Урок "Изразцовая печь"

Разделы: МХК и ИЗО


Образовательный аспект урока:

  • организовать знакомство учащихся с новым видом декоративно-прикладного искусства, изразцом, через эмоциональный рассказ учителя, использование наглядности и применение ИКТ.
  • способствовать формированию эмоционально-ценностного восприятия детьми изразцов в древнерусской архитектуре как явления национальной культуры через использование презентации о видах изразцов.
  • создать условия для расширения привычного представления детей о печи через рассказ учителя и фронтальную беседу с учащимися.

Задачи урока:

  • создать условия для развития воображения учащихся на основе творческих принципов народного искусства через выдвижение занимательной проблемы, фронтальную работу по таблицам и образцам готовых изразцов.
  • способствовать развитию цветового видения детей и их творческих способностей через фронтальную беседу по таблице "Цветовой круг".
  • содействовать развитию мелкой моторики пальцев и техники работы с пластическим материалом через организацию совместно-индивидуальной работы в группах.
  • содействовать повышению уровня проявления индивидуальности и самостоятельности учащихся через организацию индивидуальной творческой работы.

Ход урока

1. Организационный момент.

(задачи: подготовить новую психологическую ситуацию быстрой настройки сосредоточения учащихся на урок, развивать умственную привычку быстрого перехода к рабочему состоянию сознания, способствовать сознанию необходимого делового и психологического контакта между учителем и учащимися.)

Приветствие учителя.

-Ты еще не видел чудо?
Никогда не видел чудо?
Посиди и посмотри!
В старину умельцы были.
Чудеса они творили, создавали изразцы.
Так попробуем и мы.

2. Актуализация опорных знаний.

Рассказ учителя с использованием показа его содержания при помощи компьютера.

(УВЗ этого УВМ - организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся, создать условия для воспроизведения имеющихся знаний и усвоения новых, подвести к осознанному формулированию темы и цели урока.)

Учитель: Крестьянский дом, как мы уже знаем, - особое явление народной культуры. Дом служит защитой человеку. Крестьянский дом иначе называется "изба". Это слово имеет несколько значений. Одно из них: изба - помещение, отапливаемое печью. Основное пространство избы занимала печь.

А для чего использовали печь в русской деревне? (Ребята активно включаются во фронтальную форму познавательной деятельности, отвечают на вопросы. Фронтальная беседа развивает память, внимание.)

Учитель: С печью связано много поверий, обрядов. Отношение хозяев изменялось к незнакомому человеку, если ему довелось посидеть на их печи. Такой человек считался уже своим. Печь в крестьянском доме - это кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней. Посредине зимы существовала особая неделя, которая называлась "Емелина неделя". По обычаю зимними долгими вечерами в доме рассказывали сказки. Нередко в них и сама печь становилась героиней. А какие вы знаете сказки, где упоминается печь? (Говоря о внутреннем убранстве дома, о назначении печи в избе, вспоминаем пословицы, загадки и сказки. Таким образом, создаю условия для расширения привычных представлений о печи.)

Учитель: В устном народном творчестве образ печи занимает ведущее место: это, как вы уже сказали, сказки. Еще загадки.

- Чего из избы не вытащишь?

- Тело теплое, а крови нет.

(Дети отвечают)

Множество пословиц и поговорок. "Не хвались печью в нетопленной избе", "Не хлопочи, когда нет ничего в печи".

Как вы думаете, почему мы сегодня так много говорим о печи? (Ответы детей. Учитель обобщает ответы учащихся и называет тему, которая оформлена на доске: "Изразцовая печь")

Учитель: Наша задача - познакомиться с новым видом декоративно-прикладного искусства - изразцом. Что же это такое? (Фронтальная работа, начинающаяся с вопроса, который должен заинтересовать учащихся, позволяет им самим определить тему урока и направляет познавательную активность класса на осознанное получение новых знаний. Учащиеся рассматривают представленные учителем образцы изразцов, слушают рассказ учителя).

3. Формирование новых знаний и умений.

(Учитель организует знакомство учащихся с новым видом декоративно-прикладного искусства, изразцами)

Учитель: В старину всему хозяйкой в доме была печь. Она и грела, и кормила. Печь нередко украшала жилище. Что же делало ее нарядной? Конечно, изразцы.

Знакомо ли вам это слово? (учитель объясняет значение слова - изразец, показывая учащимся готовые образцы. Наглядность формирует образное мышление)

Изразец - очень старое слово. Произошло от слова "образить", то есть украсить.

Применялись изразцы для внешней облицовки знаний и их внутреннего убранства - для украшения печей. Делались изразцы из глины с различными добавками. Затем обжигались до каменного состояния. После обжига их расписывали. И готовыми плиточками украшали печь. (рассматривая содержание изразцов, ученики называют сказочные сюжеты, их героев, т.е. словами передают то, что они видят на экране)

Вот что о них писал поэт И.Кулагин:

"Я к изразцам прильну спиной -
Я снова в детстве.
Пускай бушуют за стеной
Метели бедствий:"

(использование стихов создает эмоциональный настрой, необходимый для предстоящей творческой работы)

Что же изображали русские мастера на изразцовых плитках? Это и сказочные птицы, и сказочные животные, и диковинные, райские деревья, и причудливые цветы, и целые мозаичные картины. (Через применение информационно-коммуникационных технологий(ИКТ) формируется эмоционально-ценностное восприятие детьми изразцов в древнерусской архитектуре как явления национальной культуры. Использование ИКТ позволяет повысить мотивацию учащихся, а значит, повысить увлеченность процессом деятельности и уровень проявления индивидуальности и самостоятельности в работе.)

4. Закрепление знаний.

Учитель: Итак, ребята, вы видели сейчас много изразцовых печей и отдельных изразцов.

(На этапе закрепления ставлю следующие задачи: Воспроизвести и закрепить в памяти учащихся знания, которые будут необходимы им для самостоятельной творческой работы; создать условия для развития воображения учащихся; оказать им помощь в выборе сюжета изразца, который они будут изготовлять самостоятельно. Цель этой работы - воспроизведение и упрочнение в памяти знакомых сведений. Методом фронтальной беседы через использование наглядности решается задача создания условий для развития цветового видения детей и их творческих способностей. Фронтальный опрос активизирует память, включает всех учащихся в активную мыслительную деятельность. В ходе опроса осуществляется коллективная познавательная деятельность всех учащихся, в результате которого ЗУН всего класса совершенствуются.)

- Как называются узоры, которые украшают эти печи? (Дети отвечают: орнаменты.)

- Какие бывают орнаменты? (Дети: замкнутые, ленточные, сетчатые. Для воспроизведения знаний об орнаментах учитель использует таблицы "Композиция орнамента", "Применение орнамента в быту" )

- Обратите внимание на то, какой цвет преобладает на изразцах народных умельцев. Какие символические значения имеет цвет? (Дети: черный символизирует землю, желтый - солнце, красный - жизнь. Обращается внимание на символическое значение цвета и цветовое видение ребят через содержание таблицы "Цветовой круг").

- Виды изразцов по цвету: красные - цвет глины, гжельские - синим по белому, многоцветные, зеленые - муравленые. Муравленый изразец получил название от цвета травушки-муравушки, подобно ей он тоже зеленого цвета.

Вспомните, пожалуйста, что такое декоративно-прикладное искусство? Относится ли изразец к ДПИ? (Дети: ДПИ - это украшение предметов быта художниками и народными умельцами).

- Значит, содержанием изразца может быть не только орнамент, но и какой-то сюжет. Давайте вспомним, что любили изображать мастера ДПИ. (Дети: особенно любимыми для русских умельцев были изображения женской фигуры, коня, чудо-птицы и дерева. Беседа по содержанию этого вопроса сопровождается показом образцов уже готовых изразцов.)

5. Творческая работа.

Учитель выдвигает перед классом занимательную проблему:

- А теперь давайте мы с вами представим себя народными умельцами-художниками, а наш класс станет мастерской по изготовлению изразцов. У нас и печь есть, которая пока совершенно обычная и ждет, когда мы ее украсим. (Выдвижение перед классом занимательной проблемы содействует повышению уровня проявления индивидуальности и самостоятельности учащихся.)(Каждому ребенку выдается квадрат 10*10, вырезанный из картона, а на доске "печь" сделанная из бумаги, имитирующая настоящую с пустым полем для готовых изразцов)

Класс разбивается на 4 группы, каждой группе предлагается творческое задание - создать изразцы для русской печи из пластилина.

1 гр. - 5 человек (У этих ребят хорошо развито образное мышление, творческое воображение, они самостоятельны в выполнении творческих работ. Задание: создать на изразцах сюжеты, используя образы сказочных птиц, животных, диковинные деревья, причудливые цветы)

2 гр. - 5 чел. (Ребята активные имеют средние художественные способности, у них есть желание и возможность развить свои умения и навыки. Задание: создать изразцы, учитывая символическое значение цвета)

3 гр. - 10 чел. (Обладают слабой памятью и фантазией, у них слабо развита самостоятельность, но они добросовестны и исполнительны. Задача: создать изразцы, изобразив на них один из видов орнамента)

4 гр. - 4 чел. (У этих учащихся отсутствует мотивация, отсутствует активное внимание, они имеют слабые навыки самостоятельной работы. Задача: создать изразцы по предложенным образцам)

На данном этапе уроке решается задача создания условий для развития творческих способностей каждого ученика. Эта задача выполняется через организацию групповой работы, что предусматривает достижение общей цели через дифференцированный подход. Работа в группах строится с учетом стремления определенного количества учащихся к общей цели, обусловленного осознанными потребностями каждого из них получить желаемый для себя лично результат, который, тем не менее, важен и для других. Для достижения результата - создания коллективной композиции - выбрала совместно-индивидуальную форму работы. Она характеризуется тем, что дети вначале работают индивидуально с учетом единого замысла и лишь на завершающем этапе деятельность каждого становится общей частью композиции. Эта форма позволяет вовлечь в коллективную творческую работу весь класс. Каждый, выполняя свое задание, знает, что чем лучше он это сделает, тем лучше будет работа коллектива. Это позволяет мобилизовать творческие личные возможности каждого ученика. Учитель в ходе творческой работы учащихся руководит их творческим поиском, дает индивидуальные консультации о композиции, сюжете орнаментов, выборе цвета и корректирует работу учащихся в зависимости оттого, что сделано другими.

Выполнив задание полностью, ученик делает творческую защиту своей работы перед классом, рассказывая что, как и почему он изобразил на своем изразце. Далее изразец помещается на символическую печь. Так постепенно печь приобретает совершенно другой вид, а именно становится необычной, сказочной, волшебной. Группа сильных учащихся, кто быстрее других справился с заданием, помогает в составлении коллективной композиции, благодаря этому у учителя есть возможность оценить работы учеников.

6. Итог урока.

На данном этапе ставлю следующие задачи: дать оценку успешности достижения цели, развивать умение анализировать и делать выводы, оценивать собственную деятельность и работу других.

Учитель: Итак, подведем итог урока. Что нового мы узнали сегодня? (Дети: познакомились с новым видом ДПИ - изразцом)

Но мы не только узнали о новом виде ДПИ, но и, проявив свои умения и навыки, создали изразцы для русской печи. Понравилось ли вам ваше творчество? Чьи работы заслуживают особой оценки и почему?

Я очень довольна вашей работой! Молодцы, ребята! Сегодня вы сделали настоящую сказку, в которой есть и райский сад, и жар-птицы, и сказочные животные. У вас получилась замечательная изразцовая печь! Давайте придумаем название нашей коллективной композиции. (Дети: волшебная печь, сказочная печь, необыкновенная печь и т.д.)