, тем реальнее и охотнее представляешь ее как живой организм" [2]. Россия Блока - чаще всего даже не мать, какою ее представляли поэты XIX века, а тоскующая жена, невеста или возлюбленная:)

3. Блок не рисует ход Куликовской битвы, а лишь передает ее тревожное ожидание. Какими средствами он создает у читателя ощущение грандиозности исторической битвы?

4. Почему в стихотворении сменяются местоимения моя, нам, наш, я, нам? В чем смысл такого поэтического приема?

5. Перечитайте последние три строфы. Покажите, что они не только о Куликовской битве, но и о судьбе и о грядущем России, о том, что будет. Какие предчувствия томят поэта?

6. Почему появляется стихотворение о Куликовской битве в XX веке?

"На поле Куликовом" - лучшее, что написал Блок о России, ее прошлом и настоящем, о подвиге служения своей стране. Герой цикла - это борец, воин Куликовской битвы или современной поэту действительности, стоящий у порога великих перемен.

Размышление накануне перемен, становление личности, мужание перед грозной битвой.

История Куликовской битвы помогает обрести свое "Я", свой путь. Самое дорогое, что есть у героя:

О, Русь моя! Жена моя!

Так о России мог сказать только поэт, кровно чувствующий свою связь с Родиной, осознавший свою судьбу.

4. Выступление. подготовленного ученика со своим проектом "Поле Куликово" (презентация).

5. Высказывания учеников в конце урока на тему "Мое поле Куликово" (только одно слово - определение).

Литература

  1. Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник "Куликово поле" - W541, официальный сайт www.kulpole.ru
  2. Блок А. источник http://www.mudroslov.ru/quotes?author=62&filter=author&page=2
  3. Матвеев А.статья "Куликовская битва" http://www.sgu.ru/rus_hist/?wid=634
  4. Николаенко В. А.А. Блок "Река раскинулась. Течёт, грустит лениво:" Стихотворение в контексте цикла "На поле Куликовом" "Первое сентября". "Литература" №12, 2002г.
  5. "Сказание о Мамаевом побоище" источник на сайте http://www.history.ru/content/view/1300/87/1/4/
  6. Ракша И. Его ВОСХОЖДЕНИЕ http://www.pechora-portal.ru/biblio/other_people/ex.html?/biblio/other_people/raksha.htm